Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

16 Жанры публицистического стиля с элементами путевого, портретного, проблемного очерка, эссе (Сидорова Н. А.).

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык 
    11 класс
    УМК: «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Жанры публицистического стиля с  элементами путевого, портретного очерка, эссе.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4 часа
    Место урока в системе уроков по теме: 3
    Цель урока: Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, познакомить с жанрами  публицистического стиля.
    Задачи урока: Образовательные:
    закрепление основных понятий стилистики; 
    знакомство с особенностями очерка и эссе; развитие умения различать их;
    Развивающие:
     развитие познавательного интереса, мотивации к изучению предмета; 
    развитие мышления и внимания; 
    формирование потребности в приобретении знаний и умений. 
    совершенствование речемыслительной деятельности; 
    развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;
    развитие умения логически верно излагать мысли;
    развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и  навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.
    Воспитательные:
    развитие системы ценностных отношений к родному языку;
    воспитание сознательной дисциплины на уроке; 
    воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения. 
    
    Планируемый результат: обучающиеся получат более полное представление о жанрах публицистического стиля речи, их особенностях; разовьют способность к речевому взаимодействию, к социальной адаптации; усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со стилями речи; научатся различать жанры публицистического стиля и применять знания и умения в собственной речевой практике. 
    Техническое обеспечение урока:
    Мультимедийное оборудование; 
    презентация «Жанры публицистического стиля»; 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    папки с материалами для подготовки к ЕГЭ;
    алгоритм работы с текстом публицистического стиля (раздаточный материал);
     тексты для анализа, тестовые задания (раздаточный материал)
    
    Содержание  урока.
    
    1. Организационный момент. (1 мин.)
     Приветствие учащихся.
    2. Опрос домашнего задания. (3 мин)
    А) Беседа
    Назовите характерные признаки публицистического стиля. 
    Каковы  приметы публицистического стиля. 
    Что общего у публицистического стиля с художественным? 
    Б)  Определите, к какому стилю относится предложение. Устно обоснуйте свой ответ.
     а) Построение искомого сечения зависит от того, на каких ребрах параллелепипеда лежат точки А, В и С. (Геометрия. 10—11 классы).
    б) Сейчас я вас выведу на чистую воду! — Пожалуйста, пожалуйста! Присаживайтесь и выводите. (Из к/ф “Артистка из Грибова”).
    в) Сада дремотная мгла липовым цветом цвела. (И. Бунин).
    г) Не смог первый заместитель мэра наладить отношения с федеральным ведомством.
    3. Актуализация знаний. (4 мин.)
    А) – На предыдущих занятиях мы познакомились с понятием публицистического стиля и его особенностями. К какому стилю вы отнесете следующие слова. Запишите число и тему урока 
    Словарная работа
    Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение.
    Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.
    Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.
    Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.
    Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.
    Б) Скажите, пожалуйста, в каких сферах жизни используется этот стиль?
    (СМИ, судебная речь, выступления на собраниях, доклады
     Верно, каждая из этих сфер обладает своими особенностями и, следовательно, требует определенный жанр.
    В) – Попытаемся сформулировать цель нашего урока
    дать понятие жанра, определить основные особенности изучаемых жанров, попытаться определить особенности того или иного жанра на примере текстов)
    4. Изучение нового материала. (10 мин.)
    1) – Публицистика уходит корнями в глубокую древность. За тысячелетия публицистика эволюционировала, развилась во многих отношениях, в том числе и в жанровом. Вспомним, что под жанром подразумевается исторически сложившийся и развивающийся тип произведения. (Слайд 2)
    Публицистика включает разнообразные жанры:  интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия и т.д.  Остановимся подробнее на некоторых жанрах. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе: очерк, эссе
    
    2) Введение понятия «очерк».
    1 учащийся анализирует жанр очерка (стр.248-249)
    - Вам необходимо дать понятие жанра и найти его особенности.
    3 слайд: Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий ( обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк. (Толковый словарь русского языка)
    «Публицистический, в т.ч. документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором». (Энциклопедический словарь) 
    Различают две формы очерка :  - документальный ( публицистический),     - художественный.
    Характерная особенность очерка – документальность, достоверность фактов, событий. 
    - очерк касается самых разных вопросов общественной жизни : политических, экономических, научных, социальных, бытовых;
    - очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явление, но и дает ему свою оценку. 
      Жанры очерка.           В зависимости от предмета описания выделяют :
    - путевой очерк, - портретный очерк, - биографический очерк, - хроникальный, - проблемный
    Путевой очерк - рассказ о дорожных впечатлениях (зарисовки природы, быта людей )  Портретный очерк— раскрывает личность человека, его характер, и проблемный очерк, в котором поднимается какая- то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения. 
    
    Особенности: документальность; 
                            достоверность фактов, событий; 
                            использование изобразительно-выразительных средств;
                            наличие важной проблемы (для проблемного очерка).
    2. Учащиеся анализируют жанр эссе (стр.265-266)
    Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
    Это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
    Основной задачей эссе является донесение информации или объяснение чего-либо. Эссе выполняет эту задачу посредством прямого авторского высказывания, а, значит, в эссе не создаются ни персонажи, ни сюжет. Обычно, эссе предполагает новое, субъективное мнение о какой-либо ситуации и может иметь философский, публицистический, критический, научно - популярный и др. характер.
    Некоторые признаки эссе 
    Наличие конкретной темы или вопроса. 
    Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. 
    Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно- популярный или чисто беллетристический характер. в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
    Тема эссе должна служить своей цели - побуждать к размышлению. Это может быть спорный тезис, либо известное изречение. Поэтому, формулировка темы эссе обычно содержит в себе вопрос и проблему, например: «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». К. Победоносцев, "Что важнее: пушки или масло?"
    5 . Закрепление знаний. (5 мин.)
    Работа с текстом: определить жанр, найти жанровые особенности.
    Тишина
    Как-то осенью ехал я поездом из Саян. Я сошёл в Шарье, пересел на   пригородный поезд Киров-Кострома и через несколько часов уже трясся на верхней полке по перелескам Костромщины. Справа и сзади осталось величественное Галичское озеро.
    Старинный городок, почти ровесник Москве, лежал на широком выступе берега в предутренней дымке. Город казался погруженным в медлительные величавые воспоминания. О  тех временах, когда Галич был далёкой заставой на таёжном севере Руси в океане бесчисленных черемисских племен.
    И начинаешь верить, что нет на земле места спокойнее и тише.
    
    (Достоверность фактов, документальность, изобразительно-выразительные средства (7 слайд):
    Эпитеты:
    Величественное
    Предутренней
    Медлительные
    Величавые
    Бесчисленных
    Олицетворение:
    Городок лежал
    
    6. Самостоятельная работа. (4 мин.)
    1) Работа на карточках:
     –  Сейчас вы  поработаете в группах,   попробуете определить жанр текста и доказать правильность своего выбора.
    1 карточка
    На каждом спектакле Высоцкий играл, как в последний раз, особенно в конце жизни. И для меня он тогда открыл формулу таланта, что ли.
    Когда я думаю о Высоцком, вспоминаю его в театре, на репетициях, на гастролях, просто в кругу друзей, я вижу его маленькую складную фигурку, и мне его до спазм в горле жалко. Я понимаю, какая была у него уникальная способность собрать и отдать людям. Ощущение жизни как высшего долга.
    2 карточка
    Об Андроникове трудно говорить, потому что комментировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне – этого человека знают все, да и сам он кого хочешь объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей. 
    Достаточно было Андроникову переступить порог музея, издательства, редакции, библиотеки или архива, как вокруг него тотчас собиралось человек пять-шесть.
    3 карточка
    Я ходил берегом озера устраивать свою квартиру на Ботике. У озера два берега: один – древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой – низкий, болотистый у воды, и в воде песок. Овраг здесь называется по-старинному враг: первый от Горицкого  Шутов-враг, речка очень маленькая при деревне Веськово с Мемской-горой, за Веськовым-врагом – Вознесенский и гора Князек, и тут рядом Гремячая гора с Гремячим ключом. Вот на этой Гремячей горе и хранится, как мощи, ботик Петра Первого, и потому вся усадьба называется Ботик.
    
    2) – Теперь давайте проверим выполнение заданий по группам.
    
    7. Работа с учебником(5 мин)
    - Упр 411
    - К какому жанру публицистического стиля речи вы отнесете этот текст? (Путевой очерк)
    - Признаки какого стиля проявляются? (Художественного)
    - Как бы вы озаглавили текст?
    - Упр 429.
    - Какой социально значимый вопрос рассматривается в данном тексте? (Морально – этический)
    - Определите тему и основную мысль (Тема - место семьи в обществе; основная мысль - семья - основа общества.)
    - Упр.416.
    - Что вы узнали из очерка о русском писателе, мастере устного рассказа Ираклии Андроникове? 
    - Каким вы представляете этого человека?
    - Как вы думаете, из каких основных частей создается очерк? Описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание осо­бенностей характера героя его речи; эпизод (или несколько эпизодов, раскрывающих в герое главное.) 
    
    8. Творческая  работа. (5 мин)
    - Как начать портретный очерк? 
    - Как вы думаете, каково место авторской позиции в портретном очерке? 
    - Напишите начало очерка о человеке, которого вы хорошо знаете. 
    С чего вы начнете? Индивидуальная работа
    Упр. 419, 420, 421,422.
    
    - - Что у вас получилось? 
    9. Итоги урока. Рефлексия. (2 мин.) Выберите из приведенных ниже слов   жанры публицистики.
    Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.
    - А теперь давайте вспомним, о каких жанрах публицистического стиля сегодня на уроке шла речь? Что нового вы для себя сегодня узнали? Что для вас было интересным?
    
    - Итак, урок наш подошел к концу. Пора подводить итоги. 
    (Выставление оценок за работу на уроке)		
    10. . Домашнее задание. (1 мин.) 
    - Домашним заданием вам послужит работа с текстом (текст раздается на карточках). Текст этот имеет для нас большое значение, так как он представляет собой проблемный очерк и служит основой для написания сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ.
    Вам будет необходимо: 
    -  определить проблему текста;
    - определить авторскую позицию;
    - подобрать аргументы к своей собственной точке зрения. 
    ИЛИ собрать материал для очерка о своем товарище, друге или взрослом, уже работающем человеке (упр. 425). 
    Текст (9 слайд)
    (1) Существует точное человеческое наблюдение:  воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.  (2) Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить» . (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4) Но все же, неправда, - замечаем. (5)Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. (6)Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. (7)Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.
    (8)По обыденности, по нашей незамечаемости  нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (9)Мы привыкли, что мир – зеленый.(10)Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (11)Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (12)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (13)Подумаешь! (14)Сколько там травы? (15)Десять квадратных метров. (16)Не человека же засыпаем, траву. (17)Вырастет в другом месте.
    (18)однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина – на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (19)Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог.(20)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. (21)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.
    (22)Под окном, конечно, заметно. (23) Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (24)Но ведь это под собственным окном! (25)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (26)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (27)Жалко ли ее? (28)Ну, высыпали шлак, ну, придавили несколько миллионов травинок.
    (29)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. (30)Трава? (31)Трава она и есть трава. (32)Ее  много. (33)Она везде. (34)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне… (35)Разве что вот в пустыне ее поменьше. (36)Начинаешь замечать, что оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (37)Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! (38)Представляю себе человека в безграничной, бесправной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или некосмической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.
    (39)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (40)Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (41)А вообще-то –  трава. (42)Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай…
    (43)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость а его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения. 
    (По В. Солоухину)
     
    
     

    Автор(ы): Сидорова Н. А.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку