Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

20-21 Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык
    11 класс
    Русский язык -Учебник 10-11 класс - Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
    Базовый уровень обучения
    Тема урока: Сочинению-рассуждению по проблеме исходного текста
    2 часа
    Урок 3 и 4 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по проблеме исходного текста".
    Цель урока: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.
    Задачи.
    Обучающие:
    систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи;
    вырабатывать навыки анализа текста: научить определять тему, главную мысль, проблематику текста;
    научить характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте.
    Развивающие: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.
    Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, долга, взаимопомощи, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
    Планируемые результаты:
    У обучающегося будут сформированы:
    - Личностное понимание: ценности милосердия в жизни человека; видения актуальности проблемы; критического оценивания предложенного материала; в аргументированном высказывании собственной точки зрения при решении проблемы; в объективной самооценке; успешного использования приобретенных знаний и умений в интеллектуально-преобразовательной деятельности.
    -Метапредметное понимание:
    Регулятивное: в принятии и сохранении учебной задачи, планировании действия; осуществлении пошагового контроля способов решения; в адекватной оценке и корректировании результатов.
    Познавательное: в выборе источников аргументации собственной позиции при работе с художественным текстом;
    Коммуникативное: в определении общей цели работы в группе, способах ее достижения; соблюдении правил речевого поведения; в применении лингвистических знаний и языковедческой терминологии при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий.
    - Предметное понимание: в содержании и проблематике исходного текста, в определении позиции автора, в построении аргументированного высказывания.
    Тип урока: развитие речи.
    Техническое обеспечение: портрет Л.Е.Улицкой,  раздаточный материал (текст, план анализа), словарь, компьютер, проектор.
    На доске эпиграф: "Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий". Блаженный Августин
    
    Ход урока:
    1. Организационный этап.
    2. Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).
    
    На экране СЛАЙД №1 с названием темы урока
    Учитель: Ребята, посмотрите на тему и скажите, пожалуйста, какие цели стоят перед нами сегодня на уроке и как мы их буднем достигать?
    Ответы учеников
    -Сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому вы должны будете написать сочинение-рассуждение.
    - Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с утверждением  автора?
    Ответы
    - Послушайте стихотворение  Сергея Красникова "Милосердие", которое прочтет Пронина Ольга
    СЛАЙД 3-4
    Милосердие Сергей Красников
    Проявим милосердие к другим, 
    И совесть, душу вечно сохраним… 
    Во имя милосердия любви,
    Ох, как пути, дороги все трудны… 
    
    Земля моя родная благодать, 
    Желаю я свою любовь отдать, 
    И милость Божью проявить… 
    Душу и жизнь. С любовью воскресить… 
    
    Пусть милосердие будет иногда, 
    Как скажем, течет вода всегда, 
    Да будет наш гуманный этот свет… 
    Призыв от Бога данный в мой сонет… 
    
    О, мир безжалостный, довольно дыр!
    Устраивать прилюдно лживый пир ,
    Довольно, хватит мрака, черноты… 
    Нам нужно просто жить для всей мечты… 
    
    Пусть возгорится Полярная звезда,
    Пусть к нам приходит любовь всегда 
    Мы милосердие будем проявлять 
    И в этом соль, и Божья благодать… 
    3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
    - О чем это стихотворение? 
    - А что такое милосердие? 
    - Какие ассоциации возникают у вас со словом «милосердие»? 
    - Кого вы можете назвать милосердным?
    Давайте обратимся к словарям:
    Толковый словарь Ожегова.
    милосердие
     - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострада ния,человеколюбия 
    Пример: Проявить м. Взывать к чему-н. милосердию. Общество "М". Действовать без милосердия (жестоко).
    Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
    милосердие
    ср.
    Готовность помочь кому-л. из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, 
    помощь кому-л., вызванные такими чувствами.
    С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
    милосердие
    , -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из
    сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чъему-н. милосердию.
    Общество "М.". Действовать без милосердия (жестоко). * Сестра милосердия -
    женщина, ухаживающая за больными, ранеными.
    - Поберите синонимы к слову милосердие
    СЛАЙД 5
    милосердие - чуткость
    милосердие - добродушие
    милосердие - сожаление
    милосердие - отзывчивость
    милосердие - доброта
    милосердие - соболезнование
    милосердие - гуманность
    милосердие - сердоболие
    милосердие - гуманность
    милосердие - сердоболие
    милосердие - жалостливость
    милосердие - самопожертвование
    милосердие - сочувствие
    Учитель: текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение тоже о милосердии.
    Для начала вспомним, что такое текст.
    СЛАЙД 6
    Ответы: текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
    СЛАЙД 7
    Учитель: Перед написанием сочинения-рассуждения предложенный текст должен быть проанализирован. Что мы имеем в виду, когда  говорим об анализе текста? (Ответы: тема, идея, стиль речи, тип речи, проблема, авторская позиция).
    СЛАЙД№8
    Учитель: Автор текста Людмила Евгеньевна Улицкая (род.в 1943 г.) — советская и российская писательница, сценарист. Первая женщина-лауреат премии «Русский Букер» (2001). Лауреат премии «Большая книга» (2007). Произведения  Улицкой переведены не менее чем на 25 языков. Общественный деятель, учредитель «Лиги избирателей».
    Ученик кратко рассказывает биографию Л.Улицкой (Чурсин Максим)
    Обратите внимание, Людмила  Евгеньевна родилась в 1943 году. В год, когда шла Великая Отечественная война, её детство пришлось на после военные годы, когда кругом был голод и разруха. Люди жили бедно, у некоторых отцы не вернулись с войны.
    4. Этапы работы с текстом.
    Давайте познакомимся с ее текстом. Прочтём вслух (читает кто-то из учеников или сам учитель).
    (1)Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пирап-летчиков.
    (2)Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение.
    (3)Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
    (4)Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом.
    (5)Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
    (6)Помимо этого, у него не было отца. (7)Отцов не было у половины ребят. (8)Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. (9)Всё это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
    (10)Геня стоял посреди двора и ошеломлённо вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
    (11)Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. (12)Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. (13)Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо. (14)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери.
    (15)...Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
    (16)— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она.
    (17)— Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, - попросил Геня.
    (19)— Надо, — коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.
    (20)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. (21)Пригласила всех подряд, без разбора.
    (22)...Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги... (23)Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
    (24)Он был великим мастером этого бумажного искусства...
    (25)К четырём часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селёдкой и пирожки с рисом.
    (26)Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. (27)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой.
    (28)Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. (29)Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...(З0)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (31)Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.
    (32)Такое чувство он испытывал только во сне. (ЗЗ)Он был счастлив. (34)Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (35)Он был ничем не хуже их. (36)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (37)Он словно впервые увидел их лица: не злые. (38)Они были совершенно не злые...
    (39)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.
    (40)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...(По Л. Улицкой *)
    5. Проверка понимания текста
    Учитель: Для того, чтобы проверить насколько вы поняли текст при первичном прочтении, мне бы хотелось предложить вам небольшой тест. У вас на партах листочки с заданиями. Приступите к их выполнению (5 мин.)
    СЛАЙД 9-10
    Самостоятельная работа.
    ТЕСТ.
    1.Какое  высказывание НЕ соответствует содержанию текста?
    1. Геня ходил странной, прыгающей походкой.
    2. Отец Гени погиб на войне.
    3. Геня был великим мастером бумажного искусства.
    4. Геня пригласил на день рождения всех ребят со двора.
    5. Приглашённые дети восхищались Гениным талантом.
    2. Какое предложение наиболее полно выражает основную мысль текста?
                                  1)   22                                               3)   37
                                  2)   31                                               4)   13
    3.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
    1. Предложение 36 противопоставлено предложениям 34—35.
    2. В предложениях 28—31 представлено повествование.
    3. В предложении 9 содержится вывод из рассуждения предложений 2—8.
    4. Предложение 24 поясняет содержание предложения 23.
    5. Предложения 10—14 содержат рассуждение.
    Учитель: -Давайте проверим, что у вас получилось.
                           - О чём текст, какова его тема?
                          - Какие вопросы рассматривает автор?(проблемы)
    - Над какой проблемой  автор рассуждает больше всего?(это основная проблема)
        -Зачем Улицкая написала этот текст? Что она хотел сказать читателю? Как сам автор отвечает на этот вопрос? (это поможет понять проблему и авторскую позицию)
     -Определите стиль (художественный), докажите; тип речи (рассуждение, повествование), докажите.
    Учитель: -Итак, мы разобрались с текстом, можно приступить к собиранию материала, необходимого для написания   сочинения -рассуждения. Нужную информацию записывайте в тетради.
    Учитель: -Один из признаков текста – это его содержательная и структурная завершенность,т.е.текст имеет внешний план строения - определённую композицию.
    У вас на партах лежит план к сочинению-рассуждению.
    СЛАЙД№11
    Учитель: -  В любом виде речи необходимо выразить начало мысли, то есть текст должен начинаться со вступления. Чтобы работа получилась логически стройной надо продумать первое предложение, в котором можно отразить тему или проблему текста. Учитываем, что существуют различные виды вступлений. Вспомним о них, посмотрев на экран. 
    СЛАЙД№12
    Учитель: -Подумаем, какое вступление можно сделать к  нашему сочинению (3-4 предложения)
      -  Цепочка вопросительных предложений. 
    1. Что значит быть милосердным человеком? Важно ли уметь проявлять сострадание к ближним? Именно над этими вопросами нас заставляет задуматься Людмила Улицкая.
    2. Осталось ли место на Земле милосердию, пониманию, состраданию? Нужно ли  помогать другим и жалеть их? Над этими вопросами и размышляет Людмила Улицкая в данном тексте.
    - Лирическое вступление
    3. Милосердие… Какое емкое слово! И смысл его глубок. В тол­ковом словаре С. И. Ожегова милосердие трактуется как готов­ность помочь кому-нибудь, простить кого-то из сострадания, человеколюбия. Я бы дополнил это определение так: приносить людям, жи­вотным, растениям добро. А такая возможность представляет­ся в жизни каждому человеку. Помочь старику перейти в опас­ном месте шумную автомагистраль, пропустить вперед в очереди женщину с ребенком или инвалида, уступить им место в транс­порте.
    - Определение темы
    4. Если задуматься, то слово «милосердие» состоит из двух отдельных слов – «милость» и «сердце». То есть милосердие – это стремление «сделать милость сердцу». Как просто звучит это словосочетание и как сложно сделать это в реальной жизни. Конечно же, не всем, но многим.
    Учитель:  - Возвращаемся к нашему плану сочинения.
    - Мы переходим к анализу содержательной стороны текста. Нам нужно выявить те вопросы (или проблемы), которые волновали автора.Что же такое проблема?
    СЛАЙД №13
    Учитель: -Помним, что в тексте может быть несколько проблем, мы же выбираем только одну и пишем только о ней. Выбранная вами проблема должна быть лейтмотивом всего сочинения - рассуждения, т.е. проходить красной нитью через всю работу. Итак, какие или какую проблему вы увидели в тексте? Записываем.
    Проблема
    1. Проблема толерантного отношения к окружающим, особенно к тем, кто отличается от других. (Как относиться к тем, кто не похож на тебя?)
    2. Проблема милосердия и нравственной чёрствости. (Как пробудить в человеке гуманное отношение к тем, кто на него не похож?)
    СЛАЙД №14
    Учитель: - Как сформулировать проблему, какими способами? 
    СЛАЙД №15
    Учитель: - Какие бывают проблемы?
    Учитель: - К какой группе относятся проблемы данного текста? (Ответы: нравственные)             Мы определили проблемы, что теперь нужно делать, согласно плану? Правильно, прокомментироватьвыбранную проблему.
    Учитель:  - Вспомним, что такое комментарий (дети вспоминают).
    Подготовленный ребёнок зачитывает выписку из словаря.
    Учитель: -Комментарий – это некая «интерпретация» проблемы.Нельзя ни в коем случае допускать пересказа текста. Вы должны кратко изложить суть комментируемой проблемы текста, для того чтобы подготовить читающего, т.е. эксперта, к восприятию того, о чём будете рассуждать и что будете анализировать. Помним, что нельзя рассуждать по поводу всех проблем текста. Комментарий всегда должен опираться на прочитанный тест. Это важно! И ещё помним, что будет ошибкой, если вы прокомментировали проблему, имеющуюся в тексте, но её саму не сформулировали.
    -   Вспоминаем, какими бывают комментарии.
    СЛАЙД №16   
    Учитель: - Давайте прокомментируем проблему нашего текста, выбрав один из способов комментария.
    Ответы учеников.
    Учитель: Итак, мы прокомментировали проблему. Дальшепо плану мы должны выявить  позицию автора по комментируемой проблеме.
    Учитель: - Что такое позиция автора? 
    Ответы.
    УЧИТЕЛЬ: - Совершенно верно,это авторское отношение к той или иной проблеме,  Позиция автора по основной проблеме текста представляет основную мысль текста.Помним, что если проблема – это вопрос, то позиция – это ответ на вопрос.
    СЛАЙД №17-18
    Учитель: - Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может вызвать затруднения. Для выявления позиции автора учащимся необходимо ответить на ряд вопросов: что хотел сказать своим читателям автор? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Надо обратить внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение - сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Посмотрите записи в тетрадях.
    Ученики определяют позицию автора по каждой проблеме.
    Авторская позиция
    1. Мы живём в обществе, и многие люди, в том числе и в классе, отличаются от других. Но отношение к этим «другим» должно быть таким же, как и к остальным.
    2. Люди, не обладающие милосердием по отношению к непохожим на них окружающим, становятся агрессивными и злобными. Нужно объяснить таким людям, что ко всем надо относиться по-человечески.
    Учитель: Важно помнить, что нельзя путать «Я» автора с «Я» рассказчика. Автор пишет текст. Всё, что он написал в тексте . происходит не с ним , а с героем.  Он не всегда выражает авторское мнение. Его взгляд на мир может резко отличаться от авторского. Помните, что повествователей, высказывающихся от собственного, первого лица, естественно называть рассказчиком.
    Теперь нам нужно согласиться или не согласиться с позицией автора  и привести обоснование своей позиции. Привести аргументы  (2), используя читательский опыт и жизненный опыт. Читательский опыт – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если вы хорошо помните и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок. Но, если у вас не будет аргумента из литературы, то за этот критерий во получите 0 баллов.
    СЛАЙД 19
    Тезисы и аргументы по теме "Милосердие":
    Тезисы:
    
    Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.
    «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Библия).
    «Милосердие есть постоянное состояние души нормального обыкновенного человека» (Н. Носов «Закон милосердия»).
    Литературные аргументы:
     Рассказ «Наука ненависти» М. Шолохова 
    Рассказ «Судьба человека» М. Шолохова 
    Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский 
    Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» .
    Учитель: - Мы подошли к последнему пункту плана, заключению.
                          СЛАЙД № 20
    Учитель: - Сейчас  предлагаю вам индивидуальную работу 
    	Задания 
    Емельянова Анастасия – написать вступление.
    и  сформулировать проблему.
    Камнев Денис – прокомментировать проблему.
    и  сформулировать позицию автора.
    Пронина Ольга – сформулировать собственное мнение и привести 1 аргумент.
    Чурсин Максим – написать 2 аргумент и заключение.
    Учитель: -Итак, сегодня на уроке мы на примере текста Л.Улицкой говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. В жизни может случиться всякое, и каждый из нас может попасть в сложное положение. Главное – не осуждать и не упрекать, а постараться проявить милосердие, постараться понять человека и найти для него подбадривающее слово. Это, на мой взгляд, и будет милосердие и понимание, достойное настоящего человека.
    Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение по проблемам, высказанным автором текста, используя памятку.
    
     

    Автор(ы): Нетеса Т. Н.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку