Название предмета: русский язык Класс: 11 УМК: Власенков Уровень обучения: базовый Урок русского языка в 11 классе Урок № 8 Тема урока: Нормативное построение словосочетаний разных типов Первый урок Общее количество: 1 час Цели урока: Закрепить и обобщить знания о нормах построения словосочетаний; организовать деятельность учащихся по отработке навыков правильного построения словосочетаний; Привести в систему и углубить сведения учащихся о словосочетании и типах связи слов в словосочетании, полученные учащимися в предыдущих классах. Способствовать развитию критического мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков. Развить умение учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы. Формировать компетентностные умения ученика через активизацию самостоятельной познавательной деятельности и творческое мышление. Воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения. Тип урока: повторительно-обобщительный, урок совершенствования ЗУНов. Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Методы: словесный, поисково-проблемный. Ход урока I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим подготовку к ЕГЭ и будем работать над темой “Синтаксис и пунктуация”. Начнём урок с орфоэпической разминки. II. Орфоэпическая разминка Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами. Сверлишь, заперта, исчерпав, мозаичный, оптовый, клала, слала, приданое, понял, плодоносить, отрочество, кровоточить, исчерпать, дозировать, вручит, включим, вероисповедание, бухгалтеров, углубить, поняли, наделим, облегчите, облегчит, одолжит, окружит, сверлим, щемит (сердце), осведомиться, изогнутый, загнутый, согнутый, прирученный, диспансер, еретик, жалюзи, каталог, банты, торты, иксы, нет шарфа, сливовый, красивее, тефтели, ногтя, цепочка, закупорить, донельзя, свекла, нефтепровод, положил, цемент, форзац (Взаимопроверка ) Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами. III. Стадия вызова. Вопросы учителя к классу 1. Ребята, а что можно составить из предложенных слов? (словосочетания) 2. А что такое словосочетание? (Это соединение двух или более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения) 3. А зачем нам надо знать закон, по которому стоятся словосочетания? (Для того, чтобы правильно строить словосочетания, в соответствии с нормами современного русского языка, выделять главное и зависимое слово). 4. Вспомните, на какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова? Приведите примеры. (Именные, глагольные, наречные). 5. Необходимо ли знать вид подчинительной связи в словосочетании? Для чего? (Да, для того, чтобы правильно составлять словосочетания и из словосочетаний – предложения, не делать ошибок). 6. Назовите виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях. 7. Мини-доклады подготовленных учащихся по теме «Способы подчинительной связи». 8. Составление кластера – схема-помощник для определения вида подчинительной связи Кластер 9. Итак, мы с вами вспомнили, что знаем о словосочетании. Остается сформулировать тему урока. (Правильное построение словосочетание) Подберите синоним к слову «правильный» Тема урока открывается на доске “Нормативное построение словосочетаний”. IV. Стадия осмысления. 1. Распределительный диктант : словосочетания распределить в три столбика: согласование, управление, примыкание , объяснить правописание гласных после шипящих (работа у доски). Цель работы: закрепить умения определять вид подчинительной связи между словами в словосочетаниях. Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, говорить шёпотом, очень хорошо, рисовать карандашом, упасть навзничь. 2. Внимание на экран. Перед вами текст и задание. Выполните, пожалуйста. Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. (А.И.Куприн “Олеся”) 1. Словосочетания какого вида вы выписали? 2. Какой вид подчинительной связи вы указали? Физкультминутка V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы. Работа по учебнику (упр. 224): Выписать по 3 примера словосочетаний каждого вида связи, уметь доказать правильность своего выбора. 1. Укажите пример с ошибкой в управлении 1.1. Преимущество перед ними 1.2 Согласно договору 1.3. Показать о чём-то 1.4. Огорчён чем-то 2. Укажите пример с нарушением норм согласования 2.1. Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги. 2.2. Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане. 2.3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. 2.4. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды. VI. Итоги урока. Рефлексия. Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании мы повторили? Для чего нам это надо знать? Где будем использовать полученные знания? Чему вы научились на уроке? Что осталось непонятным? VII. Домашнее задание Упр.210 или составить карточку с заданиями по теме урока
Автор(ы): Мешкова И. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx