Название предмета Русский язык Класс 10 УМК Русский язык. А.И. Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2006 г. Уровень обучения базовый Тема урока Русская фразеология. Лексические и фразеологические словари Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 Место урока в системе уроков по теме 3 Цели урока: обобщить полученные знания по теме «Фразеология», закрепить навыки правописания. Задачи: знать определение фразеологизмов; уметь находить и употреблять фразеологизмы в речи; развивать языковое чутье, умение говорить не только грамотно, но и образно, ярко. Планируемый результат: научиться различать свободные и несвободные, устойчивые словосочетания; различать сферы употребления фразеологизмов; знать лексическое значение фразеологизма в целом, определять синтаксическую роль фразеологизмов; различать происхождение фразеологизмов, а также устаревшие и профессиональные фразеологизмы; расширять свой кругозор, используя фразеологические словари; использовать в речи устойчивые выражения слов. Техническое обеспечение урока: учебник, тетрадь, раздаточный материал, сообщения обучающихся, лексические и фразеологические словари, персональный компьютер, мультимедийная презентация, проекционный экран. Ход урока 1. Орг. момент. 2. Проверка домашнего задания Комментированное объяснение выделенных слов из упр. 64. В это время три человека работают по карточкам. Карточка I Упр. 62. Записать слова, распределяя их по группам: а) исконно русские; б) старославянского происхождения; в) заимствованные. (При выполнении задания можно обратиться к материалу учебника на стр. 34—37). Ответ к упражнению: Исконно русские слова: пастух, бедствие, земля, мать, вояк, ландыш, щи, теленок, грач, заяц, ямщик, тулуп, ватрушка, лепешка, дом, дочь, крыша, кошка, лодка, алмаз, сестра, брат, матрос. Слова старославянского происхождения: вдаль, лебезить, разиня, Богородица, грядущий, боязнь, сочувствие, зодчий, среда, тряпка, береза, благоденствие, благонравие, хождение, разум, доброта. Заимствованные слова: музей, алфавит, абажур, афиша, вокзал, джинсы, синтаксис, колледж, мэр, пюре, конспект партер, хобби, дуэт, опера, макароны, гардероб, шхуна, арба, табун, цирк, офицер, трап, лифт, трамвай. Карточка 2 — Какими профессиями связаны данные ниже слова? Распределите по группам. Опера, кларнет, артиллерия, снаряд, кросс, зарядка, соната, гармония, десант, бомбардировка, слалом, регби, речитатив, гобой, патрон, батальон, разминка, аут, ноктюрн, ксилофон, мелодия, зенитка, связист, хоккей, тайм, спринтер, кантата, вокал, ария, взвод, спорт, прыгун, атлет, оратория, романс, окружение, бруствер. Карточка 3 — Найдите среди данных ниже слов устаревшие слова. Почему они устарели? Алтын, ендова, грош, братина, рубль, пятак. Дюжина, аршин, верста, сажень, пуд, фунт, локоть. Лавочник, поручик, купец, граф, дворецкий, урядник, гувернантка, дворник, князь, министр, солдат, фельдмаршал. II. Распределительный диктант (не и ни с разными частями речи) Ни рыба ни мясо, никаких нет, несмотря на все усилия, никаким образом, ни в коем случае, как никогда, не смотря под ноги, ни шагу назад, не защищен, не смотря под ноги, ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, не говоря худого слова, непочатый край, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, спать непробудным сном, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора, на нет и суда нет. — Обоснуйте выбор написания частицы: не или ни, слитно или раздельно. — Каковы особенности у этих словосочетаний? В какую лексическую группу можно объединить записанные вами словосочетания? (Фразеологизмы.) — Назовите признаки фразеологизмов? (Устойчивые, неделимые словосочетания; лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом; в предложении является одним членом предложения.) III. Работа по теме урока (углубление знаний учащихся по теме) 1. Работа с учебником. Мониторинг знаний по теме «Русская фразеология» стр. 47. 2. Практическая работа: выявление грамматической функции фразеологизмов в предложении упр. 77. 3. Составление таблицы «Происхождение фразеологизмов», опираясь на материал учебника на стр. 48. 4. Работа по группам. Упр.79. 80. 5. Слайдовая презентация учащегося «Лексические и фразеологические словари» V. Самостоятельная работа с использованием фразеологического словаря. — Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы. Запишите фразеологизмы (каждый на отдельной строке), подберите к ним антонимическую пару. Например: • засучив рукава — спустив рукава; • черепашьим шагом — лететь пулей; • ходить фертом — сесть в калошу; • за тридевять земель — под носом: • не в своей тарелке - как рыба в воде; — Составьте синонимические пары. Например: • попасть впросак – сесть в лужу; • обвести вокруг пальца — навешать лапшу на уши; • как курица с яйцом — как Мартын с мылом; • держать ухо востро — быть начеку; • со всех ног — во всю прыть; • мести одной метлой — стричь под одну гребёнку; Подведение итогов урока — Дайте определение фразеологизмов. — Перечислите признаки фразеологизмов. — Назовите группы фразеологизмов по их происхождению (материал можно найти на стр. 48—49 учебника). Домашнее задание 1. На основе материалов сообщений учащихся и учебника составить связный рассказ о фразеологизмах. 2. Выполнить упр. 87.
Автор(ы): Сазонова Т. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Сазонова Т. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Презентация к уроку.pptx