Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

22 Невербальные средства общения (Ахмерова Л. М.).

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: русский язык
    Класс: 11
    УМК: учебник «Русский язык 10 – 11 класс», под редакцией  А.И.Власенкова, 2015 год.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: «Невербальные средства общения».
    Общее количество часов: 34.
    
    Место урока в системе уроков по теме: 22.
    
    Цель урока:
          углубление знаний учащихся о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, развитие коммуникативных способностей учащихся,
    воспитание культуры общения.
    
    Задачи урока: 
    
    Планируемые результаты:
    развитие коммуникативных УУД:
    общение и взаимодействие с партнёрами по деятельности,
    понимание окружающих людей,
    использование вербальных и невербальных средств общения,
    умение работать в группе.
    развитие регулятивных, познавательных и личностных УУД.
    
    
                                                 Содержание урока:
                                                                                   Нигде столько не отражаются чувства души, 
                                                                                   как в чертах лица и взорах, благороднейшей 
                                                                                   части нашего тела. Никакая наука не даёт 
                                                                                   огням очам и живого румянца ланитам, если 
                                                                                   холодная душа дремлет в ораторе… 
                                                                                   Телодвижения оратора всегда бывают в 
                                                                                   тайном согласии с чувством души, с 
                                                                                   стремлением воли, с выражением голоса.
                                                                                                                                  Н. Кошанский             
    I. Мобилизующее начало.
    
    II. Подготовка к углублению изученного  материала.
    Учитель заходит в класс, кивает учащимся и соответствующим жестом обеих рук просит их занять свои места.
    - Почему вы решили, что я с вами поздоровалась и попросила занять свои места?
    - Какое отношение имеют жесты и мимика к урокам русского языка?
    
    III. Целеполагание.
    - Сформулируйте тему и цель урока.
    
    IV. Углубление изученного материала.
    1. Вступительное слово учителя.
    Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду со словесной речью используют соответствующую интонацию,  жесты и мимику. Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. 
    2. Работа с эпиграфом.
    - Прочитайте слова профессора Н. Кошанского, взятые из его книги «Частная риторика» в качестве эпиграфа к уроку:  «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не даёт огням очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе… Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, с стремлением воли, с выражением голоса».
    
    - Как вы понимаете смысл данных слов?
    Вывод: 
    мимика позволяет нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
    2. Составление опорной схемы.
    -  Попробуйте определение понятия «невербальные» средства общения.
      -  О чем говорит невербальная информация?
    - Как вы думаете, в каких невербальных средствах не используются звуки речи?
    К невербальным средствам общения относятся: интонация, тембр, ширина зрачка, пространство, частота дыхания, жесты и позы, осанка, одежда, мимика, контакт глазами и т.д.
      Почему используются невербальные средства общения? Словами невозможно передать всю гамму чувств, язык жестов скажет то, что мы думаем на самом деле; проявляется неконтролируемое; знание языка жестов говорит о том, насколько человек умеет владеть собой.
    V. Актуализация знаний учащихся.
    1. Игра «Кто быстрее?»
    - О многом может сказать и жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путём, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека. Вспомните и напишите эти фразеологизмы в тетради. ( Двое работают у доски, остальные записывают фразеологизмы  в тетради.)
    Опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.
    2. Групповая работа.
    - А где мы ещё встречаемся с языком мимики и жестов в нашей  школьной жизни?
    -   Попробуем изобразить с помощью жестов и мимики эпизоды из  нашей школьной жизни в столовой, на  перемене и на уроке. ( Группы можно  увеличить в зависимости от количества учащихся в классе).
    Вывод:
     эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств, например, волнение, радость, огорчение, досаду, растерянность, замешательство.
    
    3.Работа с текстами художественной литературы.
    Определить художественное произведение, из которого взят отрывок. Проанализировать все средства невербальной коммуникации, использованные в тексте.
    а) «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское (рукопожатие), он три раза по-русски, поцеловался с ним, то есть, три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: „Добро пожаловать“. Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман».
    Б)«Пьер с Анной Михайловной, проходя мимо, невольно заглянул в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Василием. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна выскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее. Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василий, был так несвойственен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу. Анна Михайловна не выразила удивление, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как бы показывая, что всего этого она ожидала».
    
    
    В) «Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукой у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.
    — Да, да, — закивал тот головой, — да, непременно.
    Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения и значительно ударил себя в грудь».
    
    VI. Подведение итогов урока.
    
    - Какие средства невербального общения вы знаете?
    - Почему невербальное общение несет в себе больше информации, чем слова?
    
    
    VII.Рефлексия.
    1. Мне было легко (трудно), так как…
    2. Я люблю (не люблю) уроки развития речи, потому что…
    3. Работа в группах помогает…
    4. Сегодняшний урок помог мне…
    
    VIII. Домашнее задание.
    Напишите сочинение – рассуждение о жестах. Заменяют они речь или дополняют?
     

    Автор(ы): Ахмерова Л. М.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc