Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

13 Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова (Вешта Г. И.).

Текст урока

  • Конспект

     Методическая разработка урока русского языка 
    
    Название предмета
    русский язык
    Класс
    11
    Уровень обучения 
    базовый
    УМК (название учебника, автор, год издания)	
    Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  «Русский язык. 10-11 классы». - М.: «Русское слово», 2008г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
    базовый
    Тема урока
    Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. 11 класс
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы
    1
    Цель урока
    систематизировать знания о роли и месте междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.
    Задачи урока
    обучающая – выявить у учащихся понятие о междометии как особой части речи, о пунктуационном выделении междометий в предложении;
    развивающая – развивать умение целесообразного использования междометий.; расширять применение проектно-исследовательских навыков;
    воспитывающая – воспитывать культуру речи и общения.
    Планируемые результаты
    знать/понимать:
    - основные единицы языка и их признаки;
    - основные нормы  речевого этикета;
    уметь:
    - опознавать основные единицы языка, определять их особенности;
    - различать разговорную речь, язык художественной литературы;
    - определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности.
    Техническое обеспечение урока
    компьютер, презентация, интернет или сборники поэтов Серебряного века; 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока 
    http://rupoem.ru/
    Сценарий  урока
    1. Организационный момент
    Придумано кем-то
    Просто и мудро
    При встрече здороваться:
    -Доброе утро!
    -Доброе утро!
    Солнцу и птицам.
    -Доброе утро
    Улыбчивым лицам! 
    А сейчас давайте улыбнемся друг другу и мне. Здравствуйте. Будьте здоровы.
    2. Мотивация.
    О, сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух,
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг.
                      А.С. Пушкин
         Нет ничего более интересного, чем человек. И мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? А знаете ли вы, что существует часть речи, которая   помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Обратимся к эпиграфу. 
     О какой  части речи мы поговорим сегодня на уроке? Что хотите получить от урока?
    3. Актуализация знаний 
    Ответьте на вопросы, изучив самостоятельно параграф 93.
    1.В чем особенность междометия как части речи?
    2.Что междометие выражает?
    3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?
    4.Докажите, что междометие может употребляться в значении других частей речи?
    5.Где чаще всего в художественной речи используются междометия? 
    6. Какие слова называются отрицательными, вопросительно-восклицательными?
    Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите.
    Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ и пр.
    Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.
    Этикетные междометия: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.
    Какое этикетное междометие прозвучало в моем приветствии?
    4. Анализ текста в парах
        (1)Междометия принадлежат конкретному языку и конкретной культуре, требуют перевода при переходе с одного языка на другой и специального изучения при овладении иностранным языком. (2) <…>, в одной и той же ситуации француз скажет Helas, а русский – Увы, хотя вздохнут они, возможно, одинаково. (3)В лингвистике принято говорить, что междометия, в отличие от спонтанных выкриков, являются конвенциональными средствами, т.е. такими, которые человек должен знать заранее, если он хочет ими пользоваться.   (4) Признав междометия своим объектом, лингвисты, тем не менее, предлагают различать среди них те, которые «ближе к природе», т.е. относительно недалеко ушли от естественного возгласа, и те, которые «ближе к языку».
    Задание 1.
    Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
      1) При овладении иностранным языком важно знать перевод междометий, так как междометия являются конвенциональными средствами.
       2)  Междометия принадлежат конкретному языку и конкретной культуре, требуют перевода и  являются конвенциональными средствами, причем лингвисты предлагают те, которые относительно недалеко ушли от естественного возгласа, и те, которые «ближе к языку».
    3) При овладении иностранным языком француз и  русский произнесут одно и тоже междометие по-разному, но хотя вздохнут одинаково;  человек должен знать заранее междометия, если он хочет ими пользоваться.  
    4)    Междометия, принадлежа конкретному языку и являясь конвенциональными средствами, требуют перевода и специального изучения при овладении иностранным языком, при этом лингвисты предлагают различать те, которые «ближе к природе», и те, которые «ближе к языку».
    5)    Лингвисты выяснили, что междометия – это конвенциональные средства, распределяющиеся на две группы.
    Задание 2.
    Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в втором  (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
    напротив
    А ТАКЖЕ    ТАК      ХОТЯ        ПОТОМУ ЧТО
    Задание 3.
    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА
     Определите значение, в котором это слово употреблено в первом  (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
    КУЛЬТУРА
    1. Совокупность достижений человечества в производственном и умственном отношении.
    2. То же, что культурность.
    3. Разведение или выращивание какого-нибудь растения или животного.
    4. Разводимое растение, а также бактерии, выращенные в лаборатории и т.п.
    5. Работа с учебником
    Упр. 428 – по вариантам (по 5 предложений). 2 человека работают у доски.  Сверяем с образцом. 
    5. Анализ текста 
     (1) Конец XIX, первые десятилетия XX века были переломным историческим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. (2)…это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, политизацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. (3)…, но появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.
       (4)Впоследствии поэт Н.Оцуп назвал этот период «серебряным веком» русской литературы. (5)Интенсивные поиски нового содержания и новых форм бросаются в глаза прежде всего  в поэзии. (6)Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.
    (7) Красота, ….,   единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. (8)Творчество К.Бальмонта, Н.Минского, З.Гиппиус, Ф.Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных озарений поэта.
    (9)Но …, в начале 1900-х годов символизм переживает уникальный кризис. (10)…, он не исчезает совсем, из него  выделяется новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч.Ивановым, А.Белым, А.Блоком, С.Соловьевым, Ю.Балтрушайтисом.
        (11)Кризис символизма, …,  обусловил появление еще одного нового течения, противостоящего ему, — акмеизма. (12)Акмеисты пытались реформировать эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» восприятие мира, «вещную» ясность образа. 
     (13)  В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии — футуризм. (14)Футуризм неоднороден: внутри него выделяются несколько групп. (15)Наибольший след в нашей культуре оставили кубо-футуристы (Д. и Н.Бурлюки, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский).  (16)Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.
                                                                                                   (По материалам интернета).
    Задания для фронтальной работы.
    1. Определите стиль текста, тип речи. 2. Тема текста. 3. Проблема или проблемы.
    Задания по вариантам:
    1 вариант
    2 вариант
    На месте пропусков, выделенных красным цветом, вставьте междометия, утвердительные или отрицательные слова, стараясь сохранить стиль статьи. Сделайте вывод о функции междометий.
    На месте пропусков, выделенных красным цветом, вставьте междометия, утвердительные или отрицательные слова, НЕ стараясь сохранить стиль статьи. Сделайте вывод о функции междометий.
    Кто затрудняется, возьмите листочки-подсказки.
    1) Да, увы, слава Богу, однако, нет.
    2) С ума сойти, ого, поди ж ты, черт возьми.
       Вывод: междометия не должны нарушать стилевого единства текста.
    Задание дифференцированное.
    Для средних: выпишите из текста предложение, соответствующее следующей характеристике:
    1 колонка
    2 колонка
    3 колонка
    Простое предложение, осложнено обособленным согласованным определением и обособленным  нераспространенным приложением. (№11)
    Бессоюзное сложное предложение, простое в его составе осложнено однородными дополнениями.
    (№8)
    Простое предложение, осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.
    (№12)
    Для слабых:
    Из предложений 4-7 выпишите слово со значением: «Направление развития, склонность, стремление».
    Для сильных: Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
    «Анализируя особенности поэзии «серебряного века», автор прибегает к такому лексическому средству, как  (А)_________(предложения № 4-8), а также троп    (Б)_________ (уникальный  кризис»)  в предложении 9.  Чтобы показать масштаб деятельности футуристов, автор  использует синтаксическое средство – (В)_________ (предложения 2, 16) и приём – (Г)_________ (предложения 8 и 12)».
    Список терминов:
    1) эпитет
    2) сравнительный оборот
    3) противопоставление
    4) метафора
    5) фразеологизм
    6) лексический повтор
    7) парцелляция
    8) ирония
    9) ряды однородных членов предложения
    6. Работа в группах
    Выявите междометия в текстах поэтов, укажите их разряд. Сделайте вывод, какие междометия предпочитают те или иные авторы Серебряного века. Возможные примеры: 
    В. Хлебников
    Тот на Востоке служил
    И, от пули смертельной не сделав изгиба,
    Руку на сердце свое положил
    И врагу, улыбаясь, молвил: "Спасибо".
    «Алферово».
    Бобэоби пелись губы,
    Вээоми пелись взоры,
    Пиээо пелись брови,
    Лиэээй - пелся облик,
    Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
    Так на холсте каких-то соответствий
    Вне протяжения жило Лицо.
    «Бобэоби пелись губы…».
    В руках забытое письмо коснело.
    Небо закатное краснело.
       О, открыватель истин томный!
       Круг — прамин бога вспомни.
       Мощь нежная дитяти
       Сильно кольцо потяти.
    «В руках забытое письмо коснело».
    Скликаем людские стада -
    Эго-э! Кто с нами?
    Кто нам товарищ и друг?
    Эго-э! Кто за нами?
    Так пляшем мы, пастухи людей и
    Человечества, играя на волынке.
    Эво-э! Кто больше?
    Эво-э! Кто дальше?
    «Воззвание председателей земного шара»
    
    В. Маяковский
    Ну, это совершенно невыносимо!
    Весь как есть искусан злобой.
    Злюсь не так, как могли бы вы:
    как собака лицо луны гололобой -
    взял бы и все обвыл.
    «Вот так я сделался собакой».
    Потом
    над вытряхнутыми
    посидеть в тиши,
    выбрать одного и велеть:
    "Пиши!"
    Только попросить его:
    "Ради бога,
    пиши, товарищ, не очень много!"
    «Конкретное предложение»
    Нет.
    Это неправда.
    Нет!
    И ты?
    Любимая,
    за что,
    за что же?!
     «Ко всему»
    Довольно жить законом,
    данным Адамом и Евой.
    Клячу истории загоним.
    Левой!
    Левой!
    Левой!
    «Левый марш».
    
    А. Ахматова
    А! Это снова ты. Не отроком влюбленным,
    Но мужем дерзостным, суровым, непреклонным
    Ты в этот дом вошел и на меня глядишь.
    «А! Это снова ты…».
    Я помню только сад, сквозной, осенний, нежный,
    И крики журавлей, и черные поля...
    О, как была с тобой мне сладостна земля !
    «А! Это снова ты…».
    Ах, дверь не запирала я,
    Не зажигала свеч,
    Не знаешь, как, усталая,
    Я не решалась лечь.
    «Белой ночью»
    О, как сердце мое тоскует!
    Не смертного ль часа жду?
    А та, что сейчас танцует,
    Непременно будет в аду.
    «Все мы бражники здесь, блудницы…»
    
    Н. Гумилев
    Полно! Разве всплески, речи
    Сумрачных морей
    Стоят самой краткой встречи
    С госпожой твоей?
    «Ангел-хранитель»
    А на высотах собора,
    Где от мозаики блеск,
    Чу, голубиного хора
    Вздох, воркованье и плеск.
    «Венеция».
    Вероятно, в жизни предыдущей
    Я зарезал и отца и мать,
    Если в этой - Боже Присносущий!-
    Так позорно осужден страдать.
    «Вероятно, в жизни предыдущей…»
    Мой спутник был желтый, худой, раскосый,
    О, как я безумно его любил!
    Под пестрой хламидой он прятал косу,
    Глазами гадюки смотрел и ныл.
    «Возвращение»
    
    А. Блок
    Ах, ночь длинна, заря бледна
    На нашем севере угрюмом.
    У занесенного окна
    Упорным предаюся думам.
    «Брожу в стенах монастыря…»
    
    Бушует снежная весна.
    Я отвожу глаза от книги...
    О, страшный час, когда она,
    Читая по руке Цуниги,
    В глаза Хозе метнула взгляд!
    «Бушует снежная весна»
    Он к неизведанным безднам
    Гонит людей, как стада...
    Посохом гонит железным...
    - Боже! Бежим от Суда!
    «Всё ли спокойно в народе?»
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая - Ты.
    «Вхожу я в темные храмы…»
    
    К. Бальмонт
    Все скучно в их жизни. Полюбят кого,
    Сейчас же наложат тяжелые цепи.
    «Ну, что же, ты счастлив?» — «Да что ж... Ничего...»
     О, да, ничего нет нелепей!
    «В доме».
    О, дайте мне топор чудесный —
       Я в камне вырублю ступень
       И по стене скалы отвесной
       Взойду туда, где светит день.
    «В преисподней»
    О, да, я Избранный, я Мудрый, Посвященный,
    Сын солнца, я — поэт, сын разума, я — царь.
    Но — предки за спиной и дух мой искаженный —
    Татуированный своим отцом дикарь.
    «Избранный»
    О, люди, я к вам обращаюсь, ко всем,
    Узнайте, что был я несчастен и нем,
    Но раз полюбил я возвышенность гор,
    И все полюбил я и понял с тех пор.
    «К людям»
    Вывод: футуристы словоновшеством затрагивают даже междометия, т.е. придумывают свои собственные;
    акмеисты при помощи междометий выражают довольно понятные мысли и чувства, используют устаревшие;
    символисты: разнообразия в междометиях нет, эта часть речи употребляется рядом с размытыми образами или символами.
    индивидуальное задание
     Исследовать формы приветствия – междометия в молодежных социальных сетях. 
    Вывод: в соцсетях преобладают межометия: вау, офигеть, пардон и пр.
    7. Рефлексия. Работа с картой деятельности. Оценивание. 
    Какой вид работы заинтересовал? 
    Что нового узнали? 
    Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке? 
    Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?
    8. Домашнее задание. § 89. упр. 430.
    Индивидуальное задание: упр. 429 – выписать цитаты из «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 
     

    Автор(ы): Вешта Г. И.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx