Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

25 Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций (Дерябина Г. А.).

Текст урока

  • Конспект

     Тема: Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
    Цели:
    1. Создать условия для освоения теоретических понятий, которые способствуют более глубокому анализу художественных произведений. 
    2. Способствовать формированию аналитического мышления; развитию устной речи учащихся.
    3. Прививать любовь к  художественному слову, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать художественное слово автора произведения.
                                                           Ход урока
    I. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.	
    Вступительное слово учителя. Записывание эпиграфа в тетрадь.
    Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?!
    Ответом на этот вопрос могут служить слова К. Паустовского …, которые мы возьмем эпиграфом к уроку (записываем).
    В каждом слове – бездна образов.
    К. Паустовский
    Цель нашего урока заключается в анализе изобразительно-выразительных средств русского языка, мы будем говорить об изобразительно-выразительных возможностях морфологических форм и синтаксических конструкций.
    II. Актуализация знаний.	
    1. Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многими вы уже знакомы. Перечислите известные вам тропы.
    
    2. Проанализируйте следующие предложения (по вариантам). Укажите использованные в них средства художественной выразительности.
    1 вариант
    Укажите вид тропа, использованный в предложении.
     Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. 
    2 вариант
    Какое из перечисленных ниже средств художественной выразительности используется в предложении?
     Он делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которыми и сейчас невозможно не восхищаться. 
    1) метафора ; 2) гипербола ; 3) градация ; 4) сравнение. 
    3 вариант
    В каком предложении используется метафора ? Выпишите это предложение. 
    (1) Вершины предгорий, издали казавшиеся близкими, по мере приближения уплывали ввысь и вдаль.(2) С очередной вершины открылись новые гряды гор, похожие на застывшие волны гигантского моря. (3) Где - то я читал и когда - то слышал, что на месте Кавказа в доисторические времена было море. 
    
    3. Спишите текст, отметьте средства художественной выразительности. 
    Гроза в горах 
    Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Все было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала - Кая и Джугутурлючат, и черные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твердая земля, - и снова все было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое, и все на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезали, нельзя было поверить, что они есть. ( А. И. Солженицын ) 
    III. Работа по теме урока
    1. Слово учителя
    Об изобразительных возможностях морфологических форм и синтаксических конструкций
     Ресурсы выразительных средств в русском языке огромны. Они встречаются на разных уровнях языка. Особенно много их на лексическом уровне, так как именно слово может быть экспрессивным. Существительные в переносном значении в художественной речи используются для создания метафор, сравнений. Насыщение текста именами существительными может стать средством языковой изобразительности. Этому же служит и экспрессивное использование категории падежа ( петь соловьем, петь как соловей ), имен собственных (« говорящие » имена ), употребление их в форме множественного числа с обобщенным значением свойств ( времена Пушкиных ). 
     Прилагательные конкретизируют нашу речь, придают ей точность и выразительность. Особенно часто можно встретить прилагательные - эпитеты. Образностью отличаются прилагательные - синонимы, прилагательные - антонимы. Грамматическая природа кратких прилагательных делает их более выразительными по сравнению с полными. Краткие формы называют изменяющейся, развивающейся во времени признак. 
    Глагол – это самая сложная и самая емкая часть речи. С его помощью можно описать жизнь в развитии. Он используется для передачи движения, динамики окружающего мира и духовной жизни человека. Обе глагольные формы ( причастие и деепричастие ) придают тексту особую выразительность, ибо обладают энергией глагола и живописной силой прилагательного. 
    Служебные части речи становятся основанием для особой стилистической фигуры : психологического параллелизма или отрицательного сравнения ( явления не сопоставляются, а противопоставляются : « Не ветра шумят холодные, не пески бегут зыбучие …»).
     Русский язык богат синтаксическими образными средствами. Синтаксическая подвижность, свободный порядок слов придают каждой конструкции изобразительные функции. Интонация также способствует эмоциональности и естественности звучания синтаксических конструкций. Кроме того синонимика 
    (возможность передавать одно и то же содержание разными синтаксическими средствами ) в русском языке необычайно многообразна. Так, конструкции со значением сравнения в русском языке очень разнообразны. Это и СПП с придаточным сравнения, и сравнительный оборот, и существительные в дательном падеже и др. Необычайной экспрессией обладают односоставные предложения. Они незаменимы в текстах-описаниях. Огромные изобразительные возможности заложены в них самой синтаксической природой. ("Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера"  Б. Л. Пастернак). Огромными изобразительными возможностями обладает и такая синтаксическая конструкция, как период, т.е. многочленное сложное предложение, отличающееся полнотой и завершенностью содержания. ("Когда волнуется желтеющая нива..." М.Лермонтов). К изобразительно-выразительным возможностям синтаксиса относятся и ряды однородных членов, и предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами. А также парцелляция, бессоюзие и многосоюзие
    
    2. Работа с учебником - с.311
    
    3. Работа со словарем литературоведческих терминов
    Синтаксические средства:
    Анафора
    Антитеза 
    Многосоюзие 
    Бессоюзие 
    Градация 
    Инверсия 
    Композиционный стык 
    Многосоюзие 
    Парцелляция 
    Повтор 
    Риторические вопросы и риторические восклицания 
    Синтаксический параллелизм 
    Умолчание 
    Эпифора 
    Эллипсис
    
    IV. Закрепление
    1. Сравните два отрывка
    1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
    2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
    а) Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений? (Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).
    
    – Какой из отрывков, по вашему мнению, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение. (А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)
    – Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия? (Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)
    
    2. Прочитайте текст, определите его тип и ответьте на следующие вопросы: 
     Какие части речи употребляет автор в данном тексте и почему?  Какую художественную задачу он при этом решает?
    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!.. (А.Фет)
    
    3. Прочитайте текст, выполните задание
    
    (1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
    (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
    (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...
    (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…
    (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
    (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видéния прошлого (По В. Ганичеву)
    Задание:      Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
    «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала.
    Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного».
    Список терминов:
    1) сравнительный оборот
    2) ряд однородных членов
    3) фразеологизмы
    4) инверсия
    5) олицетворение
    6) парцелляция
    7) эпитеты
    8) литота
    9) вопросительные предложения
    
    V. Подведение итогов.
    VI. Домашнее задание: Знать теоретический материал: учебник стр. 310-311. Знать тропы и фигуры речи. Упражнение №523 – списать, прокомментировать орфограммы и знаки препинания. Указать изобразительные средства языка.
    
    
    
    	
    
     

    Автор(ы): Дерябина Г. А.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx