Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

5 Русский язык в современном мире. Русский язык- язык межнационального общения (Соболева Э. П.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета : Русский язык
    Класс: 10
    УМК (название учебника, автор, год издания): Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Москва, « Просвещение», 2011 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: Русский  язык в современном мире. Русский язык- язык межнационального общения.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме : урок №4
    Цель: расширить знания уч-ся по истории русского языка; определить место и назначение русского языка в современном мире, дать представление о русском языке как языке межнационального общения.
    Задачи:
    - включить уч-ся в осмысление теоретических  вопросов  о языке, особое значение при этом приобретает самостоятельная устная и письменная работа уч-ся с информационными текстами
    - совершенствовать навыки работы с текстом, в данном случае научно-учебном;
    Планируемые результаты:
    - знать: какое место занимает русский язык в современном мире и какое назначение имеет в межнациональном общении.
    - уметь: составлять кластер,  вести краткую запись, самостоятельно работать с текстом, писать эссе.
    Техническое обеспечение урока: средства для аудиопрослушивания
    Применяемая технология - ТРКМ.
    
    Ход урока.
    I.Этап организации и подготовки к уроку: объявление темы и цели урока.
    II. Этап актуализации знаний:
    1.тренировочные задания по ЕГЭ: раздаточный материал.
    Задание 3- работа по лексическому значению слова.
    (1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <...> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
    ПЛАН, -а, муж.
    1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).
    2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический план. Календарный план.
    3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. П. доклада.
    4) Место расположения какого-нибудь предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-нибудь не первый п. (также переносное: придать чему-нибудь важное, существенное значение).
    5) Масштаб изображения кого- или чего-нибудь. Дать лица крупным планом (в кадре кино- илит телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
    6) Область проявления чего-нибудь или способ рассмотрения чего-нибудь, точка зрения (книжное). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.
    
    III.Этап вызова: составление кластера
    1) Продолжим работу по лексическому значению слова. Дайте толкование словосочетанию мировой язык в виде кластера ( самост.работа 1-2 мин.)- результаты записываются на доске.
    
    2) Дополнение и корректировка кластера : самостоятельная работа с текстом раздаточного материала:
    Русский язык обладает свойствами, присущими мировому языку: у него большая география распространения в максимальном количестве стран. Русский язык в разных направлениях общения используют представители влиятельных социальных прослоек общества разных стран. На глобальности его распространения и усвоения в разных странах способствуют не только знания языка и о языке, передаваемые от поколения к поколению в семье, посредством межнациональных браков, при разных видах сотрудничества: от экономического до научного, а также в творчестве.
    В итоге относительно русского языка в мире складывается следующая картина: говорят на русском языке порядка 170 миллионов человек, 350 миллионов отлично его понимают. За пределами исторической родины (России) проживает более 30 миллионов человек, для которых русский язык является родным. 180 миллионов человек, жителей стран ближнего и дальнего зарубежья, изучают русский язык. И все эти факторы делают русский язык средством глобального общения.
    За русским языком сохранилась приятная особенность: быть одним из языков, массово изучаемых в системе образования многих стран. Получение качественного образования на базе русского языка является основополагающим фактором обеспечения прочных позиций и распространения русского языка в мире. Сохраняя культуру русского языка у представителей дальнего зарубежья, филологи активно занимаются его популяризацией, раскрывая перед аудиториями перспективы и положительные аспекты русского языка.
    Русский язык отличает высокая информативность. Его кладовые хранят богатый опыт общения и творчества слова, огромнейший запас средств выражения и передачи мыслей
    Русский язык - один из немногих языков в мире, который вовлечен в интернациональную интеграционную систему с развитием технологий в качестве научного языка. Он стал языком международных средств массовой информации: телевидения, радио и печати.
    Все это сделало русский язык упорядоченным, высокоразвитым и богатым, стилистически дифференцированным, словом, полноценным мировым языком. ( результаты корректировки выводятся на доске)
    
    IV.Этап осмысления:
    
    А.Работа в парах: Составьте тезисный письменный план  текста:
    Упр.8 (В.Г.Костомаров) - о русском языке в современном мире.  (6-7 минут)
    - отчёт о проделанной работе.
    Б. Русский язык- язык межнационального общения.- прослушивание текста в аудиозаписи:
    Задание: при прослушивании мини-лекции выписать 4 фактора становления русского языка как межнационального.
    Российское государство занимает огромную территорию, которую населяет немало народов. В силу этих условий поиск общего для всех инструмента коммуникации, посредством которого можно было заниматься общими политическими, экономическими, культурными, и другими вопросами, стал неизбежным фактом.
    Исторически сложилось так, что именно русский язык стал языком общения внутри многонационального государства. Для этого есть ряд предпосылок. Первой и главной предпосылкой является то, что для большинства жителей России родным языком является русский язык. Исторический факт: в ХХ веке существовало многонациональное государство Союз Советских Социалистических Республик, где государственным был русский язык. Статистика того времени гласит, что для 60% населения страны русский язык являлся родным. А данные переписи населения за 1970 год свидетельствуют о том, что около 42 миллионов человек, не являющиеся русскими, считали русский язык своим вторым национальным.
    Второй и не менее важной предпосылкой стала относительная монолитность языка. Налицо тот факт, что русский язык практически остается неизменным, в то время как под влиянием современных веяний многие языки подвержены изменению и территориальному дроблению по диалектам. Причем иногда диалекты настолько отличаются друг от друга, что люди из разных уголков одной страны могут с большим трудом понимать друг друга.
    Третьим фактором являются объективно-исторические предпосылки, которые способствовали выдвижению русского языка в статус межнационального. Взять хотя бы близкое родство языков восточных славян – русских, белорусов и украинцев. Словарный фонд и грамматический строй языков этих народов достаточно близки друг другу, чем, скажем, немецкий, грузинский или прибалтийский языки.
    Еще одним фактором, сыгравшим роль в признании русского языка языком межнационального общения, стало расселение русскоязычных жителей в малонаселенные территории вглубь страны. А реформация 1861 года и разработка новых территорий поспособствовали переходу в общении на русский язык нерусского населения.
    В многонациональной России отношения между представителями разных народов строятся на двуязычии. Причем, русский язык не вытесняет какие-то другие языки. Все языки, на которых разговаривают народности, проживающие на территории России, пребывают в постоянном равноправном развитии и взаимном обогащении. Исторические источники свидетельствуют о том, что роль русского языка в многонациональном букете России – межнациональное общение.
    - отчёт о проделанной работе- прослушивание тезисов, корректировка, дополнение уч-ся друг друга ( по мере надобности).
    
    V.Рефлексия:
    1.Эссе («Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»)
    - Русский язык в современном мире.
    -  Русский язык как язык межнационального общения (на выбор)
    2. Выборочное чтение сочинений –размышлений
    VI. Домашнее задание.
    1). упр. 1.( устно)
    2).  упр.7, текст №2 - составить развёрнутый план текста, подготовить краткое устное сообщение по плану.
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Соболева Э. П.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx