Название предмета : русский язык Класс: 10 УМК (название учебника, автор, год издания):Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Москва, « Просвещение», 2011 г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Язык и история народа. Три периода в истории русского языка. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме : урок№3 Цель урока :дать представление о происхождении языка и истории народа. Задачи урока: создать условия для формирования навыков критического мышления, совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста Планируемые результаты: - знать: три периода в истории русского языка - уметь: оперировать полученными знаниями , самостоятельно работать с текстами научно- лингвистического характера Содержание урока: I . Организационный этап: объявление темы, цели и задачи урока. II. Этап актуализации знаний: тренировочные задания по ЕГЭ: раздаточный материал. Найди слова с неправильным ударением: бралА, взялА, воспринялА, воссоздАла, добралАсь, гналА, клалА, лгалА, лилА, отбыл нАчал, звалА, отдАла, отозвалА, зАняли, жИться, жилОсь, звОним, наделИт, одолжИ обОдришься, окружИт, освЕдомишься, занЯл, воссоздалА, вручИт, добралА, звОним, заперлАсь, надорвАл налилА, нарвАла, навралА, обострИть, оклЕить, зАняло, облегчИт, озлОбить, отозвАлась, закУпори бралАсь, взялАсь, влИлась, дозвОнится, ворвАлась, опломбировАть, накренИтся, лилАсь, назвАлась, ободрИт II. Этап вызова : В о п р о с: Угадайте, как звучат по-русски названия известных сказок, представленные в таблице на болгарском и украинском языках ( раздаточный материал): Болгарский язык Украинский язык Русский язык Червената шапчица Червона шапочка Пепеляшка Попелюшка Грозното патенце Гидке каченя Храбрият шивач Хоробрий кравець Котаракът в чизми Кiт у чоботях Болгарский язык Украинский язык Русский язык Червената шапчица Червона шапочка Красная шапочка Пепеляшка Попелюшка Золушка Грозното патенце Гидке каченя Гадкий утёнок Храбрият шивач Хоробрий кравець Храбрый портной Котаракът в чизми Кiт у чоботях Кот в сапогах - какие наблюдения вы сделали во время работы?( названия легко переводятся) - что можно сказать о данной группе языков?( эти языки родственные) - какие языки называются родственными? ( имеющие один корень) - какой общий корень имеют представленные языки?( общеславянский) III. Этап осмысления 1. Слово учителя: В VI—VII в.в. славяне занимали земли от Адриатики на Юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на Северо-востоке. Но в это время этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, поморские славяне, лужичане) и южная (её представители болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы). Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с VII по ХIV век. Феодальная раздробленность, войны привели к распаду древнерусские народности. Постепенно распалось и единство древнего русского языка. Образовались три центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо-восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В ХIV—ХV в.в. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский. 2. Работа по учебнику (упр. 267). — Сегодня мы с вами поработаем над упр. 267. Из упражнения вы получите общие сведения о языке и его истории. — Внимательно прочитайте и составьте тезисный план текста. Учащиеся работают в парах. Примерный план: 1.Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейских языков. Русский язык — язык русской нации, средство межнационального общения, один из официальных рабочих языков международных организаций. 2.В конце ХХ в. в мире владеют русским языком свыше 250 миллионов человек 3.Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. 4.Русский язык преподается во всех школах РФ и в некоторых учебных заведениях СНГ и других стран. 5.Современный национальный русский язык существует в нескольких формах — литературный язык , территориальные и социальные диалекты, а также просторечия . 6.Первый период (VI—VII—ХIV вв.) восточных славян из общеславянского единства. В ХIV в. начинается деление на три языка: русский, украинский, белорусский. Второй период — распад единого восточнославянского языка и выделение языка великорусской народности. Третий период — начиная с ХVII в. начало формирования языка. 7.Расширение международных связей нашло отражение в активизации заимствования из западноевропейских языков. 8.В процессе синтеза различных элементов в ХVIII в. вырабатываются нормы русского национального языка. Оказывает влияние развитие литературы (от А. Д. Кантемира до А. С. Пушкина). Со второй половины ХIХ в. на развитие русского литературного языка оказывает большое влияние языковая практика крупнейших художников слова, язык науки и публицистики. Словообразовательно мотивированные слова (95 %) лексики - отчёт о проделанной работе. III. Этап рефлексии. 1. Решите тестовое задание 1.Какие языки не входят в группу восточнославянских языков? а)русский б)болгарский в) югославский г)украинский 2. В какой период произошёл распад древнерусской народности? а)12-13 века б)11-14 века в)13-15 века г) 13-14 века 3. В основу основу русского национального литературного языка лёг говор: а)новгородский б) тверской в) московский г)псковский 4.В каком веке произошло разделение гражданского и церковно-славянского алфавита? а)15 б)16 в)17 г)18 5.Заимствования в большом количестве вошли в русский язык при: а) Иоанне Грозном б) Петре Первом в) Екатерине Второй 6.Кого принято считать основателем современного русского языка? а)Державина б)Лермонтова в)Ломоносова г)Пушкина 7.Нормой русского языка принято считать: а) публицистический язык б)официально-деловой в) разговорный г) литературный 2.Работа с раздаточным материалом: высказывание Д.С.Лихачёва Знание истори… своего народа знание пам…тников его культуры открывает перед человеком целый мир- мир который (не)только в…личественен сам по себе но который позв…ляет ( по) новому увидеть и оценить совреме(н,нн)ость. Со- време(н,нн)ость- это итог прощлого а прошлое-это ещё( не) разв…вшееся будущее. Задание выполняется самостоятельно: -записать, провести орфографическую и пунктационную работу. - сформулировать главную мысль текста - используя высказывание Лихачёва, сформулируйте собственное мнение, подберите аргументы из текста VI. Этап информации о домашнем задании: 1. Подготовить связный рассказ по пунктам тезисного плана, используя дополнительный материал из других источников. Выучить три периода истории русского языка. 2. Выполнить задания 1, 2, 3 к упр. 268 (стр. 133-134).
Автор(ы): Соболева Э. П.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc