Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

19 Способы словообразования. Морфологический и неморфологический. Словообразовательный разбор (Сапарова Е. Н.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета Русский язык
    
    Класс 10
    
    УМК (название учебника, автор, год издания) Русский язык:  Грамматика. Текст. Стили речи. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Учебник для 10-11 классов  8-е изд. — М.: Просвещение,   2012 г
    
    Уровень обучения  базовый
    
    Тема урока   «Способы словообразования. Морфологический и 
                              неморфологический. Словообразовательный разбор.»
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
    
    Место урока в системе уроков по теме  2 урок
     
    Цель урока  Создание условий для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для отработки практических навыков. Содействие развитию самостоятельности при обобщении материала. Развитие умения излагать материал кратко, обобщённо. Воспитание этических качеств.
    Задачи урока 
    - обобщить основные сведения по словообразованию
    - обратить внимание на стилистические функции словообразования
    - выполнить тренировочные упражнения по теме
    
    Планируемые результаты отличать морфологический способ словообразования от неморфологического; проводить словообразовательный разбор, выполнять способ словообразования; понимать связь словообразования со стилистикой
    
    Техническое обеспечение урока 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    
    
    Содержание урока
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Этап урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Актуализация знаний
    Прочтите текст и утверждения к тексту. 
    А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья изначально к нам была. Кабы не она, и сидели бы мы теперь не в гостиной, а в избушке, да горела бы у нас не свечка ярко-красная, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
                            (М.Е.Салтыков – Щедрин)                                                                    
    - В тексте есть слова, образованные морфологическим способом.
    - В тексте слово, образованное неморфологическим способом.
    - Словообразовательный разбор отличается от морфологического.
    - Стиль текста связан со словообразованием.
    Вопрос «Согласны ли с данными утверждениями?»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Высказывания  учащихся
    - Способы словообразования известны, затруднение вызывает деление на «морфологические» и «неморфологические»
    - забыто отличие морфологического разбора от словообразовательного
     – не совсем ясно, как связать стилистику и словообразование
    
    Повторение изученного
    Чтобы выполнить задания к вышеизложенному тексту, обратимся к теоретическим сведениям в учебнике стр. 64-65 и на раздаточном материале
    1. Морфологический способ:
    1) приставочный: история - предыстория 
    2) суффиксальный: красивый - красиво 
    3) приставочно-суффиксальный: вкус - безвкусица 
    4) бессуффиксный способ - свистеть – свист
    5) сложение целых слов: сорви + голова = сорвиголова
    6) сложение основ слов с помощью 
    соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный
    7) сложение части основы с целым словом или частью основы- 
    сложносокращённые слова и аббревиатуры: 
    стенная газета - стенгазета,  МГУ
    8) сращение: близ + лежащий = близлежащий
    2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
    1)существительное течение – предлог в течение
    2)У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
    В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой.
    Сделаем вывод.
    
    
    Далее рассмотрим виды разбора.
    Читают правило в учебнике и на раздаточном материале, находят слова в предложенном тексте, образованные морфологическим способом
    Маменька-суфф.
    Поужинать- прист.
    Изначально - прис.-суф.
    Ярко-красная - сложение
    
    
    
    
    находят слово в тексте, образованные неморфологическим способом
    (в гостиной)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Вывод. В морфологическом способе образования слов участвуют морфемы, чем и оправдывают своё название.
    
    
    Работают далее по тексту
    Проводят разбор слова, комментируют вслух 
    Пустеньких (щей)
    1. производящей основой для слова пустеньких является основа в слове пустой.
    2. слово пустеньких образовано от слова пустой посредством присоединения к производящей основе суффикса –еньк-
    3. способ словообразования – морфологический, суффиксальный
    4. словообразовательная цепочка: пустой пустеньких
    
    Вывод. Словообразовательный разбор указывает на способ образования слова, а морфологический разбор указывает на строение слова.
    
    
    
    
    Слушают информацию, находят в тексте стилистически окрашенные слова, анализируют роль морфем 
    (Маменька, лаптишечки, чайку, кофейку, лучинушка, пустеньких.. Данные слова имеют ироничный смысл, который передаётся с помощью суффиксов.
    
    
    
    
    
    
    Вывод. Основными носителями стилистического, оценочного и выразительного потенциала являются суффиксы 
    
    
    Морфемный
    Словообразовательный
    
    
    1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы
    словоизменения
    2.Выделяем окончание и основу. 3.Выделяем морфемы в составе
    членимой основы и определяем
    их значение
    1.Определяем, является слово производным или непроизводным
    2.Определяем производящую основу и словообразовательный
    формант
    3.Определяем способ словообразования.
    
    
    Сделаем вывод.
    
    
    
    
    
    
    Связь словообразования со стилистикой
    Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Поскольку образование любого слова начинается с производящего слова, мы вправе ожидать, что оно влияет и на формирование стилистических и выразительных свойств производного. Например, суффикс –ин- . Имена существительные, нейтральные и разговорные, соединяемые с суффиксом –ин-получают разговорную окраску: молодец – молодчина, пес – псина, урод – уродина. От нейтральных названий материалов, орудий труда и т. п. образуются названия профессий с нейтральной же стилистической окраской: бетон – бетонщик.
    .Сделаем вывод.
    
    
    Закрепление по теме урока
    Какое из рассматриваемых заданий необходимо выполнить для закрепления?
    
    
    
    
    1) упр. 127
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2) Работа с текстом (лучше текст вывести на экран)
    1. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, о, засмейтесь усмеяльно! (В.Хлебников)
    2. Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утверждён. (И.Северянин)
    3. С каким наслажденьем жандармской кастой я был исхлёстан и распят за то, что в руках у меня молоткастый, серпастый советский паспорт. (В.Маяковский)
    4. Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил. (В.  Хлебников)
    5. Зеленокудрые! Они (леса) толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них… (Н.В.Гоголь)
    
    
    Ответы учащихся
    - опознать способ словообразования
    - наблюдать слова в текстах, определять стилистическую окраску слов
    
    1) работа в паре письменно в тетради
    Весенний – суф.
    Надомница – прис-суф.
    Подберёзовик - прис-суф.
    Сослуживец-  прис-суф
    Дружески -суф.
    Заснеженность -суф.
    Пододеяльник- прис-суф
    Богатырский  -суф.
    Переночевать -прист.
    Чистилище -суф.
    милейший -суф.
    Вездесущий -слож.
    2) работают в паре на раздаточном материале, подчёркивают слова, определяют способ словообразования, объясняют значение слова, отмечают нестандартность и необычность производящих слов, новые оттенки значений авторских прилагательных, существительных и причастий.
    Итог 
    Вспомним все выводы, которые мы сделали в течение урока после выполнения различных заданий. Обобщите знания, выразите кратно и наиболее точно своё понимание по изученной теме. Попробуйте составить синквейн к слову «Словообразование»
    Пример синквейна
    
    Словообразование
    Морфологический неморфологический
    Образует пополняет выражает
    Морфемы-бусины нанизаны не без умысла
    Словотворчество 
    Рефлексия 
    Предложена «Мишень». Оценить свою работу и деятельность, показать интерес к теме урока, дать возможность и учителю оценить свой труд
    
    
    
    Мишень изображена на доске,  ученики ставит маркером отметку в каждом поле.
    Домашнее задание
    Задание №1. упр. 128 устно по заданию, упр. 132 письменно
    Задание №2. (раздаточный материал) письменно в тетради
    А) Я приобрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта – классика. Почему вы говорите так пр_небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат небольшой ответил собеседник.
    Б) Так я выяснил, что мой с_беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении.       (Б.Тимофеев)
    Задание. 
    1) Записать первую часть в форме диалога, расставить знаки препинания.
    2) Объяснить слова  пропущенными орфограммами
    Объяснить разницу слов книжечка и книжонка, что изменяет смысл слова.
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Сапарова Е. Н.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx