Название предмета русский язык Класс 10 УМК А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. Базовый уровень.10-11 класс» М:»Просвещение»2010год Уровень обучения базовый Тема урока: Правописание НЕ и НИ с разными частями речи и в предложении. Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1ч Место урока в системе уроков по теме : Обобщающее повторение частей речи. Нормативное употребление форм слова – 3 урок Цель урока: закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание не – ни с разными частями речи и в составе предложения; повторить правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, при однородных членах предложения, тире между подлежащим и сказуемым; пополнить словарный запас учащихся, закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Планируемые результаты: Предметные: знать правила упоребления не-ни с разными частями речи и в составе предложения Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, находить информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета, сравнивать и делать выводы; Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении; Личностные: понимание языка как одной из основных ценностей русского народа, определяющей роли в развитии интеллектуальных и моральных качеств личности Техническое обеспечение урока : мультимедийный проектор, компьютер, экран, интерактивная доска. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects Ход урока 1. Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок. 2. Постановка темы и целей урока Цель: мотивация учащихся - Прочитайте шуточное стихотворение и определите тему нашего урока (на слайде). Не и ни у нас частицы, Нам их нужно уважать, И при этом (н…) лениться, И (н…) часу (н…) терять. Итак, какова тема нашего урока? (Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения .) Тему записать (на слайде). Определите цели и задачи урока (на слайде) 3. Актуализация знаний Цель: проверить имеющиеся знания учащихся Задание:подберите к данным словам и словосочетаниям антонимы с не и ни. Всегда (никогда), аккуратный (небрежный), друг (недруг), быть здоровым (нездоровится), все (никто), везде (нигде), намеренно (нечаянно), отвечал чётко (неясно), идти быстро (неторопливо), трусливый (неустрашимый), многолюдный (необитаемый). - Какими частями речи являются эти слова? - Вспомните и расскажите о правописании не-ни с разными частями речи (на партах справочный материал – смотри в приложении) - Какое задание КИМа ЕГЭ проверяет правописание не-ни с разными частями речи? (№12) 4. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Цель: углубить имеющиеся знания учащихся Задание: объясните употребление частиц не-ни в предложении, используя теоретический материал (справочный материал на слайде) А) Работа с интерактивной доской: по четыре предложения с объяснением правописания частиц не – ни. (Н..) слыхать (н..) чьих голосов. (Н..) кто (н..) о чём (н..) подозревал. (Н..) хочу вас (н..) чем огорчать. Обижаться (н..) на кого. (Н..) с чем (н...) сравнимое впечатление. (Н..) разу (н..) побывал в Москве. (Н...) откуда (н..) проникал луч солнца. (Н..) кто (н..) ощущал (н..) какой тревоги. (Н..) раз обращался к друзьям. (Н..) что. иное, как утренняя заря, вызывала его восхищение. Получив (н..) кому (н..) интересное сообщение, (н..) сказал (н..) слова. (Н..) откуда и (н..) от кого ждать письмо. Б) Работа с карточками. -У каждого из вас на столах лежат тексты с пропущенными буквами и знаками препинания. Те, кто не уверен в своих знаниях, могут взять тексты с подсказками. Текст № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Иногда люди хотят чтобы их (н..) узнавали (н..) соседи (н..) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет (н..) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон! Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н..) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н..) одна из его работ (н..) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромном костре. (Н..) раз об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу никому (н..) жаловался ведь он дарил людям радость. Текст № 2 (текст-подсказка). Вставить пропущенные буквы. Иногда люди хотят чтобы их (н..) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н..) соседи, (н..) чужие (частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет (н..) заря (фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон! (Простое восклицательное предложение.) Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н..) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труже(н,нн)ик, (н..) одна (= ничто) из его работ (н..) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромном костре. (Н..) раз (= много раз) об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу (= никогда) никому (н..) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость. В) Взаимопроверка. Работа в парах. - Поменяйтесь текстами, проверьте зеленой пастой, выставьте оценки, критерии оценивания показаны на слайде. У кого нет ошибок, кто не пользовался подсказками, получают «отлично». 6. Этап закрепления и применения изученного. Цель: закрепление и коррекция полученных знаний Тестирование. - На столах у вас лежат карточки. Вы можете выбрать тот уровень тестирования, который соответствует вашим знаниям: Ф. И. уч-ся __________________________________________ Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Иногда люди хотят чтобы их (н..) узнавали (н..) соседи (н..) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет (н..) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон! Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н..) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н..) одна из его работ (н..) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромном костре. (Н..) раз об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу никому (н..) жаловался ведь он дарил людям радость. Ф. И. уч-ся _________________________________________ Карточка № 2 (текст-подсказка). Вставить пропущенные буквы. Иногда люди хотят чтобы их (н..) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н..) соседи, (н..) чужие (частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет (н..) заря (фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н..) хотел пр...мерить красивый деревя..ый капюшон! (Простое восклицательное предложение.) Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н..) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труже(н,нн)ик, (н..) одна (= ничто) из его работ (н..) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромном костре. (Н..) раз (= много раз) об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу (= никогда) никому (н..) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость. После выполнения задания на слайд выносится текст для работы над ошибками 7. Этап подведения итогов занятия, рефлексия. Подведем итоги нашего урока. - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас? Заполнение «Листов обратной связи» . ПРИЛОЖЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЕ НЕ-НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ 1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ОТЫМЁННОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, НАРЕЧИЕ НА –О, -Е Раздельно Слитно 1) Есть или подразумевается противопоставление с союзом А 2) Есть слова вовсе не отнюдь не далеко не ничуть не 3) Рядом стоят отрицательные местоимения и наречия никогда не, нигде не, никому не и др. 1) Не употребляются без НЕ 2) Можно заменить синонимом 3) Рядом стоят слова, указывающие на степень качества (В какой степени? В какой мере?) очень, крайне, чрезвычайно, совершенно, весьма, почти, в боль шей или меньшей мере, отчасти, в большей или меньшей степени и др. 2. ГЛАГОЛ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ (Что делая? Что сделав?) Раздельно Слитно Всегда раздельно, кроме исключений 1) Не употребляются без НЕ 2)* Есть приставка НЕДО-, указывающая на действие, не соответствующее норме Например: недоедали во время войны 3. ПРИЧАСТИЕ, ОТГЛАГОЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Раздельно Слитно 1) С полными причастиями, если есть зависимое слово 2) Есть противопоставление с союзом А 3) С краткими причастиями 1) С полными причастиями, если нет зависимого слова 2) Не употребляется без НЕ 3) В качестве зависимого слова употреблены слова очень, крайне, чрезвычайно, совершенно, весьма, почти, в большей или меньшей степени, отчасти, в большей или меньшей мере и др. 4. *ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ на –МЫЙ Только при наличие зависимых слов: 1) Существительное Тв.п. (Кем? Чем?) 2) Отрицательное наречие или местоимение 3) Слова вовсе не, ничуть не, далеко не, отнюдь не В остальных случаях, несмотря на другие зависимые слова Всегда раздельно: 1. Количественные и порядковые числительные. 2. Все местоимения, за исключением отрицательных и неопределённых. 3. Сравнительная степень прилагательных и наречий. 4. Служебные слова, кроме производных предлогов несмотря на, невзирая на. 5. Слова, пишущиеся через дефис. 6. Существительные в вопросительных предложениях. Слитно: 1. Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия при отсутствии между НЕ и местоимением ПРЕДЛОГА 2. Производные предлоги НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА. Примеры к основному правилу: Не видеть (Глагол с не пишется раздельно). Не увиденный мною (Полное причастие с не пишется раздельно, т.к. есть зависимое слово). Не далеко, а близко (Наречие с не пишется раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом А). Неправда (Не с существительным пишется слитно, т.к. можно заменить синонимом ложь). Неугомонный (Прилагательное пишется слитно, т.к. не употребляется без не). Не растворимый ни в какой воде раствор (При отглагольном прилагательном на –мый стоит отрицательное местоимение, поэтому слово пишется раздельно). Не правда ли? (Существительное в вопросительном предложении пишется раздельно). Совершенно необдуманный ответ (Причастие имеет зависимое слово, выраженное наречием степени и меры качества, поэтому пишется слитно). Запомните: неймётся нейдёт недоумевать невзлюбить ненавидеть недаром (=не зря) неохота (наречие) нехотя (наречие) невмоготу несдобровать невзначай недосуг неужто неподалёку некстати невдалеке невпопад неспроста непобедимый невредимый непоколебимый не под силу не раз не под стать (наречие) не годен не нужно не слышно не согласен не надо не способен не властен не обязан не горазд не виновен не надобен не волен не зря не страшен не готов не должен не жалко не жаль не видно не виден не рад не пора не время
Автор(ы): Кузнецова Л. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx