Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

1 Язык и общество (Карпенко Т. Г.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс:10
    УМК  А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Язык и общество. История языка неразрывно связана с историей народа.
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1
    
    
    Тема: Язык и общество. История языка неразрывно связана с историей.
    
    Цели и задачи урока:
    Дать понятие о роли языка в жизни общества и человека, о функциях языка.
    Развитие творческих и исследовательских навыков обучающихся.
    Воспитание уважительного отношения к родному языку.
    Воспитание культуры общения.
    
    
    Подготовка к уроку:
    Карточки с заданием.
    Информационный материал, словари для работы в группах.
    Презентация "Роль языка в жизни общества".
    Сообщения обучающихся.
    
    Техническое обеспечение: компьютер, проектор.
    
    
                                               Ход урока
                                                                                           Эпиграф:  
                                                                                         Я люблю свой родной язык!
                                                                                         Он понятен для всех,
                                                                                         Он певуч,
                                                                                          Он, как русский народ, многолик,
                                                                                          Как держава наша, могуч,
                                                                                          Для больших и для малых стран
                                                                                          Он на дружбу,
                                                                                          На братство дан. (А.Яшин)
    
    I. Организационный момент.
    Сообщение темы и цели занятия.
    Работа с эпиграфом. (Слайд 1)
    II. Вступительное слово учителя. Русский язык неисчерпаемо богат. В нём великое множество слов, и каждое имеет своё неповторимое значение. Послушайте древнюю притчу.
    (Читает заранее подготовленный ученик.)
    Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжёлую тележку, доверху груженную камнями.
    - Что ты делаешь, добрый человек? – спросил у него путник.
    - Не видишь, я надрываюсь, толкаю тяжёлую тележку, - неприветливо ответил тот.
    Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил:
    - Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье.
    И третьему путник задал всё тот же вопрос:
    - Что ты делаешь, добрый человек?
    Третий работник остановился, отёр рукавом пот со лба, лёгкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был уложен фундамент, ответил:
    - Я строю этот прекрасный храм.
    
    Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни человека и общества.
    - Как вы думаете, язык играет разные роли в жизни человека и общества или одну?
    -Каковы функции языка? (Слайд 2)
    - А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "язык"?
    (Слайд 3)
    III. Работа по теме урока.
    1. Синтаксическая разминка. (Слайд 4)
    Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис)
    Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. (А. Н. Толстой)
    — Что объединяет эти два высказывания о языке? (Язык — орудие труда, мышления.Он служит человеку.)
    — Почему возникновение языка как социального явления и А. Генис, и А. Толстой связывают с трудовой деятельностью человека (Нет языка без общества, и нет общества без языка, а общество не может жить и развиваться без трудовых операций.)
    — Раскройте смысл последнего предложения второго высказывания. Найдите ответ в первом высказывании. (Проделывал за нас логические операции, язык служит человеку и порабощает его.)
    
    2. Разбор синтаксиса и орфограмм.
    — Объясните постановку знаков препинания в тексте.
    — Выделите корни в словах с орфограммой «проверяемая гласная в корне» (Производительный, движения, рождённые.)
    — Назовите орфограмму в корне в слове гигантского. (Непроизносимая согласная.)
    
    3. Различные толкования слов.
    Поработить: 1) обратить в рабство; 2) полностью подчинить себе.
    Язык: 1) исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; 2) совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе (язык Пушкина); 3) речь, способность говорить; 4) система знаков, передающих информацию (язык жестов).
    Производительный: плодотворный, продуктивный.
    Мириады: неисчислимое множество.
    Толкование словосочетаний «духовная энергия», «кристаллы мириадов трудовых движений».
    
    4. Слово учителя.
    И из этих высказываний видно, что язык связан с возникновением общества. В процессе трудовой деятельности у людей появилась необходимость в общении: надо было передавать друг другу трудовой и жизненный опыт. Поэтому в процессе общения примитивные сигналы превращались в отдельные слова, содержащие конкретный смысл и передавались из поколения в поколение. Но люди жили небольшими поселениями, и язык каждого поселения отличался от языка других племён, живущих в значительном отдалении. Этим объясняется, что на Земле существует великое множество языков и диалектов.
    — А как вы думаете, отражаются ли в языке особенности культуры народа, говорящего на этом языке?
    
    5. Зрительный диктант
    Слайд 5
    Наш язык совершеннее наших понятий. (Л. Вовенарг)
    
    Чем хуже владеешь языком, тем меньше можешь на нем соврать. (Х. Геббель)
    
    Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор)
    
    Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж. Ростан)
    
    — Объясните постановку знаков препинания в данных высказываниях.
    — Как вы понимаете четвёртое высказывание?
    (После работы над высказываниями учитель стирает с доски и обучающиеся записывают афоризмы по памяти).
    — Поразмышляйте над высказыванием Эразма Роттердамского «Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия»
    
    6. Работа с текстом упр. 268.
    — Прочитайте текст и составьте простой план.
    Примерный план:
    1) «Народ выражает себя полнее и вернее в языке своём».
    2) «Язык есть собственность нераздельная целого народа».
    3) История языка нераздельно связана с историей народа.
    — Сформулируйте основную мысль текста.
    — Выполните устные задания к упражнению 268 (1—4).
    Итоги урока. 
    1. Что же такое язык как явление?
    2. Какие функции выполняет язык в жизни человека?
    3. Какова роль русского языка в нашей стране и в мире?
    Домашнее задание. Слайд 6
    Написать мини-сочинение на тему: «Роль языка в жизни общества».
    
     

    Автор(ы): Карпенко Т. Г.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку