Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

33 Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов (Кардапольцева Г. В.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета -русский  язык
    Класс 10
    УМК  русский язык 10-11 классы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова 2012 г)
    Уровень обучения  -базовый, 
    Тема урока Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1.ч
    Место урока -изучение новой темы
    Цель урока:
    обозначить основные нормы научного стиля, рассмотреть их в системе;
    совершенствовать навыки  стилистического анализа текста научного стиля с определением терминов и их классификации
    воспитывать внимательное отношение к лингвистическим явлениям
    Задачи урока
    развивать навыки монологической речи;
    формировать устойчивую мотивацию изучения теоретических основ стилистики;
    совершенствовать навыки дифференцированной групповой работы.
    
    Планируемые результаты:
    В ходе урока учащиеся будут знать об особенностях научного стиля, покажут умения правильно определять условия употребления терминологии.
     Покажут навыки работы индивидуально, в группах, ведение поисково-исследовательской деятельности  по материалам учебника;
    - обобщать материал, полученный от других членов группы, анализировать, делать выводы;
    
                                          Содержание урока
    Эпиграф к уроку:
    Наука сумела выработать великолепный 
    собственный язык – точный, как сама наука,
     и лаконичный, звонкий, выразительный.
    Г.П.Лещинский.
    
    I.  Слово учителя . Приветствие.
    -Ребята, послушайте стихотворение, посмотрите на эпиграф к уроку и попробуйте догадаться о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
    Я философию постиг,
    Я стал юристом, стал врачом…
    Увы! С усердьем и трудом
    И в богословье я проник –
    И не умней я стал в конце концов,
    Чем прежде был…Глупец я из глупцов…
    Не знаю норм научного я стиля,
    Терминологию мечтаю я осилить,
    Чтобы постичь всю мира внутреннюю связь,
    Из уст моих чтоб истина лилась.
    
    Ответы учащихся.
    
     
    
    
    Слово учителя:
     Каждый функциональный стиль – это своеобразный язык в миниатюре, например, язык науки, как сказано в эпиграфе к нашему уроку. Парадоксально: с одной стороны, перед нами сухой невыразительный язык общения специалистов в профессиональной сфере, а с другой стороны, по словам профессора Лещинского, наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразительный.
    Этот парадокс и вызвал необходимость проведения открытого заседания научного общества «Интеллектуал» по вопросам «Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов». Поэтому мы работаем сегодня в группах.
    -1 группа – Кафедра практической стилистики подготовят нам словарный диктант на тему «Термины»
    -2 группа - группа «Ученый совет»  подготовят тезисный план и расскажут об актуальности  проблемы  «Терминология научного стиля. Классификация терминов».
    (стр 118 -120)
    II. Самостоятельная работа в группах
    
    III. Изучение новой темы и  практическая работа.
    1. Примерный ответ группы «Учёный совет»
    Основной лексической и понятийной единицей специальной сферы языка является термин. Обладая рядом специфических особенностей, он может реализовать их только внутри терминологического поля. 
    Справочный материал: терминологическое поле – это искусственно очерченная и специально охраняемая от посторонних проникновений область существования термина.
    Безусловно, в нем можно обозначить следующие основные стилевые черты: официальность, точность, конкретность, объективность, подчеркнутая логичность.
    -Выделим языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование текста. Это отвлечённость и обобщённость:в текстах нередко встречаются  абстрактные понятия, графики, таблицы, схемы, чертежи, диаграммы.  На уровне лексики это термины и составные термины-фразеологизмы:терминологическое поле, системность термина; однозначность доминирующих слов; частая повторяемость ключевых слов: термин, норма; отсутствие образных (художественных) средств. На уровне словообразования обращает на себя внимание употребление отглагольных существительных с суффиксами –аний-, -ений-, придающими отвлеченное значение словам:укоренение, требование; существительных с суффиксом -ость- (однозначность, повторяемость, логичность, благозвучность).  -Норма в терминологии должна соответствовать нормам общелитературного языка и удовлетворять особым требованиям, которые предъявляются к термину. Они таковы: системность термина, независимость от контекста, краткость и однозначность термина, а также определенная степень укоренения термина, его современность, интернациональность и благозвучность.
    
    2.  Орфографическая разминка 
    (Примерный словарный диктант на тему «Термины» Кафедра практической стилистики)
    Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.
    
    - Значение каких слов вам неизвестны?( Работа с толковым словарём)
    Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
    Классификация – система, по которой что-либо классифицировано
    Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.
    Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы
    Фундаментальный – основательный, глубокий
    Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.
    
    -Составьте  сложные предложения с 2-3 словами, вызвавшими у вас затруднение.
    
    -Укажите словообразовательный элемент, с помощью которого образованы термины:
    Ультразвук, антивещество, сомножитель, бурение, сверление, буксировка, сверхгенератор, контр-адмирал, антитело, суперфильтр.
    
    IV. Закрепление.  Работа по учебнику.
    Аналогичное задание в упражнении №161 стр 125 (устно, фронтально)
    Карточка (индивидуально)-Объясните лексическое значение выделенных терминов:
    Кон..юнктура, р..ферендум, предвыборная к..мпания,т..т..литарный, к..нс..лидация, инфляц..я, дискр..минация, пр..зидент.
    
    Упражнение №160  и № 163  ( у  доски)
    
    Упражнение №16 2( остальные самостоятельно с выборочной проверкой)
    
    V. Рефлексия и оценивание
    Устная самооценка собственной деятельности на уроке.
    Вопросы:
    - Какая группа работала более эффективно?
    - По каким параметрам вы это определили?
    - В полную ли силу ты сегодня поработал(а)?
    - Кто из членов твоей группы работал более продуктивно? Почему ты дал такую оценку?
    
    VI. Домашнее  задание:
    А) Вид из окна располагает к описанию в художественном стиле. Оформите его в научном.
     Напишите сочинение-миниатюру, используя полученные на уроке знания
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Кардапольцева Г. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc