Урок русского языка в 10 классе Тема: «Выразительные словообразовательные средства русского языка» Автор: Ахмедеева Марина Викторовна Учебник «Русский язык» 10-11 классы, А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2012 Уровень обучения: базовый Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1 Цель урока: знакомство с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, закрепление навыков правописания; Задачи: -показать роль русского словообразования в тексте; -формировать навыки культуры речи; -воспитывать культуру речи, богатство и выразительность речи. Планируемые результаты: Выпускник научится: - различать изученные способы словообразования; - анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; - применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; - опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их. Техническое обеспечение урока: компьютер, документ-камера. Эпиграф к уроку: «Благодаря морфологической природе русского языка, имеющего возможность образования основных групп знаменательных слов с помощью суффиксов и префиксов, русский язык обладал, обладает неиссякаемыми силами роста», – отмечал С. П. Обнорский. Ход урока: I. Организационный момент Чтение и объяснение слов С.П. Обнорского (обращение к эпиграфу). - Сегодня на уроке мы познакомимся с выразительными словообразовательными средствами русского языка, но вначале повторим способы образования новых слов в русском языке. II. Актуализация знаний. 1. Какие способы словообразования существуют в русском языке? (ответы учащихся) Морфологические: 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно-суффиксальный 4. Бессуффиксный 5. Сложение Неморфологический: Переход одной части речи в другую 2. Сообщение заранее подготовленного ученика по теме «Способы словообразования» (Кочеткова Т.И. «Краткий курс русского словообразования. Учебное пособие. Оренбург, издательство ОГПУ, 2011) и чтение теоретического материала учебника (стр.69) 3. Определите способ образования следующих слов (на доске): Защита (Бессуффиксный) Беспечность (Суффиксальный) Некому (Приставочный) Побережье (Приставочно-суффиксальный) 4. Индивидуальная работа. Решение теста «Состав слова и словообразование» с последующей проверкой. (Малюшкин А.Б. Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 классы. М.: Творческий центр, 2003) 5. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: 1)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? 2)Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича? 3)И даже тогда, когда человек, по-видимому, ни в чем не проявляя себя, просто находится радом, мы осязаем посылаемые им лучи. 6. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом: 1)Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. Оно складывается и закрепляется с малых лет. III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя - Большое количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. Действительно, образование новых слов морфологическим способом обогащает русский язык не только лексикой, обозначающей новые понятия (река – речной), но и оценкой понятия, этому служат слова с суффиксами оценки (река – речушка, уменьшительно-ласкательный суффикс). Уменьшительно-ласкательные суффиксы могут служить и средством иронии, насмешки; они помогают созданию характера литературного персонажа. Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов. 2. Работа с словарём. (Запись определения в тетрадь.) Аффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня. 3. Выполнение практических заданий (тексты на доске) Учитель: В современном русском языке происходит процесс стилистического опрощения уменьшительно-ласкательных слов. В живой речи они часто употребляются без всякого стилистического задания, как своеобразная «форма разговорности». Упражнение 1 Задание: выпишите слова с суффиксами субъективной оценки С какой целью в данном тексте использует автор суффиксы субъективной оценки? А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали. Ответы: - Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких. - Создается психологический портрет героя. Ласковые слова придают слащавость, которыми он прикрывает свое лицемерие и ханжество. Введение такой оценочной лексики в разговор может сообщать ему фамильярную, интимную окраску, иногда выражает сочувствие, иронию и во всех случаях придает речи характер живой, непринужденной беседы. Упражнение 2 Задание: запишите слова с суффиксами субъективной оценки. С какой целью автор использует их в произведении? Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек. Ответы: - В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек. - Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям. IV. Закрепление изученного 1. Выполнение творческого задания упр. 66 стр.45. (Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы») - Прочитайте предложения и укажите слова, которые образованы неправильно. Перепишите, исправляя ошибки. 1) Митрофан обнаруживает своё невеждество во всём. 2) Печорин не раз проявлял бесстрашность. 3) Равнодушество охватило Евгения. 4) Устои тёмного царства посшатнулись. 5) Успех первых пьес значительно упрочнил положение драматурга. 6) Не так-то легко сломить разбудившийся народ. 7) Отряд, бессомненно, вовремя придёт на станцию. 8) В будующем энергия атома найдёт самое широкое применение. V. Подведение итогов урока Учитель: - Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей. — Что изучает морфемика? — Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают? — Какие способы образования слов вы знаете? — Расскажите о морфологическом способе словообразования. — Что значит неморфологический способ словообразования? - Какую роль играют суффиксы субъективной оценки в русском языке? (Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: вносят разнообразные оттенки значения слова; выражают авторскую позицию; выражают идейный смысл произведения) - Что нового на уроке узнали? Выставление оценок за работу на уроке VI. Домашнее задание Стр.72 упр. 85 Решить тест по теме "Словообразование" на интернет-ресурсе http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/23-slovoobrazovanietest.html Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока 1. Интернет-ресурсhttp://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/324-vyrazitelnyesredstvaslovoobrazovaniya.html 2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы», М., 2007 3. Кочеткова Т.И. «Краткий курс русского словообразования. Учебное пособие. Оренбург, издательство ОГПУ, 2011 4. Малюшкин А.Б. Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 классы. М.: Творческий центр, 2003
Автор(ы): Ахмедеева М. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx