Название предмета: русский язык Класс:10 УМК: Русский язык: учеб. Для10-11 кл. общеобразоват. учреждений / авт.: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.- М.:«Просвещение», 2011. Уровень обучения – базовый Тема урока: Основные принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный) Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 4 часа Место урока в системе уроков по теме – последний урок в теме «Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия». Цель урока: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации информации об основных принципах русской орфографии. Задачи урока: формирование умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;закрепление умения выполнять обобщенные орфографические действия; закрепление умения написания гласных и согласных в корне слова; развивитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность; воспитание толерантного и уважительного отношение к мнению других людей; Планируемые результаты: стремление к речевому самосовершенствованию, расширение круга используемых языковых и речевых средств, владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях, владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов Техническое обеспечение урока: проектор, ноутбук Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: тексты для контроля, тексты с домашним заданием. Ход урока 1. Приветствие. Проверка домашнего задания 2. Постановка проблемы: - Распределите данные на слайде слова в группы в зависимости от принципов русской орфографии: Дилетан..ский , без..нтересный , с..грать , бе..шумный, варе..ка, владел..ца, фр..нтовой, ож..г руку , параш..т, задумч..вый, о..дать, изл…жение, пр..зреть (сироту), пр.. зирать (труса), соб..рать, р..ссказать, р..ссыпь, избирательная к..мпания. Фиксация затруднений: Отсутствие знаний о принципах, их количестве 3. Этап формулирования темы, целеполагания. - На основании ключевых слов из задания, вызвавшего затруднения, сформулируйте тему урока. (Принципы русской орфографии) Построение проекта выхода из затруднения и этап целеполагания -Какие цели ставите перед собой для выхода из трудной учебной ситуации? изучить теорию по теме отработать умение определять принципы русской орфографии отработка заданий ЕГЭ, связанных с данной темой 4. Этап изучения нового материала деление класса на 3 группы Задание: изучить теоретический материал, используя прием «зигзага». Каждая группа получают текст, разбитый на абзацы. Участники команды работают с текстом: читают, переосмысливают, если что-то непонятно. 1 этап: обучающиеся работают со своими частями текста (2-3 минуты) 2 этап: - Прошу всех перегруппироваться так, чтобы в одной команде оказались только те, кто работает только с одним и тем же абзацем 2.1. Обсудите свой материал. 2.2. Ответьте на вопросы друг друга. 2.3. Подумайте, как лучше объяснить то, что вы узнали, членам своей первичной команды. 2.4. Составьте схему, отображающую ваш материал. 2.5. Заполните “Лист для самоподготовки к выступлению в группе”. 3 этап - Прошу вас всех вернуться в свои команды и начать объяснение нового материала друг другу. Текст для изучения Принципы русской орфографии Основной принцип русской орфографии – морфемный, в некоторых пособиях он называется морфологическим. Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. Морфологический принцип требует, чтобы проверка орфограммы была ориентирована на морфемный состав слова, он предполагает единообразное, одинаковое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания независимо от позиционных чередований (фонетических изменений) в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов. В русском языке много слов, которые невозможно (или трудно) проверить правилами, и они пишутся так, как принято, как повелось, т.е. по традиции. Это историческая традиция русского языка (калач, собака), или такие слова сохраняют буквенный состав языка-источника (касса, магазин, пассажир). На нем базируются такие правила: правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне, правописание гласных после шипящих и ц, употребление ь после шипящих, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов, правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.Слова традиционного написания, как правило, иноязычные: вагон – из немецкого, хоккей, компьютер – из английского, октябрь, линия – из латыни,логика – из древнегреческого, арбуз, балык – из тюркских языков. Поэтому знание языков (даже элементарное) облегчает их усвоение в орфографическом ориентировании. Фонетический принцип письма состоит в том, что слова пишутся точно так же, как слышатся. Задача пишущего состоит в том, чтобы каждый слышимый в слове звук правильно соотнести с соответствующей ему буквой и записать эти буквы в нужной последовательности, т.е. как бы «сфотографировать» слова устной речи. Большое достоинство этого принципа заключается в его простоте: он не требует знания каких-либо грамматических правил, и с точки зрения грамматики здесь ошибиться негде: пишем, как слышим. Фонетический принцип заключается в том, что написание соответствует произношению; правил, которые основываются на указанном принципе, немного: правописание приставок на з/с , а также гласной в приставке раз-/роз-, правописание и/ы в корне после приставок на согласный. Однако кроме пречисленных принципов существует и дифференцирующий – одинаковое звучание, но разное написание. Например: компания – группа лиц, проводящих время вместе; кампания – это масштабная работа, проводимая в определенный период, для осуществления важной общественной работы. Лист для самоподготовки к выступлению в первичной группе Информация, сведения, которые нужно сообщить (о чем?) Способ передачи информации (как?) Ожидаемые вопросы участников группы Краткое содержание, выделение ключевых моментов, самые яркие примеры Рассказ, схема, конспект, план, таблица Сложные моменты Выступление представителей групп / с последующей записью в тетрадь/: 1) Морфологический: единообразное написание значимых частей слова – корня, приставки, суффикса и окончания. 2) Традиционный: написания, поддерживаемые традицией и не регулируемые правилами. 3) Фонетический: написание в соответствии со звучанием. 4) Дифференцирующий: написания, используемые для различения слов и их форм. 5. Этап первичной рефлексии -Вернитесь к первоначальному заданию, которое вызвало у вас трудности и выполните его на основании имеющихся знаний. Взаимопроверка по эталону: Дилетан..ский (морфологический), без..звестный (фонетический), с…грать (фонетический), бе..шумный (фонетический), бума..ка(морфологический), владел..ца (традиционный), фр..нтовой (морфологический), ож..г руку (дифференцирующий), параш…т (традиционный), задумч..вый (традиционный), о..дать(традиционный), изл..жение (традиционный), пр..зреть (сироту) (дифференцирующий), пр.. зирать (труса) (дифференцирующий), соб..рать (традиционный), р..ссказать (фонетический), р..ссыпь (фонетический), изб..рательная к..мпания (дифференцирующий), Оценивание: Нет ошибок – оценка «5» 1-2 ошибки- «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – «2» 6. Этап контроля Тестирование 1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии: 1) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон; 5) вагон; 6) выгон. (Ответ: 2, 4, 5.) 2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии: 1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4) подходящий; 5) отсталый; 6)подробный. (Ответ: 1, 3.) 1) предыстория; 2) розыгрыш; 3) представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6) расписка. (Ответ: 1, 2, 4, 6.) 3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии: 1) умирать; 2) миролюбивый; 3) разыгрывать; 4) подбор. (Ответ: 2, 4.) Самооценка по эталону: Нет ошибок – оценка»5» 1 ошибка- «4» 2 ошибки- «3» Три и более- «2» 7. Этап рефлексии - "Три М" Обучающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. 8. Итог урока и комментирование домашнего задания: - Закончить наш урок я хочу словами Л.В.Щербы: «Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».Желаю вам всегда писать правильно. Закрепить полученные навыки вам поможет выполнение домашнего задания: В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации, но и сама информация. Подбор слов, грамматических форм и конструкций, даже звуков не менее важен, чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи, сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия, слова, предложения, которые точно выражают именно то, что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того, что сказано, на то, как сказано, глубину, неповторимость и силу. Читая художественное произведение, ощущаешь себя соавтором. (По Л. Кац) 1) Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ,соглашаясь или не соглашаясь с автором. Приведите не менее 3—4 аргументов. 2) Выпишите по 5 слов с морфологическим, традиционным и фонетическим написаниями.
Автор(ы): Лотарева Т. Г.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx