Название предмета -русский язык Класс 10 УМК русский язык 10-11 классы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова 2012 г) Уровень обучения -базовый, Тема урока Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1.ч Место урока -изучение новой темы Цель урока: обозначить основные нормы научного стиля, рассмотреть их в системе; совершенствовать навыки стилистического анализа текста научного стиля с определением терминов и их классификации воспитывать внимательное отношение к лингвистическим явлениям Задачи урока развивать навыки монологической речи; формировать устойчивую мотивацию изучения теоретических основ стилистики; совершенствовать навыки дифференцированной групповой работы. Планируемые результаты: В ходе урока учащиеся будут знать об особенностях научного стиля, покажут умения правильно определять условия употребления терминологии. Покажут навыки работы индивидуально, в группах, ведение поисково-исследовательской деятельности по материалам учебника; - обобщать материал, полученный от других членов группы, анализировать, делать выводы; Содержание урока Эпиграф к уроку: Наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразительный. Г.П.Лещинский. I. Слово учителя . Приветствие. -Ребята, послушайте стихотворение, посмотрите на эпиграф к уроку и попробуйте догадаться о чём пойдёт речь сегодня на уроке. Я философию постиг, Я стал юристом, стал врачом… Увы! С усердьем и трудом И в богословье я проник – И не умней я стал в конце концов, Чем прежде был…Глупец я из глупцов… Не знаю норм научного я стиля, Терминологию мечтаю я осилить, Чтобы постичь всю мира внутреннюю связь, Из уст моих чтоб истина лилась. Ответы учащихся. Слово учителя: Каждый функциональный стиль – это своеобразный язык в миниатюре, например, язык науки, как сказано в эпиграфе к нашему уроку. Парадоксально: с одной стороны, перед нами сухой невыразительный язык общения специалистов в профессиональной сфере, а с другой стороны, по словам профессора Лещинского, наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразительный. Этот парадокс и вызвал необходимость проведения открытого заседания научного общества «Интеллектуал» по вопросам «Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов». Поэтому мы работаем сегодня в группах. -1 группа – Кафедра практической стилистики подготовят нам словарный диктант на тему «Термины» -2 группа - группа «Ученый совет» подготовят тезисный план и расскажут об актуальности проблемы «Терминология научного стиля. Классификация терминов». (стр 118 -120) II. Самостоятельная работа в группах III. Изучение новой темы и практическая работа. 1. Примерный ответ группы «Учёный совет» Основной лексической и понятийной единицей специальной сферы языка является термин. Обладая рядом специфических особенностей, он может реализовать их только внутри терминологического поля. Справочный материал: терминологическое поле – это искусственно очерченная и специально охраняемая от посторонних проникновений область существования термина. Безусловно, в нем можно обозначить следующие основные стилевые черты: официальность, точность, конкретность, объективность, подчеркнутая логичность. -Выделим языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование текста. Это отвлечённость и обобщённость:в текстах нередко встречаются абстрактные понятия, графики, таблицы, схемы, чертежи, диаграммы. На уровне лексики это термины и составные термины-фразеологизмы:терминологическое поле, системность термина; однозначность доминирующих слов; частая повторяемость ключевых слов: термин, норма; отсутствие образных (художественных) средств. На уровне словообразования обращает на себя внимание употребление отглагольных существительных с суффиксами –аний-, -ений-, придающими отвлеченное значение словам:укоренение, требование; существительных с суффиксом -ость- (однозначность, повторяемость, логичность, благозвучность). -Норма в терминологии должна соответствовать нормам общелитературного языка и удовлетворять особым требованиям, которые предъявляются к термину. Они таковы: системность термина, независимость от контекста, краткость и однозначность термина, а также определенная степень укоренения термина, его современность, интернациональность и благозвучность. 2. Орфографическая разминка (Примерный словарный диктант на тему «Термины» Кафедра практической стилистики) Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный. - Значение каких слов вам неизвестны?( Работа с толковым словарём) Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Классификация – система, по которой что-либо классифицировано Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль. Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы Фундаментальный – основательный, глубокий Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме. -Составьте сложные предложения с 2-3 словами, вызвавшими у вас затруднение. -Укажите словообразовательный элемент, с помощью которого образованы термины: Ультразвук, антивещество, сомножитель, бурение, сверление, буксировка, сверхгенератор, контр-адмирал, антитело, суперфильтр. IV. Закрепление. Работа по учебнику. Аналогичное задание в упражнении №161 стр 125 (устно, фронтально) Карточка (индивидуально)-Объясните лексическое значение выделенных терминов: Кон..юнктура, р..ферендум, предвыборная к..мпания,т..т..литарный, к..нс..лидация, инфляц..я, дискр..минация, пр..зидент. Упражнение №160 и № 163 ( у доски) Упражнение №16 2( остальные самостоятельно с выборочной проверкой) V. Рефлексия и оценивание Устная самооценка собственной деятельности на уроке. Вопросы: - Какая группа работала более эффективно? - По каким параметрам вы это определили? - В полную ли силу ты сегодня поработал(а)? - Кто из членов твоей группы работал более продуктивно? Почему ты дал такую оценку? VI. Домашнее задание: А) Вид из окна располагает к описанию в художественном стиле. Оформите его в научном. Напишите сочинение-миниатюру, используя полученные на уроке знания
Автор(ы): Кардапольцева Г. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc