Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

31-32 Устное публичное выступление. Защита проектов

Текст урока

  • Конспект 1

     Название предмета: русский язык
    Класс:11 класс
    УМК: Русский язык 10-11 класс, А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, 2011г.
    Уровень обучения: базовый 
    Тема урока: Устное публичное выступление. Защита проект.
    Общее количество часов: 2 
    Место урока в системе уроков: 31
    Цель урока:
    Познавательный аспект:  знакомить учащихся с особенностью устных выступлений как жанра публицистического стиля речи; учить создавать устные выступления, формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,  аргументировать свою точку зрения, строить композицию устного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
    Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;  развивать речемыслительные и творческие способности учащихся;
    Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств. 
    Задачи урока: 
    Актуализировать и систематизировать теоретические знания о жанрах публицистического стиля; типах речи;
    Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
    Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования.
    Прогнозируемый результат: 
    Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание.
    Коммуникативные УУД: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров, точность выражения мыслей.
    Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
    Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
    Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, флеш-карта, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint. 
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
    1.Цыбулько И.П. и др. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом.
    2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений.
    3. И. В. Золотарёва, Л. П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку к УМК А. И. Власенкова».
    4.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6ba07fc7-5f14-4873-9b62-a8950067b7ac/?interface=pupil&class[]=54&subject[]=8
    
    Содержание урока:
    Русский народ создал русский язык 
    яркий, как радуга после весеннего
     ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. 
    А. Н. Толстой 
    											
    1.Организационный момент. Введение в тему.
    
    Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
    -Здравствуйте. Садитесь.  Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык»,- писал А.Н.Толстой. (слайд№2)
    - Как вы понимаете  слова известного русского писателя?
     (А.Н, Толстой говорит о богатстве и красоте русского  языка, отмечая в первую очередь культуру речи.  Я считаю, что каждый человек должен уметь правильно говорить, не допуская в речи ошибок)
    
    - Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. И сегодня на уроке мы с вами будем учиться создавать устные выступления по всем законам ораторского искусства.
    - Скажите, пожалуйста, имена каких великих ораторов вы знаете?
    (Сократ (469-399 до н. э.), Платон (428/7-348/7 до н. э.)
    - Правильно. А создателем риторики был Горгий, который жил около 480-380 вв. до н.э. Уроженец г. Леонтины (на о. Сицилия), которому угрожали могущественные Сиракузы. Произнеся в 427 году перед Народным собранием Афин речь об опасности, нависшей над его родиной, Горгий потряс искушенных в искусстве слова афинян.
    Речи Горгия стали образцами для подражания, их переписывали, выучивали, создавали подобные. Его знаменитая речь, посвященная подвигам греков, отстоявших свою родину от нашествия персов, многие годы звала на новые свершения воинов Эплады.
    
    - Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним?
    
    2. Объяснение нового материала.
    
    - Имена этих ораторов известны нам, потому что они несли слово людям. В слове ораторы видели главное основание могущества человека. Эти люди создали правила красноречия, которых мы придерживаемся и сегодня.   
    Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл: 
       1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант; 
       2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.
    
    - Какова главная задача устного выступления?
    (Общение, возможность донести до слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения).
    
    - Каждому из вас уже не раз приходилось выступать перед слушателями и придется выступать еще много раз. Что поможет вам успешно выступать? Обратимся к учебнику.
    
    Работа по учебнику (стр 158-159)
    
    - Каких правил нужно придерживаться  при подготовке к устному выступлению?
    1. Продумать содержание речи, выводы и обобщения;
    2. Личная убежденность;
    3. Плавная и ровная речь;
    4. Выделение ключевых слов, тщательный отбор выразительных средств языка;
    5. Интересное вступление и эмоциональное напряжение; 
    6. Воздействие на слушателя не только логикой, но и волей, эмоциями, жестами;
    7. Составление краткого плана выступления;
    8. Обязательно прорепетировать свое выступление.
    (слайды №3-4)
    Следует сделать вывод, что хорошее выступление, кроме хорошего знания темы, требует и живости, увлеченности, эмоциональности, убежденности и, конечно, умения общаться с публикой. (слайд №5)
    3. Этап первичной проверки понимания изученного.
    Учащиеся готовят устные выступления в парах по предложенным темам.
    Методика работы: пара (или мини-группа) получает задание:  предлагает рекламу новой книги, нового продукта, предметов бытовой техники и т. д. (в устной форме).
    4. Этап закрепления и применения изученного.
    Защита устных выступлений.(выступление каждой группы или пары обсуждается, учащиеся высказывают свое мнение на основе полученного теоретического материала; отмечаются  удачные моменты и ошибки выступающих).
    - Какая группа выступила наиболее эмоционально?
    -  Почему их выступление запомнилось?
    
        5.  Итог урока.
         Слово учителя. Наш урок мне хочется закончить словами Цицерона: «На вопрос «что является первым в красноречии?» Демосфен ответил : «произнесение», на вопрос «что вторым?», ответил «то же», на вопрос «что третьим?» — ответил — «то же». (слайд №6)
    - Ребята,  так в чём же секрет хорошей речи?    (Ответы учащихся).
     Затем  выводится на проектор схема (слайд №7) «Секреты хорошей речи»:
    ясность
    точность
                                                                           краткость
           выразительность
    - Спасибо за урок.  Оценку получит каждый, общую за урок,  исходя из критериев оценки каждого этапа урока.
    
        6. Домашнее задание.
    1. Теоретический материал учебника стр. 156-157, 158-159.
    2. Подготовить мини-проекты по предложенным темам:
        - «Описание помещения».( «Мой уголок в квартире» («Моя комната») или «Комната       
    моей мечты»).
        - «Описание предмета».( проект странички  книги о природе, животных. Проект должен состоять из двух частей: словесного описания, иллюстрация (или коллаж).
    
    
     

    Автор(ы): Федоровская И. А.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект 1.doc
  • Конспект 2

     Название предмета: русский язык
    Класс:11 класс
    УМК: Русский язык 10-11 класс, А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, 2011г.
    Уровень обучения: базовый 
    Тема урока: Устное публичное выступление. Защита проекта.
    Общее количество часов: 2 
    Место урока в системе уроков: 32
    Цель урока:
    Познавательный аспект:  знакомить учащихся с особенностью устных выступлений как жанра публицистического стиля речи; учить создавать устные выступления, формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,  аргументировать свою точку зрения, строить композицию устного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
    Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;  развивать речемыслительные и творческие способности учащихся;
    Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств. 
    Задачи урока: 
    Актуализировать и систематизировать теоретические знания о жанрах публицистического стиля; типах речи;
    Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
    Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования.
    Прогнозируемый результат: 
    Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание.
    Коммуникативные УУД: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров, точность выражения мыслей.
    Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
    Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
    Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, флеш-карта, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
    1.Цыбулько И.П. и др. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом.
    2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений.
    3. И. В. Золотарёва, Л. П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку к УМК А. И. Власенкова».  
    4.  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6ba07fc7-5f14-4873-9b62-a8950067b7ac/?interface=pupil&class[]=54&subject[]=8
    
    
    Содержание урока:
    Кто с улыбкою жизнь встречает,
    Кто с улыбкой детей пеленает,
    Кто с улыбкой проблемы решает,
    Чья улыбка, как луч мудреца,
    Тот, как солнце, всё согревает,
    Тот улыбкою зло побеждает,
    Тот великую тайну знает!
    Суть улыбки – радость Творца.
                              							 Марианна Озолиня.
    
    1.Организационный момент. Введение в тему.
    
    Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
    -Здравствуйте. Садитесь.  Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. (слайд №2) 
    - Как вы понимаете слова Марианны Озолине?
    (Я думаю, что каждый человек должен быть благодарен судьбе за то, что она подарила ему жизнь. Это самое прекрасное, что есть у человека, поэтому никогда не нужно унывать самому,  еще нужно дарить радость окружающим тебя людям. Именно в этом заключается смысл жизни.)
    - Правильно, ребята. Я рада, что вы готовы дарить людям радость. Давайте улыбнемся друг другу и вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке.
    (учащиеся говорят об основных правилах успешного выступления и о секретах хорошей речи).
    - Вы усвоили основные правила ораторского искусства, а сейчас на практике вы докажите это.
    
    2. Проверка домашнего задания.
    
    - Выступления учащихся по защите мини-проектов:
     1.  «Описание помещения».( «Мой уголок в квартире» («Моя комната») или «Комната       
    моей мечты»).
      2.  «Описание предмета».( проект странички  книги о природе, животных.) 
    - После выступления каждой мини-группы или пары остальные учащиеся обсуждают выступление по плану: (слайд №3)
    План.
    1. Владение материалом  («что говорить»):
        а) грамотная речь,
        б) словарный запас,
        в) композиция речи.
    2. Владение собой (как говорить):
        а) естественность поведения,
        б) техника речи,
        в) контакт с аудиторией.
    3. Образ оратора («кто говорит»):
        а) одежда,
        б) положение сидя или стоя,
        в) выражение лица (мимика),
        г) жесты. 
         
    3. Подведение итога урока.
    
      - Я благодарю вас, ребята, за сотрудничество. Все сегодня активно выступали.  Оценку получит каждый, общую за урок,  исходя из критериев оценки каждого этапа урока.
    Теперь вы поняли, что составить устное выступление не так-то легко. Каждому предстоит еще много работать, чтобы овладеть ораторским искусством. Главное, иметь желание. 
    Наш урок мне хочется закончить словами  Д. С. Лихачева.  Наш современник  Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом,  в книге  « Письма о добром и прекрасном»  писал: 
     « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.  Поэтому, учёному, инженеру,  экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь,  прежде всего о точности  мысли.  Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость  стиля». (слайд №4)
     - Я желаю вам лёгкости стиля.
    
        4. Домашнее задание.
    1. Теоретический материал учебника стр. 156-157, 158-159.
    2. Доработать  публичное выступление, следуя замечаниям, полученным в ходе обсуждения.
     

    Автор(ы): Федоровская И. А.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект 2.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку