Название предмета - русский язык Класс – 10 УМК «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11классы» под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, М. «Просвещение» 2007 Уровень обучения – базовый Тема урока – Правописание наречий Общее количество часов в системе уроков по теме -1 Место урока в системе уроков по теме – урок продолжает повторение разделов «Морфология», «Орфография». Цель урока – повторить материал об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли наречий; - формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их, расширять лексикон учащихся за счет употребления в речи наречий; -воспитывать самостоятельность через выполнение самостоятельных заданий, формировать такие качества личности, как толерантность, способность к диалогу. Задачи урока – формирование умения правильного написания наречий, делать обобщающие выводы по теме; подготовка к ЕГЭ. Планируемые результаты – знать и уметь применять правила правописания наречий, отличать наречия от сочетаний именных частей речи; самоанализ и самооценка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Техническое обеспечение урока- Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока – раздаточный материал: текст для анализа. Содержание урока Ход урока: I. Орг. момент. II. Работа по теме урока: 1.Анализ текста. 1)Чтение текста учителем: Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески»,-только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь? Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы. В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому. - Ребята, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Докажите, что речь идет о наречии? 2)Повторение теоретического материала о наречии как части речи. 2. Работа над текстом: Все живое в природе _________________ стремится к объединению. Только вместе, только __________________ веря друг в друга, можно добиться счастья. Вдвоем ____________ переносить трудности дальнего пути, _____________ согреться в ненастную погоду. Сообща _____________ живется на свете, ведь в одиночку любая беда ___________________ превращается в трагедию. __________ присмотритесь к окружающему миру, и вы __________ найдете друзей. Слова для справок: неудержимо, по-настоящему, легче, проще, веселее, нежданно-негаданно, чуть-чуть, повсюду. 1) прочтите текст 2) докажите, что это текст. 3) определите тип речи. Обоснуйте свое мнение. 4) вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок. 5) прочтите сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями. 6) сделайте вывод о роли наречий в данном тексте 2.Словарный диктант с выделением орфограмм: Умышленно, настежь, замуж, некуда, по – городскому, никак, точь-в- точь, слева, вскачь, по – осеннему, мало – помалу, издалека, вдвое, везде, поблизости, подобру – поздорову, дотла, во что бы то ни стало, навек, на века, вдребезги, вверх. Проверка словарного диктанта. — Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий. Учитель: Ребята, мы с вами вспомнили, что наречия образуются из разных частей речи, и при образовании используются приставки и суффиксы. Поэтому написание наречий иногда составляет некоторые затруднения. А теперь послушаем сообщения о правописании наречий, подготовленные вами о правописании наречий. 3. Сообщения учащихся: 1) Слитное написание наречий 2)Раздельное написание наречий 3)Дефисное написание наречий 4 Правописание наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом. 5)Правописание ь после шипящих ж, ш, ч на конце наречий. 6)Правописание о- е после шипящих на конце наречий. III. Закрепление. 1. Образование наречий - упр. 188. 2.Распределительный диктант. 1. Слитное и раздельное написание наречий: 1) Сыграть (в)ничью, 2) зайти (в)ничью квартиру, 3) быть (на)чеку, 4) действовать (в)открытую, 5) действовать (на)искось, 6) быть (по)одаль, 7) (с)просонок, 8) попасть (в)просак, 9) сыграть (на)зло, 10) закричать (в)догонку, 11) быть (на)верху блаженства, 12) будь (по)вашему, 13) (по)видимому, 14) склониться (на)бок, 15) повернуться (на)бок, 16) туго(натуго), 17) с бухты(барахты), 18) (в)насмешку 19) (в)рассрочку, 20) (в)полголоса, 21) (в)плотную, 22) (в)полоборота, 23) разодет (в)пух и прах, 24) (в)рассыпную, 25) видимо (невидимо). Ответы: Слитное -1, 3, 5-11, 14, 20, 21, 22, 24. Раздельное -2,4,12,13,15,16,17,18,19,23. 3. Комментированное письмо Настроен (по)боевому, сидел (по)турецки, поступал (по)змеиному, жилось (по)всякому, болтали (по)приятельски, (во)первых, говорил (по)московски, прилечь (где)нибудь, (чуть)чуть рассвело, знал (по)латыни, уйти (подобру)поздорову, сделал (шиворот)навыворот, (в)тридцать(шестых), (худо)бедно. 4. Правописание ь после шипящих. Выполнениеупр.191 5. Самостоятельная работа. Выполнить 15 вариантов задания 13 (Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2017, Легион, Ростов-на- Дону 2016) IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Что было трудно, неинтересно, не понравилось? Какие правила оказались для вас простыми, какие сложными? V. Домашнее задание: 1) стр. 99 – 100 - правило 2) Упражение 192. 3) Выполнить задание 13 вар. 16-25 (Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2017, Легион, Ростов-на- Дону 2016) Примечание 1.Текст Все живое в природе _________________ стремится к объединению. Только вместе, только __________________ веря друг в друга, можно добиться счастья. Вдвоем ____________ переносить трудности дальнего пути, _____________ согреться в ненастную погоду. Сообща _____________ живется на свете, ведь в одиночку любая беда ___________________ превращается в трагедию. __________ присмотритесь к окружающему миру, и вы __________ найдете друзей. Слова для справок: неудержимо, по-настоящему, легче, проще, веселее, нежданно-негаданно, чуть-чуть, повсюду 3. Сообщения учащихся: 1) Слитное написание наречий 1. Слитно пишутся наречия, образованные путём соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными, наречиями, собирательными числительными (кроме образований с предлогом по: по двое, по трое), местоимениями: сгоряча, заново, вкрутую, вслепую; донельзя, отныне; вчетвером, натрое; вовсю, отчего. Исключения: на боковую, на мировую, на попятную. Примечание: предлог в пишется отдельно, если слово начинается с гласной: в открытую. 2. Слитно пишутся наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся без предлогов-приставок: впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла. 3. Слитно пишутся наречия с пространственным и временным значениями: вниз, вверх, сначала. Примечание: подобные наречия следует отличать от существительных с предлогом, которые, как правило, имеют пояснительные слова: бежать вдаль (наречие), в даль моря (существительное с предлогом). 4. Слитно пишутся наречия, образованные от имён существительных с предлогом-приставкой и не имеющие в данном употреблении пояснительных слов: идти навстречу (наречие), идти на встречу с писателем (существительное с предлогом). 2)Раздельное написание наречий 1. Раздельно пишутся наречные сочетания, которые сохранили некоторые падежные формы: под мышки — под мышками — из-под мышек. 2. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных с предлогом: слово в слово, душа в душу, бок о бок, точка в точку, со дня на день. Исключение: точь-в-точь. 3. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, причём второе стоит в творительном падеже: дурак дураком, честь честью, чудак чудаком. 4. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, начинающихся с гласной буквы: в одиночку, без устали, в упор. 5. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных во множественном числе: в ногах, на глазах. Примечание: необходимо запоминать правописание имён существительных с предлогом, имеющих наречное значение: до зарезу, с ходу, с виду, на славу, на бегу, на диво, по совести, с ведома, с размаху, на совесть. Дефисное написание наречий 1. Через дефис пишутся наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов -ому -ему, -ски, -цки, -ьи: Примечание: а) через дефис пишется наречие по-латыни (не путать с существительным с предлогом): получит отлично по латыни — он знал по-латыни; б) если наречие с приставкой по- образовано от прилагательного с дефисом, то дефис пишется только после приставки: унтер-офицерский — по-унтерофицерски. 2. Через дефис пишутся наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-/во-: во-вторых, в-пятых. Через дефис пишутся такие образования, как в-двадцать-пятых. 3. Через дефис пишутся наречия, образованные посредством повторов, соединений синонимов, слов, которые связаны ассоциативно: быстро-быстро, нежданно-негаданно, тихо-смирно. 4. Через дефис пишутся неопределённые наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, -кое, -таки, -ка: когда-то, откуда-либо. 5. Технический термин на-гора пишется через дефис. 100 2) Правописание наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом. 1.В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о (влево, наглухо, заново). 2.В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а (издавна, дочиста, сгоряча). 3)После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж. 4)После шипящих на конце наречий под ударением пишется о, без ударения – е: горячо, свежо, певуче, исключение: еще.
Автор(ы): Борисова О. П.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx