Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

28 Пробный экзамен.

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета     Русский язык
    Класс 11
    УМК Русский язык 10 – 11 класс под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М. «Просвещение», 2013.
    Уровень обучения  - базовый
    Тема урока «Пробный экзамен»
    Цель урока: проверить степень готовности к выполнению заданий ЕГЭ, выявить пробелы в знаниях учащихся по темам курса русского языка.
    Задачи урока:
    Развитие умения работы с КИМами; умения заполнения бланков ЕГЭ по русскому языку.
    Продолжить формирование навыков работы в заданном темпе.
    Воспитание осознанного отношения к подготовке к экзамену в форме ЕГЭ.
    Планируемые результаты:
    Личностные: самоопределение.
    Коммуникативные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
    Познавательные: действия в постановке и решении проблем.
    Регулятивные: целеполагание.
    Содержание урока:
    1. Мобилизующее начало.
    2. Определение цели и задач урока.
    3. Контроль знаний. (См. приложение 1,2,3.)
    4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
    
    
    
    
    
    
    
    Информационная карта автора методической разработки
    Шепелева Елена Николаевна
    
    
    
    Населённый пункт
    П. Гамалеевка1
    Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с её уставом)
    МБОУ «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа №1Сорочинского городского округа Оренбургской области"
    Адрес школьного сайта в Интернете
    http://gam-schkola1.ucoz.net/
    
    Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке)
    Русского языка и литературы
    Адрес личного Интернет-ресурса
     http://www.proshkolu.ru/
    
    Рабочий адрес с индексом
    461930 Оренбургская область Сорочинский район с. Гамалеевка 1 ул Садовая, 76
    Домашний адрес с индексом
    461930  Оренбургская область Сорочинский городской округ с. Гамалеевка ул. Молодежная, 1
    Рабочий телефон с междугородним кодом
    8(35346) 2-25-21
    Домашний телефон с междугородним кодом
    8(35346) 2-25-17
    Мобильный телефон с междугородним кодом
    89225318854
    Факс с междугородним кодом
    8(35346) 2-25-21
    Рабочая электронная почта
    gam-schkola1@yandex.by
    Личная электронная почта
    enshepeleva@yandex.ru
    Педагогическое кредо 
    Любить и учить  каждого и всех одновременно.
    Даю согласие на обработку персональных данных и использование представленных материалов в целях развития образования с возможностью редакторской обработки.
    Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: 
                                                                                               (Шепелева Е.Н.)                                                                            
    подпись                                                                     Ф.И.О. участника
    «1» декабря 2016г. 
    
    
    Урок 28
    Тема:  Пробный экзамен.
    Цель: проверить степень готовности к выполнению заданий ЕГЭ, выявить пробелы в знаниях учащихся по темам курса русского языка.
    Задачи:
    Развитие умения работы с КИМами; умения заполнения бланков ЕГЭ по русскому языку.
    Продолжить формирование навыков работы в заданном темпе.
    Воспитание осознанного отношения к подготовке к экзамену в форме ЕГЭ.
    Тип урока: урок контроля и систематизации знаний.
    Форма работы: индивидуальная.
    Ход урока.
    1. Мобилизующее начало.
    2. Определение цели и задач урока.
    3. Контроль знаний. (См. приложение 1,2,3.)
    4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание: выполнение заданий индивидуального характера.
    
    Приложение 1.
    Вариант 
    Часть 1
    Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
    Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
    (1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (...) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. 
    (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
    1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
    1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
    2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
    3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
    4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
    5) Важно знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребляют,  потому что фразеологизмы не только украшают нашу речь, но и позволяют воздействовать на слушателя.
    Ответ: ___________________________
    
    2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
    во-первых                
    наоборот                 
    иными словами                   
    лишь
    Ответ: ___________________________
    
    3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
    ФУНКЦИЯ , -и; ж.
    1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.
    2) В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).
    3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.
    4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф. синтаксиса.
    5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф, Ф. профкома.
    Ответ: ___________________________
    
    4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
    кухОнный          
    надОлго   
    влилАсь       
    закУпорить
    Ответ: ___________________________
    
    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    По мнению преподавателей, ЯЗЫКОВЫЙ барьер — это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладевать иностранным языком.
    В период заморозков растениям необходимо ЖИВИТЕЛЬНОЕ тепло, поэтому садоводы должны заранее обдумать, какой тип теплиц использовать, чтобы сохранить нежные всходы.
    Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложений денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.
    Курс культурологии, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введён с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.
    Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
    Ответ: ___________________________
    
    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.
    несколько АМПЕР                 
    ТРОЕ юношей              
    часто ЕЗДИЮ                   
    многие ПРОФЕССОРА
    около ПЯТИСОТ фотографий
    Ответ: ___________________________
    
    7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    А. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.
    1) неправильное употребление имени числительного
    Б. В районной газете «Светлом пути» была опубликована статья о нашей школе.
    2) ошибка в построении предложения с однородными членами
    В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель.
    3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    Г. Пришли множество гостей.
    4) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
    Д. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров.
    5)  нарушены нормы управления
    
    6) нарушен порядок слов в предложении
    
    7) Нарушены правила согласования сказуемого с подлежащим
    
    Ответ: 
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    
    
    
    
    
    
    8. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 
    зат…иться                      
    сем…нар                         
     оз…рённое                    
    уст…реть                      
    г…лосовать
    Ответ: ___________________________
    
    9. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
    пр…стыдить,  беспр…рывно
    и…колесить, сни…хождение
    ра…фасованный, ра…мытый
    пр…вередливый, пр…града
    и…далека, не…говорчивый
    Ответ: ___________________________
    
    10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
    ута…вать
    фасол…вый
    назойл…вый
    взвинч…вать
    привередл…вый
    Ответ: ___________________________
    
    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
    хлопоч…т
    вылет…т
    дыш…т
    вид…шь
    гон…шься
    Ответ: ___________________________
    
    12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
    В Наташином пении уже (не)было детской старательности.
    Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
    Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти.
    Ученье без уменья - (не)польза, а беда.
    В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.
    (Не)законченная нами шахматная партия перенесена на завтра.
    Ответ: ___________________________
    
    13. Определите предложение, в котором оба выделенных  слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
    (В)ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, (ЗА)ТО теперь на город было любо-дорого посмотреть.
    Некоторое время Меркулов шёл (В)СЛЕД за всеми, (ЗА)ТЕМ остановился.
    Не знаю, (ОТ)ЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал (ОТ)ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.
    Присутствовали (ПРИ)ТОМ разговоре многие, но было это давно и (ПО)ЭТОМУ всеми забылось.
    Дедушку (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни звали (ПО)ПРОСТУ Кузьмичом.
    Ответ: ___________________________
    
    14. Укажите  цифры, на месте которых пишется НН.
    В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о  непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основа(3)ая на преодолении, требующая усилий.
    Ответ: ___________________________
    
    15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
    1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.
    2)  Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
    3) У Сибири  есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
    4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской архитектуре.
    5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.
    Ответ: ___________________________
    
    16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
    Типичный памятник ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка – представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.
    Ответ: ___________________________
    
    17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.
    Ответ: ___________________________
    18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
    В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично. 
    Ответ: ___________________________
    
    19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.
    Ответ: ___________________________
    
    Прочитайте текст и выполните задания 20-25
    
    (1)Количество «универсальных» символов с каждым годом растёт, ибо появляются новые научные дисциплины, совершенствуются и вводят свою специальную символику такие науки, как биология, психология, лингвистика. (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
    (3)В какой-то мере — да. (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий, от фонетического письма. (5)Таким образом, наша письменность становится смешанной, «буквенно-идеографической». (6)Например, тексты научных статей по математике или ядерной физике написаны именно таким буквенно-идеографическим письмом. (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно. (8)Во-первых, идеограммы понятны независимо от языка (химические формулы, математические символы), во-вторых, они не только сокращают запись, но и помогают научному мышлению (прогресс математики обязан главным образом введению специальной символики, созданию «языка математики»), (9)А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому человеку, но и компьютерам.
    (10)«Информационный взрыв» — так называют невероятно большое количество информации, которое лавинообразно возрастает с каждым годом. (11)Со времени Гуттенберга до наших дней вышло более 35 миллионов книг, и цифра эта явно заниженная, так как огромное количество специальных изданий не поступает на книжный рынок. 
    (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности. (13)Вот почему в настоящее время единственное спасение от этого потока информации, который к тому же ежегодно возрастает, - создание информационно-логических машин, построенных на основе электронно-вычислительной техники.
    (14)С помощью «машинной письменности» можно, минуя перевод с языка на язык, записывать в электронной памяти всю необходимую информацию. (15)Система универсальной символики, международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов. (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.
    (17)«Машинная письменность», она же «универсальный код науки», она же и «всемирное письмо», будет создана. (18)Это будет идеография, понятная любому человеку и вычислительной машине. (19)Но из этого вовсе не следует, что исчезнет фонетическое, буквенное письмо. (20)Ведь живая разговорная речь сохранится и будет развиваться и совершенствоваться, по-прежнему будут творить поэты и прозаики на своём родном языке. (21)3начит, останется и алфавит, средство записи «живого слова». (22)Правда, и здесь техничка может внести существенные коррективы: авторы сейчас записывают свои произведения на диктофоны, любой роман может быть «наговорён», существует уже множество электронных библиотек, состоящих из «звуковых книг». (23)Однако «звучащее слово» может быть подано в различных интерпретациях (вспомните чтение стихов в исполнении самих авторов и мастеров художественного чтения). (24)Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится. (25)Научная, специальная, техническая литература будет записываться «средствами машинной письменности», а художественная — средствами привычного традиционного письма. (26) В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом. (По А. Кондратову)
    
    20. Какое утверждение совпадает с точкой зрения автора текста? Укажите номера ответов.
    1) Машинная письменность со временем  будет понятна только компьютеру.
    2) Символические записи не только преодолевают языковой барьер, но и способствуют развитию научного мышления.
    3) Лингвисты, которые занимаются различными вопросами идеографии, не имеют отношения к разработке международных знаков науки.
    4) Со временем буквы традиционного письма умрут, уступив место новым символам.
    5)  Создавая новые символы-идеограммы, люди не отказываются от традиционного письма.
    Ответ: ___________________________
    
    21.  Какие из предложенных утверждений являются верными. Укажите номера ответов.
    1) В предложениях 17-21 содержится рассуждение с элементами описания.
    2) В предложениях 17-21 содержится рассуждение.
    3) В предложении 3 содержится частичный ответ на вопрос, поставленный в предложении 2.
    4) Предложения 8-9 содержат аргументы, доказывающие мысль, высказанную в предложении 7.
    5) В предложениях 23-24 содержится повествование.
    Ответ: ___________________________
    
    22. Из предложений 2-3 выпишите устаревшее слово.
    Ответ: ___________________________
    
    23. Среди предложений 3-9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
    Ответ: ___________________________
    
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
    Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
    Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
    
    24. Лингвиста Н.Кондратова беспокоят изменения, происходящие в современном языке. Этим обусловлено появление в тексте такого тропа, как (А) ________(«буквы умрут» в предложении 26), в сочетании с таким лексическим средством, как (Б) _________(«пиктография», «идеограммы», «буквенно-идеографическое письмо»). (В)_______ (в предложениях 8, 9) и (Г) ________ («примитивной» — «современной» в предложении 16) позволяют автору быть очень убедительным». 
    Список терминов
    1) термины
    4) гипербола
    7) вопросно-ответная форма изложения
    2) риторический вопрос
    5) олицетворение
    8) сравнительный оборот
    3) эмоционально-оценочные слова
    6) контекстные антонимы
    9) вводные слова
    Ответ: 
    А
    Б
    В
    Г
    
    
    
    
    
    
    Часть 2
    25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а  также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
    Объём сочинения — не менее 150 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Приложение 2.
    Ключи.
    № задания
    ответ
    1.
    45
    2.
    иными словами
    3.
    4
    4.
    кухонный
    5.
    языковой
    6.
    езжу
    7.
    34271
    8.
    озарённое
    9. 
    исколесить снисхождение
    10.
    фасолевый
    11.
    хлопочет
    12.
    неприятная
    13.
    в след за тем
    14.
    23
    15.
    23
    16.
    4
    17.
    12
    18.
    2
    19.
    134
    20.
    25
    21.
    134
    22.
    вспять
    23.
    7
    24.
    5196
    Информация о тексте
    Основные проблемы
    Позиция автора
    1) Проблема «информационного взрыва» (Что такое «информационный взрыв»? Каковы его последствия для человечества? Каковы пути выхода из создавшегося положения?)
    1) «Информационный взрыв» привёл к тому, что даже учёные не могут прочитать всю литературу по их узкой специальности, выход – в создании «машинной письменности».
    2) Проблема будущего письменности (Исчезнут ли знакомые нам буквы? Будут ли они заменены другими символами?)
    Буквы не исчезнут, они останутся для записи художественной литературы и умрут только вместе с живым человеческим словом.
    
    Приложение 3.
    Критерии оценивания.
    В пробном экзамене по русскому языку  оценивается 25 заданий, из них 24 - тесты, а 25 - сочинение по тексту. На сегодняшний день в тестовых заданиях необходимо или правильно записать слова  (а не просто найти их), или найти два верных ответа из предложенных (задание 1 и 15), или назвать цифры, обозначающие правильную постановку запятых. Непростым остаётся задание 7, где нужно соотнести ошибочные предложения с правилами, по которым допущены ошибки.
    1 балл за верный ответ, 0 баллов за неверный
    От 0 до 2 баллов
    От 0 до 4 баллов
     От 0 до 5 баллов
    За верное выполнение заданий 2–6, 8–14, 16–23 экзаменуемый
    получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется
    0 баллов.
    За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
    Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют
    другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе,
    не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне
    ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
    За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным
    считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие
    цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из
    списка, экзаменуемый получает по 1 баллу.
    За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. Верным
    считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие
    цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из
    списка, экзаменуемый получает по 1 баллу.
    Максимальное количество баллов
    56
    Минимальное количество баллов
    36
    Критерии оценивания сочинения
    I
    СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
     Баллы
    К1
    Формулировка проблем исходного текста
     
     
    Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
    Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
    1
     
    Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
    0
    К2
    Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
     
     
    Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.
    2
     
    Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,
    НО
    допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.
    1
     
    Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,
    ИЛИ
    допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,
    ИЛИ
    прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
    ИЛИ
    в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,
    ИЛИ
    в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.
    0
    К3
    Отражение позиции автора исходного текста
     
     
    Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
    Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
    1
     
    Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
    ИЛИ
    позиция автора исходного текста не сформулирована.
    0
    К4
    Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
     
     
    Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
    3
     
    Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),
    ИЛИ
    провел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
    2
     
    Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
    1
     
    Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы,
    ИЛИ
    мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),
    ИЛИ
    вообще не отражено в работе.
    0
    II
    РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ
     
    К5
    Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
     
     
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
    - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
    - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
    2
     
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
    НО
    допущена 1 логическая ошибка,
    И/ИЛИ
    в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
    1
     
    В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
    НО
    допущено более 1 логической ошибки,
    И/ИЛИ
    имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
    0
    К6
    Точность и выразительность речи
     
     
    Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
    2
     
    Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
    НО
    прослеживается однообразие грамматического строя речи,
    ИЛИ
    работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
    НО
    есть нарушения точности выражения мысли.
    1
     
    Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
    0
    III
    ГРАМОТНОСТЬ
     
    К7
    Соблюдение орфографических норм
     
     
    орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
    3
     
    допущено 1-2 ошибки
    2
     
    допущено более 2-3 ошибки
    1
     
    допущено более 3 ошибок
    0
    К8
    Соблюдение пунктуационных норм
     
     
    пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
    3
     
    допущены 1-2 ошибки
    2
     
    допущено 2-3 ошибки
    1
     
    более 3 ошибок
    0
    К9
    Соблюдение языковых норм
     
     
    грамматических ошибок нет
    2
     
    допущены 1-2 ошибки
    1
     
    допущено более 2 ошибок
    0
    К10
    Соблюдение речевых норм
     
     
    допущено не более 1 речевой ошибки
    2
     
    допущены 2-3 ошибки
    1
     
    допущено более 3 ошибок
    0
    К11
    Соблюдение этических норм
     
     
    этические ошибки в работе отсутствуют
    1
     
    допущены этические ошибки (1 и более)
    0
    К12
    Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
     
     
    фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
    1
     
    допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
    0
     
    Максимальное количество баллов за сочинение
    24
    При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. 
    При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
    Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 24 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
    При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
    2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
    К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
    К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
    1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
    К7–допущено не более двух ошибок;
    К8–допущено одна–три ошибки;
    К9–грамматических ошибок нет;
    К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
    Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
    
     

    Автор(ы): Шепелева Е. Н.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx