Русский язык. 11 класс. Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» авторы: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, М., «Просвещение», 2010 г. Уровень обучения - базовый. Тема урока: Способы оформления чужой речи. Цитирование. Количество часов, отведённых на изучение темы-1 час. Место урока в системе уроков по теме – Повторение и закрепление ранее изученного материала. Цель урока: обобщить сведения о способах передачи чужой речи; развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте. Задачи урока: 1.Знать: правописание корней с чередованием, основные способы передачи чужой речи, способы конструирования предложений с прямой речью 2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: правильно оформлять предложения с прямой речью, аргументировать свой выбор, совершенствовать умение пунктуационного оформления предложений, передающих чужую речь; сформировать умение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью с разрывом и в предложениях с косвенной речью; . Планируемые результаты: научить использовать все способы передачи чужой речи, знать виды обособления и правила оформления предложений с цитатами. Применять полученные знания в подготовке к ЕГЭ. Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в парах. Технологии: технология развивающего обучения; технология речевого развития; технология развития критического мышления через чтение и письмо; технология проблемного обучения. Техническое обеспечение урока: раздаточный материал для каждого ученика: таблица, памятки. Содержание урока. 1.Организационный момент. На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним все способы передачи чужой речи, систематизируем изученный ранее материал, повторим правила оформления полного и частичного цитирования. 2. Повторение. Задание 8 ЕГЭ. Повторим правописание корней с проверяемой безударной гласной в корне и корней с чередованием. Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня. С чередующимися гласными в корнях С проверяемыми гласными корня Слова для выбора Ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву ум_рать от нет_рпения, самопроизвольное возг..рание, р..стущий цветок , прол..жить путь, к..снуться стены, уг..рный газ, к..сательная, густые водор..сли, маленький р..сток, костёр разг..рается, зар..сли кустарника , прик..саться к огню, удобное распол..жение, красивый заг..р, прил..жение, средний возр..ст, отр..сль производства, выр..щенный в саду. 3. Актуализация опорных знаний 1. Беседа — Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. — Используются ли в косвенной речи частицы и вводные слова? — Какая форма речи (прямая речь и косвенная речь) более выразительна? 2. Задание на повторение. 1). Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе. 1. Начертите схемы предложений с прямой речью, разорванной словами автора. 2. Какие виды придаточных встречаются в этих текстах? 2). Запишите предложение с прямой речью, разорвав его словами автора. Места разрыва обозначены галочкой. Вычертите рядом схемы. «Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь». (делился своими мыслями Ф. Достоевский) 3. Игра «Крестики - нолики». Отвечая на вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны - «о». 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Вопросы: 1. Косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица автора, но в измененной форме. 2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи. 3. Косвенная речь пишется с маленькой буквы. 4. Косвенная речь выделяется кавычками. 5. Косвенная речь передает только содержание чужой речи. 6. При замене прямой речи косвенной используются союзы и союзные слова: чтобы, что, будто, где, когда, почему, частица ли 7. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме. 8. Косвенная речь всегда следует после слов автора. 9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная. 10. Косвенная речь – это СПП с придаточным изъяснительным. 11. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы. 12. Если прямая речь – повествовательное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом что. 13. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире. 14. Если прямая речь – побудительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом чтобы. 15. Если прямая речь – вопросительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом ли. Работа в парах. Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. 4. Мотивация учебной деятельности Учитель. Цитата может представлять собой законченное предложение или небольшой текст. Цитировать можно и часть предложения. При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них. 5. Изучение нового материала 1. Объяснение учителя — Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или Выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место Пропуска обозначается многоточием. Цитаты оформляются следующими способами: 1. Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи. Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!» 2. Цитата может быть оформлена как самостоятельное высказывание. Указание на источник даётся в скобках: «Быть серьёзным – это несерьёзно!» (Оскар Уайльд) 3. Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи: А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина (А. Ахматова, «Пушкин»). Стихотворные цитаты могут быть представлены тремя способами: 1. С сохранением деления на строки, например: Окошко. Стол. Половики. В окошке – вид реки… Черны мои черновики, Чисты чистовики. (Н. Рубцов) 2. Без разделения на строки, например: За часом час уходит прочь, Мелькает свет и тень. Звезда над речкой – значит, ночь. А солнце – значит, день. (Н. Рубцов) 3. Без разделения на строки, но с указанием их границ: Но я забуду ночь реки, /забуду день реки:/ Мне спать велят чистовики,/ Вставать – черновики. (Н. Рубцов) При цитировании чужая речь приводится точно, без каких-либо изменений, искажений. В случае сокращения цитаты ставят многоточие или многоточие в скобках. А. Ахматова пишет: «Понятно, что для поэта (…) многие обычные пути изображения страстей были закрыты (А. Ахматова. «Пушкин»). 6. Обобщение, систематизация Контроль знаний и умений учащихся Самостоятельная работа. Развитие умений строить предложения с цитатами 1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2. Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3. Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4. Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность... (М. П. Чехова). Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры. 2. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) 7. Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа — Что такое цитата? — Расскажите о способах оформления цитат. 8. Домашнее задание 1. Выучить теоретический материал по таблицам. 2. Работа с текстом. Пушкин! Когда произносишь его имя, сразу вспоминаются его сказки, прочитанные в детстве. А на смену им приходят великолепные стихи о дружбе и любви. На протяжении всей жизни в < лирике появляются образы друзей: Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. Самому лучшему другу, И.М.Пущину, он посвящает проникновенные строки: Мой первый друг, мой друг бесценный И я судьбу благословил... свидетельствующие о том, что дружба понимается поэтом как высшая ценность. Послание «К Чаадаеву», другу, единомышленнику, содержит обращение к тем, кто связан узам дружбы и общей целью: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы. В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно мощный источник вдохновению. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь для поэта - предмет высокой поэзии. «Стихотворения, в коих цель горячить воображение любострастными описаниями, говорил Пушкин, унижают поэзию». В любовных стихотворениях выражены представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин любил женщин, он воспел женщину: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Пушкин всегда современен, потому что не могут быть несовременными дружба и любовь. Неслучайно Д.С.Мережковский писал, что Пушкина надо «почитать духом и сердцем». Задания: Озаглавьте текст Подберите, вставьте подходящие по смыслу цитаты; расставьте знаки препинания, пропущенные буквы. Найдите и исправьте 2 орфографические, 3 пунктуационные, 2 грамматические ошибки.
Автор(ы): Шушакова Л. М.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc