Предмет: русский язык Класс: 11 УМК: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2008. Уровень обучения: базовый Тема урока: Обособленные и необособленные определения Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час Место урока в системе уроков по теме: первый урок в теме «Обособление определений» Планируемые результаты: Использовать сформированные навыки для выполнения заданий ЕГЭ ЦЕЛИ. 1. Углубление и обобщение знаний об обособленных членах предложения. 2. Формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных определениях. 3. Подготовка к ЕГЭ. ХОД УРОКА. I. Понятие об обособлении. Просмотр видеопрезентации. Вопросы на повторение. 1. - Что такое определение? - Каким бывает? (Согласованное и несогласованное, нераспространенное (одиночное) и распространенное). - Привести примеры. (Вишневый компот, компот из вишни; растущий цветок, растущий в саду). - Какими частями речи может быть выражено? (Прил., прич., а также мест., числ., сущ., н.ф. гл.) 2. - Какие члены предложения называются обособленными? (Выделяемые по смыслу и интонационно). - Как обособляются на письме? ( Запятыми или тире). II. Объяснение нового. 1. Видеопрезентация по обособлению определений. 2. Наблюдение над материалом. А. Рассмотрим некоторые случаи обособления определений. 1. Взволнованный, он долго не мог успокоиться. Она, в тяжелой меховой шубе, не могла идти дальше. Она, совсем измученная дорогой, быстро уснула. (Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.) 2. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало. Море, спокойное, рокочущее, плескалось у ног. (Обособляются распространенные, а также несколько однородных согласованных нераспространенных определений, которые стоят после определяемого существительного.) 3. Разгоряченный игрою, мужчина стал сильно нервничать. (Обособляются определения, если стоят перед определяемым существительным, но имеют добавочное обстоятельственное значение.) 4. Высокая и нарядная, поблескивала невдалеке церковь. (Обособляются определения, если они отделены от определяемого слова другими словами.) 5. Была еще последняя надежда - с наступлением ночи прорваться в степь. (Обособляются несогласованные определения, выраженные н.ф. глагола, перед которой можно поставить а именно.) 6. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву. (Не обособляются распространенные согласованные определения, если они стоят перед определяемым существительным и не имеют добавочного обстоятельственного значения.) 7. Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного неба. (Не обособляются распространенные определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего.) Б. Чтение материала учебника (П.85), нахождение дополнительных сведений об обособлении и необособлении определений. III.Закрепление изученного. 1. Упражнение 382. Записать номер предложения: а) с обособленным распространенным несогласованным определением, стоящим после существительного (4); б) с обособленным определением, имеющим добавочное обстоятельственное значение (9); в) с обособленными однородными одиночными согласованными определениями (7); г) с необособленным определением, стоящим перед существительным (10); д) с обособленным определением, относящимся к личному местоимению (11). 4. Выполнение задания А16 по сборнику ЕГЭ. (Рассмотреть пять вариантов). 5. Выполнение задания А7 по сборнику ЕГЭ. Исправить грамматические ошибки в предложениях с причастным оборотом. (Рассмотреть пять вариантов). 6. Дополнительный материал для самопроверки. IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание: П.85, упражнение 385. ПРИЛОЖЕНИЕ: Раздаточный материал. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы. 1)Усталые до последней степени альпинисты (не)могли продолжить свое восхождение. 2) Низенький коренастый он обладал страшною силой в руках. 3) Он повернулся и уш…л а я растеря(н, нн)ый остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи. 4) Дня через три ог…лились доступные всем ветрам бугры. 5) Последний луч и ж…лтый и тяжелый застыл в букете ярких георгин. 6) Ране(н, нн) осколком в плечо капитан Сабуров не покинул строя. Раздаточный материал. Задание: в данных предложениях запятые расставлены, вам необходимо соотнести каждое предложение с соответствующим пунктом правила об обособлении определений. 1. Овраг, заросший ольхой, походил на длинный крылатый коридор, устланный толстым побуревших старых листьев. 2. Вода, выступившая из берегов, сплошь залила болота, прилегающие к озеру. 3. Одетая в снег земля блестит, переливается мельчайшими синими огоньками. 4. Я пошёл не прежней дорогой, а едва заметной тропинкой. 5. Ветер, злой и холодный, уныло запел свою песню, похожую на вой голодного волка. 6. Лохматые горы, посеребрённые лунным светом, замирали в неподвижной дремоте. 7. Привлечённые светом, прилетели и кружились около фонарей бабочки. 8. Речка, узкая и глубокая, прикрытая нависшими с берегов кустами, извивалась меж полей, прижималась к подножьям холмов. 9. Недавно отремонтированный, вызывал восхищение у всех прохожих особняк купца Еремеева. 10. Несколько успокоенный, я отправился к себе на квартиру. 11. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти. 12. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром. 13. Мы, волнуемые надеждами и сомнениями, бродили маленькими кучками по коридору. 14. По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость. 15. Пассажиры, сходившие с парохода и высматривающие своих встречающих, почему-то улыбались. 16. Никогда не обижающийся на критику и относящийся к людям с добротой, Вахнов вдруг запротестовал и устроил всем бойкот. 17. Взволнованная полученным известием, стояла у окна и бесцельно смотрела на улицу моя двоюродная сестра Оленька.
Автор(ы): Назаркина С. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc