Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

23 Анализ текста. Создание собственного текста сочинения-рассуждения (Трофимова Т. В.).

Текст урока

  • Конспект

     Тема: Р.Р. Анализ текста. Создание собственного текста сочинения-рассуждения.
    Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в  рассказе Антона Хансена Таммсааре «Мальчик и бабочка».
    Цели:
     Предметные: обучение навыкам аналитического чтения, доказательства собственной точки зрения, выражению своего отношения, созданию собственного текста-рассуждения по художественному тексту. 
    Личностные: воспитание  культуры общения, умения работать в группе.
    Метапредметные: развитие умения  критически мыслить, видеть прекрасное в окружающем мире.
    Тип урока: урок изучения нового материала с использованием элементов  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», а также элементов системы Е.Н. Ильина  преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
    Оборудование урока: текст рассказа, компьютерная презентация, раздаточный материал.
    Словарь урока: реминисценция, аллюзия.
    Ход урока:
    1. Оргмомент.
    2. Стадия вызова. Просмотр мультипликационного фильма «Мальчик и бабочка» (1978) – 5 мин. 22сек.
    - Сформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание просмотренного мультфильма. Подумайте, иллюстрацией к какой общей проблеме является предложенный эпизод.
    Ответы учащихся     
    - Мультфильм очень ярко и точно передаёт всю палитру, глубокомысленность и философское многообразие творения Таммсааре, которое, к слову, многие поклонники писателя, литераторы и критики ставят в один ряд с "Маленьким принцем" Антуана да Сент-Экзюпери.
     - А что вы знаете об этом авторе? 
     * Выступление подготовленного ученика с проектом о  Таммсааре.
    Антон  Хансен  Таммсааре (псевдоним, настоящая фамилия Ханзен) (1878-1940), классик эстонской литературы. Родился в бедной крестьянской семье. Родители с раннего детства уделяли много внимания религиозному воспитанию и музыкальному образованию детей. У матери был хороший голос, она знала немало народных песен. Дети обучались игре на кантеле. Антон оказался самым способным к музыке и отец купил ему скрипку. Некоторое время будущий писатель даже мечтал стать профессиональным музыкантом. Впоследствии Антон смог продолжить своё образование в приходской школе. 
    В 1898 году, окончив школу, Хансен отправился в Юрьев (ныне Тарту), чтобы продолжить учёбу в частной гимназии, в которой начал свою литературную деятельность. Это училище было интересно тем, что туда можно было поступить в любом возрасте и с любой подготовкой. В гимназии был многочисленный и пёстрый состав учеников: там учились как богатые, так и бедные. Это была поистине редкая галерея типов для будущего писателя. Чтобы иметь возможность платить за обучение, Антон выполнял различные работы по дому, на кухне, а также проводил уроки в подготовительном классе.
    В 1907 году  Таммсааре поступил на юридический факультет Юрьевского университета, где проучился четыре года. Весной 1911 во время сдачи государственных экзаменов у него был выявлен туберкулёз лёгких, а позже и язва. Он вынужден был прервать учёбу и уехать лечиться на Кавказ. В 1912 году  прибыл на юг России. Жил в Сочи, затем в селении Эстосадок (недалеко от Красной Поляны), основанном эстонскими переселенцами. Здесь он написал рассказы «Мальчик и бабочка», «Играющий на каннеле», путевые очерки для эстонской газеты, занимался переводом на эстонский язык романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В 1978 г. к 100-летнему юбилею писателя была  установлена мемориальная доска. В 1988 г. открыт дом-музей писателя. 
     В своем очерке об Эсто-Садке Таммсааре писал: «Время распрощаться с Эсто-Садком на Красной Поляне. Но воспоминания о пребывании здесь останутся надолго. Счастливый уголок! Я бы позавидовал местным жителям, если бы не испытал все сам…» О пребывании там Таммсааре писал: «Сочи по красоте превосходит всё, с чем встречался на побережье. Здесь красивые парки, роскошные гостиницы, высокий берег, поблизости серные источники, несколько водопадов, много красивых мест»»
    В 1919 году Антон Таммсааре вернулся в Таллин.  Он защищал демократические и гуманистические идеалы, рассматривал наступление фашизма как кризис и гибель демократии, что может стать роковым для культурного развития всего человечества. 
    Жизнь писателя оборвалась 1 марта 1940 года в его рабочем кабинете за письменным столом.
    
    - Теперь давайте обратимся к первоисточнику к тексту Антона Хансена Таммсааре «Мальчик и бабочка». (Чтение текста подготовленным учащимся)
    3. Стадия осмысления.
    -Каков образный ряд рассказа? (Цветы, мальчик, бабочка) На сколько частей вы бы поделили рассказ? Почему? 
    Прием “Пометки на полях”: во время чтения  текста дается целевая установка: по ходу чтения делать в тексте пометки. 
    Образный  ряд
    впечатления, чувства
    цветы
    «много цветов», ждали, когда их сорвут, «они теряли надежду»
    мальчик
    «любил цветы», «охотно рвал их».
    бабочка
    «лоскуток шёлка, лоскуток бархата, сверкание драгоценных камней, обманчивый блеск снежинки»
    - О чём мечтают цветы? На что они «ропщут»? (Быть полезными, дарить красоту)
    - Какие произведения вам вспоминаются? Кто ещё «роптал» на Бога, жалуясь на своё бесполезное существование? (М.Ю. Лермонтов. Баллада «Три пальмы»)
    * Работа со словарем урока: 
    Реминисценция - в художественном произведении  это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление, взгляд назад или в прошлое. Появление реминисценций в художественном тексте никогда не бывает случайным. Чуть ниже мы убедимся в этом. Используя чужой текст, художник, как правило, полемизирует с его создателем или, напротив, присоединяется к тем мыслям, которые были высказаны до него. 
    Аллю́зия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура,  художественный приём цитирования, использующий хорошо известный факт, лицо, пословицу, цитату из известного произведения.  В отличие от реминисценции  чаще используется в качестве риторической фигуры, требующей однозначного понимания и прочтения. А. часто используются в виде шутки. Например, какого донкихота мы там ищем? В первой главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкин, упомянув «брега Невы*, говорит далее: «Там некогда гулял и я, Но вреден север для меня* -намёк на то, что поэт был сослан из Петербурга на юг.
    - А  Антуан де Сент-Экзюпери в притче «Маленький принц» написал: «Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом». Может быть нужно было послушать совет французского лётчика?
    - Что произошло потом?  Каков образный ряд центральной части рассказа?
    Образный  ряд
    впечатления, чувства
    цветы
    из одушевлённого  мира они словно снова возвращаются в предметный, вещный мир: цветы, которые живут, страдают, становятся опорой для великолепной бабочки
    мальчик
    «сказал мальчик умоляюще»,  «терял терпение», мчался «на своих проворных ногах», «не отставал и преследователь»
    бабочка
    «как бы издеваясь», «скользнула на другой цветок»,  «ускользающая бабочка», «беглянка не знала усталости»
    -Изменился ли темп действий в рассказе?  (Да, он словно набрался скорость)
    - Что же происходит в конце рассказа?
     Образный  ряд
    впечатления, чувства
    цветы
    «опьяняющий аромат», «забытые цветы», цветы потоптаны
    мальчик
    «остановился, тяжело переводя дыхание», «лихорадочный румянец на щеках», «умилённый ароматом», «испуганно остановился», «он потоптал все цветы»
    бабочка
    -
    — Какие смысловые части исходного текста противопоставлены?
    4. Стадия рефлексии.
    -Так о чём же рассказ эстонского писателя начала прошлого века?
    ( Однажды мальчик оказался посреди прекрасного цветущего луга, чтобы нарвать букет цветов. Цветам очень нравилось дарить людям красоту, и они сами настойчиво просили мальчика, чтобы он их сорвал. Но тут вдруг с цветов вспорхнула бабочка: "лоскуток шёлка, лоскуток бархата, сверкание драгоценных камней, обманчивый блеск снежинки - вот какова была эта бабочка". И мальчик стал гонятся за столь восхитительной красотой. Он бегал весь день, а она перелетала с одного цветка на другой, а потом - в один миг вспорхнула и улетела ввысь. И тут мальчик к своему ужасу увидел, что вытоптал все цветы... )
    
    -  Современно ли произведение Таммсааре, написанное 100 лет назад? (Да, потому что оно касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти).
    
    5. Работа с презентацией «Подготовка к сочинению по художественному тексту».
     – К какому стилю принадлежит текст Антона Таммсааре? Почему вы так думаете?
    - Назовите отличительные черты художественного стиля.
    -  В чём сложность, на ваш взгляд,  работы при написании сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля? СЛАЙД 2
    
    - Так как можно увидеть автора в тексте художественного стиля и сформулировать проблему? СЛАЙД 3
    - При этом обратите внимание!  СЛАЙД 4
    - Большую помощь  может оказать анализ смысловых частей текста. Мы увидели 3 части, выделив в них основные образы и связанные с ними понятия. Вот такие таблицы примерно у нас должны были получиться….СЛАЙДЫ 5, 6, 7 
    -  Что называется композицией?   Какую помощь вам может оказать анализ композиционной структуры?  СЛАЙДЫ 8,9.
    
    -Итак, начнём писать сочинение. СЛАЙД 10  И первый вопрос: «Как начать?» существует такой метод – метод незаконченного предложения. Обратитесь к раздаточному материалу. 
    Метод незаконченного предложения: СЛАЙД 11
    А.Х. Таммсааре  не случайно обратился к проблеме… 
    (ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле )
    К сожалению, история о мальчике и бабочке, рассказанная им, …
    (довольно часто встречается в нашей реальной жизни)
    Автор, используя композиционный приём противопоставления... (помогает читателям увидеть безответственность людей по отношению к окружающему миру)
    «Ключом» к пониманию рассказа становятся….
    (финальные предложения, когда мальчик «испуганно остановился» и горько «заплакал»)
    Они помогают читателю понять, к каким трагедиям может привести подобное отношение (…)
    
     (ФИО автора)  не случайно обратился к проблеме… 
    К сожалению, история …….., рассказанная им, … 
    (довольно часто встречается в нашей реальной жизни)
    Автор, используя композиционный приём ...  помогает читателям увидеть…..
    «Ключом» к пониманию рассказа становятся….
    Они помогают читателю понять, к каким трагедиям может привести подобное отношение 
    
    - Как ввести в текст позицию автора? СЛАЙД 12
    Текст А. Таммсааре относится к художественному стилю, поэтому …
    нет чётко заявленной позиция автора
    Но её помогает понять…
    композиция рассказа, поведение героев, их поступки.
    Автор считает…
    недопустимым безответственное отношение  человека к окружающему миру
    Думаю, что позиция автора бесспорна, так как…
    человек стоит на планете во главе всего, и ему надо беречь Землю и всё живое, образующее сложный узор жизни на ней; варварское же разрушение окружающего мира, наносит непоправимый вред как миру природы, так и самому человеку.
    
    Текст ___________ относится к художественному стилю, поэтому …
    Но её помогает понять…
    Автор считает…
    Думаю, что позиция автора бесспорна, так как…
    
    - Как вы думаете, кто ещё может придерживаться такой же точки зрения? Вспомните произведения? 
    - Существуют также фразы, при помощи которых вы можете ввести свои аргументы.СЛАЙД  13
    Можно привести аргументы, подтверждающие…
    Справедливость высказанной точки зрения можно доказать примером из….
    Так, следующие аргументы из художественной литературы помогут доказать правильность высказанной точки зрения.
    Художественная (публицистическая) литература убеждает нас в справедливости высказанной нами точки зрения.
    Обратимся к…
    В мировой литературе немало примеров, подтверждающих правильность высказанной автором точки зрения. Например, в…
    Хотелось бы привести аргументы, подтверждающие мысль о… Обратимся, например, к…
    Эту мысль подтверждает аргумент из….
    Литература богата примерами, доказывающими эту точку зрения.
    
    - А вот какой пример можно привести в качестве жизненного опыта вам расскажет….
     Пять лет назад цунами разрушила атомную станцию "Фукусима-1". Последствия катастрофы не ликвидированы до сих пор, вокруг - города-призраки. Территории радиоактивного загрязнения тянутся на десятки километров. Тысячи людей не могут вернуться в свои дома.
    Просмотр (выборочный) репортажа С. Мингажева «Фукусима: 5 лет после жизни» от 12 марта 2016 года.  (См. Спецрепортаж корреспондента канала «Россия 24»).
    - Что может олицетворять атомная энергетика в проекции рассказа Таммсааре? Какие выводы просятся? 
    
    6. Рефлексия. – Скажите, насколько полезным был для вас этот урок в плане подготовки к сдаче ЕГЭ? Узнали ли вы что-то новое для себя? Полезной ли была информация, полученная сегодня на уроке?
    (цветная рефлексия: зелёный – да, полезная:
                                        жёлтый – да, но многое я уже знал;  
                                        синий – мне ничего не дал этот урок)
    Оценки за работу на уроке.
     7. Домашнее задание:  закончить работу над сочинением СЛАЙД 14
     

    Автор(ы): Трофимова Т. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx
  • рассказ "Мальчик и бабочка"

    Автор(ы): Трофимова Т. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - рассказ "Мальчик и бабочка".docx

Презентация к уроку

Задания к уроку