Название предмета -русский язык
Класс 10
УМК русский язык 10-11 классы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова 2012 г)
Уровень обучения -базовый,
Тема урока Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1.ч
Место урока -изучение новой темы
Цель урока:
обозначить основные нормы научного стиля, рассмотреть их в системе;
совершенствовать навыки стилистического анализа текста научного стиля с определением терминов и их классификации
воспитывать внимательное отношение к лингвистическим явлениям
Задачи урока
развивать навыки монологической речи;
формировать устойчивую мотивацию изучения теоретических основ стилистики;
совершенствовать навыки дифференцированной групповой работы.
Планируемые результаты:
В ходе урока учащиеся будут знать об особенностях научного стиля, покажут умения правильно определять условия употребления терминологии.
Покажут навыки работы индивидуально, в группах, ведение поисково-исследовательской деятельности по материалам учебника;
- обобщать материал, полученный от других членов группы, анализировать, делать выводы;
Содержание урока
Эпиграф к уроку:
Наука сумела выработать великолепный
собственный язык – точный, как сама наука,
и лаконичный, звонкий, выразительный.
Г.П.Лещинский.
I. Слово учителя . Приветствие.
-Ребята, послушайте стихотворение, посмотрите на эпиграф к уроку и попробуйте догадаться о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Я философию постиг,
Я стал юристом, стал врачом…
Увы! С усердьем и трудом
И в богословье я проник –
И не умней я стал в конце концов,
Чем прежде был…Глупец я из глупцов…
Не знаю норм научного я стиля,
Терминологию мечтаю я осилить,
Чтобы постичь всю мира внутреннюю связь,
Из уст моих чтоб истина лилась.
Ответы учащихся.
Слово учителя:
Каждый функциональный стиль – это своеобразный язык в миниатюре, например, язык науки, как сказано в эпиграфе к нашему уроку. Парадоксально: с одной стороны, перед нами сухой невыразительный язык общения специалистов в профессиональной сфере, а с другой стороны, по словам профессора Лещинского, наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразительный.
Этот парадокс и вызвал необходимость проведения открытого заседания научного общества «Интеллектуал» по вопросам «Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов». Поэтому мы работаем сегодня в группах.
-1 группа – Кафедра практической стилистики подготовят нам словарный диктант на тему «Термины»
-2 группа - группа «Ученый совет» подготовят тезисный план и расскажут об актуальности проблемы «Терминология научного стиля. Классификация терминов».
(стр 118 -120)
II. Самостоятельная работа в группах
III. Изучение новой темы и практическая работа.
1. Примерный ответ группы «Учёный совет»
Основной лексической и понятийной единицей специальной сферы языка является термин. Обладая рядом специфических особенностей, он может реализовать их только внутри терминологического поля.
Справочный материал: терминологическое поле – это искусственно очерченная и специально охраняемая от посторонних проникновений область существования термина.
Безусловно, в нем можно обозначить следующие основные стилевые черты: официальность, точность, конкретность, объективность, подчеркнутая логичность.
-Выделим языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование текста. Это отвлечённость и обобщённость:в текстах нередко встречаются абстрактные понятия, графики, таблицы, схемы, чертежи, диаграммы. На уровне лексики это термины и составные термины-фразеологизмы:терминологическое поле, системность термина; однозначность доминирующих слов; частая повторяемость ключевых слов: термин, норма; отсутствие образных (художественных) средств. На уровне словообразования обращает на себя внимание употребление отглагольных существительных с суффиксами –аний-, -ений-, придающими отвлеченное значение словам:укоренение, требование; существительных с суффиксом -ость- (однозначность, повторяемость, логичность, благозвучность). -Норма в терминологии должна соответствовать нормам общелитературного языка и удовлетворять особым требованиям, которые предъявляются к термину. Они таковы: системность термина, независимость от контекста, краткость и однозначность термина, а также определенная степень укоренения термина, его современность, интернациональность и благозвучность.
2. Орфографическая разминка
(Примерный словарный диктант на тему «Термины» Кафедра практической стилистики)
Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.
- Значение каких слов вам неизвестны?( Работа с толковым словарём)
Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
Классификация – система, по которой что-либо классифицировано
Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.
Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы
Фундаментальный – основательный, глубокий
Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.
-Составьте сложные предложения с 2-3 словами, вызвавшими у вас затруднение.
-Укажите словообразовательный элемент, с помощью которого образованы термины:
Ультразвук, антивещество, сомножитель, бурение, сверление, буксировка, сверхгенератор, контр-адмирал, антитело, суперфильтр.
IV. Закрепление. Работа по учебнику.
Аналогичное задание в упражнении №161 стр 125 (устно, фронтально)
Карточка (индивидуально)-Объясните лексическое значение выделенных терминов:
Кон..юнктура, р..ферендум, предвыборная к..мпания,т..т..литарный, к..нс..лидация, инфляц..я, дискр..минация, пр..зидент.
Упражнение №160 и № 163 ( у доски)
Упражнение №16 2( остальные самостоятельно с выборочной проверкой)
V. Рефлексия и оценивание
Устная самооценка собственной деятельности на уроке.
Вопросы:
- Какая группа работала более эффективно?
- По каким параметрам вы это определили?
- В полную ли силу ты сегодня поработал(а)?
- Кто из членов твоей группы работал более продуктивно? Почему ты дал такую оценку?
VI. Домашнее задание:
А) Вид из окна располагает к описанию в художественном стиле. Оформите его в научном.
Напишите сочинение-миниатюру, используя полученные на уроке знания
Автор(ы): Кардапольцева Г. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc