Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

6 Обобщающее повторение синтаксиса.

Текст урока

  • Конспект

     
    
    Русский язык.
    11 класс.
    Учебник «Русский язык .Грамматика. Текст. Стили речи» авторы: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, М., «Просвещение», 2010 г.
    Уровень обучения-базовый.
    Тема урока: Обобщающее повторение синтаксиса.(Грамматическая основа простого и сложного предложения, виды его осложнения.Предложения с прямой речью)
    Количество часов, отведённых на изучение темы-1 час.
    Место урока в системе уроков по теме – Повторение и закрепление ранее изученного материала.
    Цель урока: Актуализировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации  простого предложения. Систематизировать работу по определения грамматической основы простого и сложного. Отрабатывать навыки пунктуационного разбора, правильной постановки знаков препинания при различных видах осложнения предложения.
    Задачи урока:
    1.Знать:   виды простых предложений и способы выражения грамматической основы в них, способы связи простых предложений в составе сложного, различные виды осложнения простого предложения, способы конструирования предложений с прямой речью
    2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного  в составе сложноподчиненного предложения, ставить знаки препинания между частями сложного предложения, производить синтаксический разбор  предложений; правильно оформлять предложения с прямой речью, определять границы простых предложений в составе сложного, аргументировать свой выбор.
    Планируемые результаты: научить определять грамматическую основу простого и сложного предложения, знать виды обособления и правила оформления предложений с прямой речью. Применять полученные знания в подготовке к ЕГЭ.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, раздаточный материал.
    Содержание урока.
    1. Орг.момент. Сегодня на уроке нам предстоит важная работа, мы повторим, обобщим и систематизируем  изученный ранее материал по синтаксису и пунктуации, который необходим нам для серьезной подготовки к единому государственному экзамену.
    2. Повторение. Словарный диктант на тему «-н- нн- в причастиях и отглагольных прилагательных»:
    Жжёный, пуганый, некипячёный, организованный, купленный, брошенный, раненый, нежданный, священный, бешеный, названый, посажёный, спортсмены организованны и дисциплинированны, обстрелянный, пристрелянная цель, юноша взволнован, поле засеяно, глаженый, кошеный, исписанный, рассеянный, сеяный, мороженый, взволновано ветром, выкачанный газ.
    3. Работа по теме урока.
    -Назовите предложения по наличию грамматических основ(Простые и сложные)
    -Что необходимо учитывать при пунктуации простого предложения? ( Вид его осложнения)
    -Чем может быть осложнено простое предложение? ( Причастным и деепричастным оборотами, вводными и вставными конструкциями, обращением, однородными членами и уточняющими членами предложения)
    4.    Отработка знаний и умений по оформлению предложения с однородными членами иССП
    - Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений(данный вид работы закрепляет навыки при выполнении задания 15 ЕГЭ).
    1   Эта улица мне знакома, и знаком этот низенький дом.
                            [—  =], и [= — ].   ССП
    2   Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня,
         И над пашнею счастливо созревают зеленя.
                            [= — и —], и [ = — ].    ССП
    3   Шелестят зелёные серёжки,
         И горят серебряные росы.
                            [ = — ], и [= — ].   ССП
    4   Брожу по улицам и лужам,
         Осенний день пуглив и дик.
                            [ = -·- и -·-],  [ —  = и = ].   БСП
     
    5   Ручей волной гремучею все ветки обдает
         И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.
                            [ —  = и = ].  Простое с однородными сказуемыми.
    6   Потом ты идёшь до погоста и, в камень уставясь в упор,
         Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.
                                                        (С. Есенин)
                            [  —  = и,  - · - , =  -·- и -·-   -- и -- ]. 
     Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
    
     5.Анализ текста(текст у каждого лежит на парте) Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические  основы  предложений, определить роль однородных членов предложения , их стилистическую значимость, виды обособления.
    
    … На бюро лежало множество всякой всячины куча  исписа..ых  мелко бумажек накрытых мраморным позеленевш.. прессом с яичком наверху  какая-то стари..ая  книга в кож..ом переплёте с красным обрезом  лимон  весь  высохш..  ростом не более лесного ореха отломле..ая  ручка кресел  рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами  накрыт.. письмом  кусоч..к  сургуч..какусоч..к  где-то поднят.. тряпки  два пера  запачк..ые чернилами  зубочистка  совершенно пожелтевш.. .( «Мёртвые души»)
    
    6.Повторение материала по обособлению вводных слов и предложений.
    
    -Какие значения вводных слов и предложений вам известны ( различная степень уверенности, различные чувства, замечания о способах оформления мыслей, источник сообщения, порядок мыслей и их связь)
    - На каждый вид привести примеры.( устно)
    -Выполнения теста (ЕГЭ 17 задание) –раздаточный материал на столах у каждого.
    Задание: Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
    
    Дальние озера (1) по мнению жителей (2) настоящая лесная глухомань. Вот мы и возле еловой заросли, за которой (3) как нам казалось (4) метрах в двухстах, собаки в страшной схватке держали зверя.
    Он (1) верно (2) заболел, раз не пришёл на лекцию. Задача решена (3) верно (4) и без исправлений.
    Облитое лунным светом дерево (1) казалось (2) причудливым. Гусь (3) известно (4) птица важная и рассудительная.
    В картинах Поленова нет (1) как говорится (2) сухого академизма: они ласкают глаз зрителя прелестью освещения, живым расположением сцены, интересными подробностями. Эти картины красивы и интересны (3) даже (4) для тех, кто не захочет найти в них внутреннего содержания.
    В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.
    Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык, глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».
    7.Работа по теме «Обращение»(обособление обращений включено в демоверсию ЕГЭ 2017 г, поэтому требует особого внимания)
    -Что такое обращение?(Слово или сочетание слов, называющее того , к кому обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа)
    -Формы  выражения обращения (Распространённое-нераспространённое, одушевлённое-неодушевлённое)
    Задание:Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    1.О грезах юности (1) томим воспоминаньем,
    С отрадой тайною и тайным содроганьем (2)
    Прекрасное дитя (3) я на тебя смотрю...
    О (4) если б знало ты (5) как я тебя люблю! (М.Ю.Лермонтов)
    
    2.- Прощай (1) Онегин (2)мне пора.
    "Я не держу тебя; но где ты (3)
    Свои проводишь вечера?"
    - У Лариных. - "Вот это чудно.
    Помилуй! и тебе не трудно
    Там каждый вечер убивать?"
    - Ни мало. - "Не могу понять.
    Отселе вижу, что такое:
    Во-первых (слушай (4) прав ли я?)(5)
    Простая, русская семья,
    К гостям усердие большое,
    Варенье, вечный разговор (6)
    Про дождь, про лён, про скотный двор..." (А.С.Пушкин)
    
    3.Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы (1)
    Мой друг (2) отчизне посвятим (3)
    Души прекрасные порывы!
    Товарищ (4) верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена! (А.С.Пушкин)
    
    4.Веленью божию (1) о муза (2) будь послушна (3)
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету (4) приемли равнодушно
    И не оспоривай глупца. (А.С.Пушкин)
    
    5.Любезный именинник (1)
    О Пущин дорогой!
    Прибрел к тебе пустынник (2)
    С открытою душой;
    С пришельцем обнимися —
    Но доброго певца (3)
    Встречать не суетися (4)
    С парадного крыльца. (А.С.Пушкин)
    
    5.— Послушай (1) старик, — заговорил я, коснувшись до его плеча, — сделай одолжение (2)помоги.
    — Ступайте с богом! Я устал: в город ездил, — сказал он мне и потащил себе армяк на голову.
    — Да сделай же одолжение, — продолжал я, — я... я заплачу.
    — Не надо мне твоей платы.
    — Да пожалуйста (3) старик...Он приподнялся до половины (4) и сел, скрестив свои тонкие ножки.
    — Я бы тебя свел (5) пожалуй (6) на ссечки1. Тут у нас купцы рощу купили, — бог им судья, сводят рощу-то, ж контору выстроили, бог им судья. Там бы ты у них ось и заказал или готовую купил.
    
    6.— Барин (1) а барин! — промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом.
    Я с удивлением приподнялся; до сих пор он едва отвечал на мои вопросы, а то вдруг сам заговорил.
    — Что тебе? — спросил я.
    — Ну(2)для чего ты пташку убил? — начал он, глядя мне прямо в лицо.
    — Как для чего?.. Коростель — это дичь: его есть можно.
    — Не для того ты убил его(3) барин: станешь ты его есть! Ты его для потехи своей убил.
    — Да ведь ты сам небось гусей или куриц (4)например(5) ешь?
    
    7.— А что(1)старик(2)скажи правду, тебе(3) чай(4) хочется на родине-то побывать?
    — Да, посмотрел бы. А впрочем (5) везде хорошо. Человек я бессемейный, непосед. Да и что! много, что ли, дома-то высидишь? А вот как пойдешь, как пойдешь, — подхватил он, возвысив голос, — и полегчит (6) право. И солнышко на тебя светит, и богу-то ты видней, и поется-то ладнее. Тут, смотришь, трава какая растет; ну, заметишь — сорвешь. Вода тут бежит (7) например (8) ключевая, родник, святая вода; ну, напьешься — заметишь тоже. Птицы поют небесные...
    8.Систематизация умений и навыков по обособлению предложений с прямой речью.
    -Дайте определение прямой речи.(Дословная передача чужой речи с сохранением всех авторских особенностей)
    -От чего зависит постановка знаков препинания при прямой речи? ( От места прямой речи по отношению к словам автора)
    -Отразим это в схемах.(коллективная работа у доски и в тетрадях)
    Если сначала идут слова автора, то схема будет выглядеть вот так:
    1) А: " П." Н.Карамзин писал:" Самая неразрывная дружба есть та,которая начинается в юности".
    2) А: " П!" Я воскликнул:"Она просто прелесть!"
    3) А: " П?" Дети спросили:" Ты купишь нам мороженое?"
    
    Если прямая речь начинает предложение, то
    1)"П,"--а. " Я приеду к тебе в сентябре,"-- сказал Лаптев.
    2) "П!"--а. "Дед,возьми меня на рыбалку!"--клянчил Артёмка.
    3) "П?"--а. "Наносишь в бочку воды?"-- спросила бабушка.
    
    Если авторские слова находятся внутри прямой речи:
    1) "П,--а,--п". "Я тебя сейчас отпущу,--пообещала бабушка,--только помоги мне принести с огорода картошку".
    2) "П,--а.--П." " Самый верный признак истины--это простота и ясность,--утверждал Лев Толстой.--Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна."
    3) "П?--а.--П." "Мы с вами еще увидимся?--спросила она.--Тогда прощайте".
    4) "П!--а.--П." "Какие хорошие у вас собаки!--сказала девушка.--А уж послушные на зависть."
    
    Если в авторской речи есть два глагола речи, то после второго мы поставим двоеточие, тире и прямую речь начнем с прописной буквы.
    " Я думаю,--нерешительно проговорил он и добавил:--Мне нелегко принять сразу это решение".
    9.Итог урока. На уроке  повторили материал по синтаксису, который включён в решение тестовых заданий ЕГЭ, поэтому он требует серьёзного осмысления и пристального внимания.
    10.Задания на дом : составить 2 варианта заданий ЕГЭ, включающих повторенный на уроке материал (задание 15, 16, 17)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Пичужкина Г. С.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc