Предмет: русский язык Класс: 11 УМК: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2008. Уровень обучения: базовый Тема урока: Разговорный стиль речи Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: четвертый урок в теме «Функциональные стили речи» Цели: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле речи; систематизация сведения об особенностях таких речевых жанров, как письмо и SMS; ознакомление учащихся с особенностями эпистолярного жанра. Задачи: 1. Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся; 2. Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе; 3. Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову. 4. Воспитывать интерес к эпистолярному жанру. 5. Воспитывать любовь к родному языку. Планируемые результаты – Развитие коммуникативных и культуроведческих навыков Тип урока – комбинированный: воспроизведение теоретических знаний и практических навыков, усвоенных ранее. Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений. Языковая подготовка Методы: слово учителя, беседа, индивидуальные выступления учащихся, наблюдение и анализ. Приёмы: обобщение, анализ. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, письма писателей И. С. Соколова-Микитова и В. Я. Лакшина, карточки с текстами Предварительная подготовка: 1. Учащиеся были даны задания подготовить выступления о признаках разговорного стиля речи Ход урока I.Организационный момент Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне II.Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно-ориентированное Запишите предложение. Как вы понимаете данное высказывание? Никогда не пробьется наверх тот, кто не делает того, что ему говорят, и тот, кто делает не больше того, что ему говорят. (Эндрю Корнеги) Применимо ли высказывание Корнеги к вашей учебной деятельности? III. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося 1. Речевая разминка 1) Перепишите слова, группируя их в зависимости от места ударения в слове: АгЕнт, алфавИт,боЯзнь, диспансЕр, дремОта, жАворонок, истерИя, квартАл, магазИн, намЕрение, недоИмка, партЕр, петлЯ, плАнер, созЫв, танцОвщица, тЯжба, фенОмен, цемЕнт, экспЕртный. 2) От данных существительных образуйте полные прилагательные, запишите их и обозначьте ударный слог: Август, биржа, девица, знак, кедр, кремень, лазер, мизер, мозаика, мускулы, пасквиль, пихта, планер, подросток, поиск, привилегия, слива, Украина, характер, шёлк, эксперт. - Чему способствуют выполненные задания? 2. Составление кластера о стилях речи - Посмотрите на слайды. Что они иллюстрируют? (демонстрируется презентация, иллюстрирующая различные речевые ситуации) - Вспомните, что мы изучали на предыдущих уроках. Свои знания покажите с помощью кластера IV. Самоопределение к деятельности Цель этапа: определение темы и цели урока, способы реализации поставленных задач 1. Работа с текстом (текст на слайде и распечатан) Самая большая ценность народа – язык – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся наша сознательная жизнь проходит через родной язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши формулируются языком. Вернейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, поведение, лицо и по ним судим о человеке, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Д.С. Лихачёв. Прочитайте текст, определите его тему. Выпишите предложения, в котором выражена основная мысль. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какие цели мы поставим перед собой? Как будем эти цели реализовывать? V. Объяснение нового Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового знания 1. Постановка проблемы -Сформулируйте вопросы, на которые мы должны будем ответить: Каковы функции и назначение разговорного стиля речи? Какова сфера применения разговорного стиля речи? Каковы разновидности разговорного стиля речи? Какова тематика разговорной речи? В каких формах существует разговорная речь? - В течение урока вам предстоит заполнить таблицу, ответив на предложенные вами вопросы 2.Слово учителя (приложение 1) 3. Выступление учащихся с индивидуальными заданиями (приложение 2) - Ответить на проблемные вопросы нам помогут одноклассники. Ребята обратились дома к справочной литературе и другим источникам информации. Послушаем их. VI. Закрепление (работа в группах) Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию 1. Работа с текстами -Найдите в текстах особенности разговорной речи (Приложение 3) - Выступление групп 2. Знакомство с эпистолярным жанром (выступление заранее подготовленного ученика) 1. Одним из самых распространённых жанров письменной речи разговорного стиля является письмо. Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного жанра. Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, слово уважаемый звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а дорогой – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату глубокоуважаемый или многоуважаемый. В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение господин. Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать дорогой. Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за помощь, за поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить. 3. Анализ образцов писем - Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу Лакшину Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным. 23 июня 1969. Карачарово. Дорогой Владимир Яковлевич! Посылаю последнюю страничку “Вертушинки”. Благодарю за доброту, дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам. Дружески обнимаю. И. Соколов-Микитов. P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку “Нового мира”, когда она появиться на божий свет. - Выделите основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию. (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.) 8 августа 1968. Карачарово Дорогой Владимир Яковлевич! Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала, кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье-бытье.Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли? Крепко жму руку. И. Соколов-Микитов. - Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, интимным, а какое к деловым и в то же время дружеским? Почему? 1-е письмо - сугубо личное, дружеское. 2-е письмо - деловое, с элементами дружеского. - Что такое постскриптум? Постскриптум (< лат.post scriptum после написанного)- приписка к оконченному и подписанному письму, обыкновенно обозначаемая латинскими буквами P. S.) - Попытайтесь передать отношения И. Соколова-Микитова и В. Лакшина на основе первого письма и второго. Какие стороны их отношений в большей мере раскрываются в первом письме, какие — во втором? Подтвердите это фактами из писем. Вывод - обобщение: письма, представляющие разговорный стиль, имеют много слов и фразеологизмов с экспрессивно- эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических). Письмам присущи общеупотребительные, нейтральные слова. 4.Работа с учебником стр. 400 упр.532 5. SMS сообщение (выступление заранее подготовленного ученика) 1. Разновидностью современного письма является SMS сообщение. Аббревиатура расшифровывается так: стандартная служба коротких сообщений. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM . Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”. Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service , то есть SMS. - Какими символами вы чаще всего пользуетесь при составлении SMS? (Учащиеся называют смайлики.) - Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? (Нет.) Почему? (В шаблонах даются только стандартные вопросы, ответы, поздравления. Интереснее составлять SMS самим.) - Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения?( SMS не могут передать все интонационные особенности предложения.) - Используете ли вы вежливые слова? (Да.) Нельзя допускать в своей речи – ни в письменной, ни в устной – коверкания русских слов, употребления жаргонизмов. Умение грамотно оформлять свои мысли говорит о вашей культуре речи, о культуре вообще. 6. Работа с предложениями SMS сообщений. - Выделите обращения, расставьте недостающие знаки препинания. (Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.) 1. Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Марина. 2. Катюш перезвони мне на домашний. 3. Чем занимаешься Даш. 4. Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами. 5. Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов. 6. Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не работает. 7. «Корректор» - Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять - Дай списать ПЛЗ? - Перебьёшьсо! - Ну пожалста!.. - Нефиг! - Тож. - Приф. - Здрасть. - Как делы? - Норм, а у тя? VII.Обобщение изученного материала Цель этапа: Повторение и изучение в незначительных объемах знаний, их систематизация, повторение знаний для формирования навыков и умений 1.Беседа - Давайте обратимся к кластеру, составленному в начале урока. Почему разговорная речь не является функциональным стилем? (Она многофункциональна, обслуживает разные сферы общения - и повседневную, бытовую, и научную, и сферу производства, и сферу общественных отношений. Она не закреплена за каким-то одним видом деятельности человека. Кроме того, конкретные, специфические признаки разговорной речи настолько разнообразны, что на поддаются точному, строгому описанию. Нередко они носят индивидуальный характер, выходя за рамки каких-либо лингвистических обобщений. Нормы и правила разговорной речи не фиксируются. Основная её форма - устная. Функциональные же стили существуют и в устной, и в письменной форме, имеют достаточно определённые нормы и правила на всех уровнях языковой системы - фонетическом, морфемном, лексическом, синтаксическом). - Какой другой разновидности русского литературного языка противопоставлена разговорная речь, разговорный язык? По каким признакам? ( Книжному языку, книжной речи, где нормы и правила строго фиксированы. Книжная речь - по преимуществу письменная, разговорная – устная.) - Каковы разновидности книжной речи? (Это функциональные стили и язык художественной литературы. Книжная речь может функционировать и в устной форме - доклад, лекция, радио- и телепередачи.) 2. Анализ текста. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море - человеческая речь! С. Я. Маршак 1. Прочитайте текст, определите его тему. 2. Выпишите предложения, в котором выражена основная мысль. 3. Объясните значение слов сопутствовать, отвлечённый, запечатлеть. 4. В каком значении употреблено в тексте многозначное слово словарь? Подберите синонимы, объясняющие его значение. 5. Согласны ли Вы с точкой зрения С. Я. Маршака? 3. Проверка обобщающей таблицы по теме “Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи” Основная функция Общение Назначение Передача информации Сфера применения Беседа, частная переписка Разновидности Литературно-разговорный и разговорно-бытовой Тематика События, погода, здоровье, новости Формы Устная (преобладающая форма общения) и письменная Характерные черты Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность VIII.Итог урока Выберите из листа мудрых мыслей то высказывание, которое вам ближе. Объясните свой выбор. Приложение 4/ IX. Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Все ли задачи, поставленные в начале урока, мы разрешили? Каково практическое применение знаний о разговорном стиле? Какое задание урока показалось самым трудным? Домашнее задание и инструктаж по его выполнению (на выбор учащихся) 1. Напишите письмо другу. 2. Напишите эссе по теме выбранного высказывания 3. Составьте диалог между учениками на тему «Стили речи»
Автор(ы): Аушева М. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Аушева М. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Разговорный стиль.pptАвтор(ы): Аушева М. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Стили речи.pptАвтор(ы): Аушева М. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Приложение 1.docxАвтор(ы): Аушева М. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Приложение 2.docxАвтор(ы): Аушева М. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Приложение 3.docxАвтор(ы): Аушева М. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Приложение 4.docx