Название предмета Русский язык
Класс 10
УМК (название учебника, автор, год издания) Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Учебник для 10-11 классов 8-е изд. — М.: Просвещение, 2012 г
Уровень обучения базовый
Тема урока «Способы словообразования. Морфологический и
неморфологический. Словообразовательный разбор.»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
Место урока в системе уроков по теме 2 урок
Цель урока Создание условий для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для отработки практических навыков. Содействие развитию самостоятельности при обобщении материала. Развитие умения излагать материал кратко, обобщённо. Воспитание этических качеств.
Задачи урока
- обобщить основные сведения по словообразованию
- обратить внимание на стилистические функции словообразования
- выполнить тренировочные упражнения по теме
Планируемые результаты отличать морфологический способ словообразования от неморфологического; проводить словообразовательный разбор, выполнять способ словообразования; понимать связь словообразования со стилистикой
Техническое обеспечение урока
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
Содержание урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Актуализация знаний
Прочтите текст и утверждения к тексту.
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья изначально к нам была. Кабы не она, и сидели бы мы теперь не в гостиной, а в избушке, да горела бы у нас не свечка ярко-красная, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М.Е.Салтыков – Щедрин)
- В тексте есть слова, образованные морфологическим способом.
- В тексте слово, образованное неморфологическим способом.
- Словообразовательный разбор отличается от морфологического.
- Стиль текста связан со словообразованием.
Вопрос «Согласны ли с данными утверждениями?»
Высказывания учащихся
- Способы словообразования известны, затруднение вызывает деление на «морфологические» и «неморфологические»
- забыто отличие морфологического разбора от словообразовательного
– не совсем ясно, как связать стилистику и словообразование
Повторение изученного
Чтобы выполнить задания к вышеизложенному тексту, обратимся к теоретическим сведениям в учебнике стр. 64-65 и на раздаточном материале
1. Морфологический способ:
1) приставочный: история - предыстория
2) суффиксальный: красивый - красиво
3) приставочно-суффиксальный: вкус - безвкусица
4) бессуффиксный способ - свистеть – свист
5) сложение целых слов: сорви + голова = сорвиголова
6) сложение основ слов с помощью
соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный
7) сложение части основы с целым словом или частью основы-
сложносокращённые слова и аббревиатуры:
стенная газета - стенгазета, МГУ
8) сращение: близ + лежащий = близлежащий
2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
1)существительное течение – предлог в течение
2)У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой.
Сделаем вывод.
Далее рассмотрим виды разбора.
Читают правило в учебнике и на раздаточном материале, находят слова в предложенном тексте, образованные морфологическим способом
Маменька-суфф.
Поужинать- прист.
Изначально - прис.-суф.
Ярко-красная - сложение
находят слово в тексте, образованные неморфологическим способом
(в гостиной)
Вывод. В морфологическом способе образования слов участвуют морфемы, чем и оправдывают своё название.
Работают далее по тексту
Проводят разбор слова, комментируют вслух
Пустеньких (щей)
1. производящей основой для слова пустеньких является основа в слове пустой.
2. слово пустеньких образовано от слова пустой посредством присоединения к производящей основе суффикса –еньк-
3. способ словообразования – морфологический, суффиксальный
4. словообразовательная цепочка: пустой пустеньких
Вывод. Словообразовательный разбор указывает на способ образования слова, а морфологический разбор указывает на строение слова.
Слушают информацию, находят в тексте стилистически окрашенные слова, анализируют роль морфем
(Маменька, лаптишечки, чайку, кофейку, лучинушка, пустеньких.. Данные слова имеют ироничный смысл, который передаётся с помощью суффиксов.
Вывод. Основными носителями стилистического, оценочного и выразительного потенциала являются суффиксы
Морфемный
Словообразовательный
1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы
словоизменения
2.Выделяем окончание и основу. 3.Выделяем морфемы в составе
членимой основы и определяем
их значение
1.Определяем, является слово производным или непроизводным
2.Определяем производящую основу и словообразовательный
формант
3.Определяем способ словообразования.
Сделаем вывод.
Связь словообразования со стилистикой
Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Поскольку образование любого слова начинается с производящего слова, мы вправе ожидать, что оно влияет и на формирование стилистических и выразительных свойств производного. Например, суффикс –ин- . Имена существительные, нейтральные и разговорные, соединяемые с суффиксом –ин-получают разговорную окраску: молодец – молодчина, пес – псина, урод – уродина. От нейтральных названий материалов, орудий труда и т. п. образуются названия профессий с нейтральной же стилистической окраской: бетон – бетонщик.
.Сделаем вывод.
Закрепление по теме урока
Какое из рассматриваемых заданий необходимо выполнить для закрепления?
1) упр. 127
2) Работа с текстом (лучше текст вывести на экран)
1. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, о, засмейтесь усмеяльно! (В.Хлебников)
2. Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утверждён. (И.Северянин)
3. С каким наслажденьем жандармской кастой я был исхлёстан и распят за то, что в руках у меня молоткастый, серпастый советский паспорт. (В.Маяковский)
4. Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил. (В. Хлебников)
5. Зеленокудрые! Они (леса) толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них… (Н.В.Гоголь)
Ответы учащихся
- опознать способ словообразования
- наблюдать слова в текстах, определять стилистическую окраску слов
1) работа в паре письменно в тетради
Весенний – суф.
Надомница – прис-суф.
Подберёзовик - прис-суф.
Сослуживец- прис-суф
Дружески -суф.
Заснеженность -суф.
Пододеяльник- прис-суф
Богатырский -суф.
Переночевать -прист.
Чистилище -суф.
милейший -суф.
Вездесущий -слож.
2) работают в паре на раздаточном материале, подчёркивают слова, определяют способ словообразования, объясняют значение слова, отмечают нестандартность и необычность производящих слов, новые оттенки значений авторских прилагательных, существительных и причастий.
Итог
Вспомним все выводы, которые мы сделали в течение урока после выполнения различных заданий. Обобщите знания, выразите кратно и наиболее точно своё понимание по изученной теме. Попробуйте составить синквейн к слову «Словообразование»
Пример синквейна
Словообразование
Морфологический неморфологический
Образует пополняет выражает
Морфемы-бусины нанизаны не без умысла
Словотворчество
Рефлексия
Предложена «Мишень». Оценить свою работу и деятельность, показать интерес к теме урока, дать возможность и учителю оценить свой труд
Мишень изображена на доске, ученики ставит маркером отметку в каждом поле.
Домашнее задание
Задание №1. упр. 128 устно по заданию, упр. 132 письменно
Задание №2. (раздаточный материал) письменно в тетради
А) Я приобрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта – классика. Почему вы говорите так пр_небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат небольшой ответил собеседник.
Б) Так я выяснил, что мой с_беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении. (Б.Тимофеев)
Задание.
1) Записать первую часть в форме диалога, расставить знаки препинания.
2) Объяснить слова пропущенными орфограммами
Объяснить разницу слов книжечка и книжонка, что изменяет смысл слова.
Автор(ы): Сапарова Е. Н.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx