Название предмета Русский язык Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Учебник для 10-11 классов 8-е изд. — М.: Просвещение, 2012 г Уровень обучения базовый Тема урока «Способы словообразования. Морфологический и неморфологический. Словообразовательный разбор.» Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час Место урока в системе уроков по теме 2 урок Цель урока Создание условий для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для отработки практических навыков. Содействие развитию самостоятельности при обобщении материала. Развитие умения излагать материал кратко, обобщённо. Воспитание этических качеств. Задачи урока - обобщить основные сведения по словообразованию - обратить внимание на стилистические функции словообразования - выполнить тренировочные упражнения по теме Планируемые результаты отличать морфологический способ словообразования от неморфологического; проводить словообразовательный разбор, выполнять способ словообразования; понимать связь словообразования со стилистикой Техническое обеспечение урока Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) Содержание урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Актуализация знаний Прочтите текст и утверждения к тексту. А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья изначально к нам была. Кабы не она, и сидели бы мы теперь не в гостиной, а в избушке, да горела бы у нас не свечка ярко-красная, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали. (М.Е.Салтыков – Щедрин) - В тексте есть слова, образованные морфологическим способом. - В тексте слово, образованное неморфологическим способом. - Словообразовательный разбор отличается от морфологического. - Стиль текста связан со словообразованием. Вопрос «Согласны ли с данными утверждениями?» Высказывания учащихся - Способы словообразования известны, затруднение вызывает деление на «морфологические» и «неморфологические» - забыто отличие морфологического разбора от словообразовательного – не совсем ясно, как связать стилистику и словообразование Повторение изученного Чтобы выполнить задания к вышеизложенному тексту, обратимся к теоретическим сведениям в учебнике стр. 64-65 и на раздаточном материале 1. Морфологический способ: 1) приставочный: история - предыстория 2) суффиксальный: красивый - красиво 3) приставочно-суффиксальный: вкус - безвкусица 4) бессуффиксный способ - свистеть – свист 5) сложение целых слов: сорви + голова = сорвиголова 6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный 7) сложение части основы с целым словом или частью основы- сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета - стенгазета, МГУ 8) сращение: близ + лежащий = близлежащий 2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова: 1)существительное течение – предлог в течение 2)У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая. В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой. Сделаем вывод. Далее рассмотрим виды разбора. Читают правило в учебнике и на раздаточном материале, находят слова в предложенном тексте, образованные морфологическим способом Маменька-суфф. Поужинать- прист. Изначально - прис.-суф. Ярко-красная - сложение находят слово в тексте, образованные неморфологическим способом (в гостиной) Вывод. В морфологическом способе образования слов участвуют морфемы, чем и оправдывают своё название. Работают далее по тексту Проводят разбор слова, комментируют вслух Пустеньких (щей) 1. производящей основой для слова пустеньких является основа в слове пустой. 2. слово пустеньких образовано от слова пустой посредством присоединения к производящей основе суффикса –еньк- 3. способ словообразования – морфологический, суффиксальный 4. словообразовательная цепочка: пустой пустеньких Вывод. Словообразовательный разбор указывает на способ образования слова, а морфологический разбор указывает на строение слова. Слушают информацию, находят в тексте стилистически окрашенные слова, анализируют роль морфем (Маменька, лаптишечки, чайку, кофейку, лучинушка, пустеньких.. Данные слова имеют ироничный смысл, который передаётся с помощью суффиксов. Вывод. Основными носителями стилистического, оценочного и выразительного потенциала являются суффиксы Морфемный Словообразовательный 1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы словоизменения 2.Выделяем окончание и основу. 3.Выделяем морфемы в составе членимой основы и определяем их значение 1.Определяем, является слово производным или непроизводным 2.Определяем производящую основу и словообразовательный формант 3.Определяем способ словообразования. Сделаем вывод. Связь словообразования со стилистикой Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Поскольку образование любого слова начинается с производящего слова, мы вправе ожидать, что оно влияет и на формирование стилистических и выразительных свойств производного. Например, суффикс –ин- . Имена существительные, нейтральные и разговорные, соединяемые с суффиксом –ин-получают разговорную окраску: молодец – молодчина, пес – псина, урод – уродина. От нейтральных названий материалов, орудий труда и т. п. образуются названия профессий с нейтральной же стилистической окраской: бетон – бетонщик. .Сделаем вывод. Закрепление по теме урока Какое из рассматриваемых заданий необходимо выполнить для закрепления? 1) упр. 127 2) Работа с текстом (лучше текст вывести на экран) 1. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, о, засмейтесь усмеяльно! (В.Хлебников) 2. Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утверждён. (И.Северянин) 3. С каким наслажденьем жандармской кастой я был исхлёстан и распят за то, что в руках у меня молоткастый, серпастый советский паспорт. (В.Маяковский) 4. Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил. (В. Хлебников) 5. Зеленокудрые! Они (леса) толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них… (Н.В.Гоголь) Ответы учащихся - опознать способ словообразования - наблюдать слова в текстах, определять стилистическую окраску слов 1) работа в паре письменно в тетради Весенний – суф. Надомница – прис-суф. Подберёзовик - прис-суф. Сослуживец- прис-суф Дружески -суф. Заснеженность -суф. Пододеяльник- прис-суф Богатырский -суф. Переночевать -прист. Чистилище -суф. милейший -суф. Вездесущий -слож. 2) работают в паре на раздаточном материале, подчёркивают слова, определяют способ словообразования, объясняют значение слова, отмечают нестандартность и необычность производящих слов, новые оттенки значений авторских прилагательных, существительных и причастий. Итог Вспомним все выводы, которые мы сделали в течение урока после выполнения различных заданий. Обобщите знания, выразите кратно и наиболее точно своё понимание по изученной теме. Попробуйте составить синквейн к слову «Словообразование» Пример синквейна Словообразование Морфологический неморфологический Образует пополняет выражает Морфемы-бусины нанизаны не без умысла Словотворчество Рефлексия Предложена «Мишень». Оценить свою работу и деятельность, показать интерес к теме урока, дать возможность и учителю оценить свой труд Мишень изображена на доске, ученики ставит маркером отметку в каждом поле. Домашнее задание Задание №1. упр. 128 устно по заданию, упр. 132 письменно Задание №2. (раздаточный материал) письменно в тетради А) Я приобрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта – классика. Почему вы говорите так пр_небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат небольшой ответил собеседник. Б) Так я выяснил, что мой с_беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении. (Б.Тимофеев) Задание. 1) Записать первую часть в форме диалога, расставить знаки препинания. 2) Объяснить слова пропущенными орфограммами Объяснить разницу слов книжечка и книжонка, что изменяет смысл слова.
Автор(ы): Сапарова Е. Н.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx