Русский язык 10 класс УМК-Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010. Базовый уровень Тема: "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке". На изучение данной темы отводится 2 часа. В конспекте урока русского языка в 10 классе рассматриваются основные особенности русского ударения, орфоэпические нормы, что позволяет подготовиться к выполнению задания 4 ЕГЭ по русскому языку. Цель: обобщение знаний по теме «Орфоэпия, орфоэпические нормы русского языка» Задачи: - повторить и обобщить знания, полученные учащимися в 5-9 классах по теме «Орфоэпия»; - закрепить основные орфоэпические навыки и связанные с ними навыки правописания; - расширить представления о свойствах русского ударения; - воспитывать сознательное отношение к культуре речи, постараться убедить в особой значимости речевой культуры, обсуждая новые языковые нормы, последние веяния в орфоэпии; - совершенствовать умение пользоваться орфоэпическими и другими словарями; - совершенствовать культуру речи учащихся. Планируемые результаты: -Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. -Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы; оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения произносительных форм. -Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки, объяснять причины их возникновения. I. Организационный момент. II. Вступительная беседа. Постановка цели урока. Актуализация знаний и умений. II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Анализ текста. 2. Орфоэпический анализ слов. 3. Проверочная работа III. Итоги урока Домашнее задание Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительная беседа. Постановка цели урока. Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать наш урок мне хотелось бы с небольшого отрывка. Представьте, что вы услышали, как кто-то говорит: - Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Для тортА хорошо бы купить арахИс. С арахИсом торт вкУснее. Многие амЕриканцы любят арахИсовое масло. А я предпочитаю укрАинский борщ. Что режет слух в этом тексте? (Ответы учащихся). А ведь многие из окружающих нас людей так и говорят. Это свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное. В нём тесно переплетаются и орфоэпические нормы, и ненормативное произношение слов. Сегодня наш урок посвящён важному и трудному разделу языкознания - орфоэпии. Откройте тетради, запишите число, тему урока. На занятии мы должны рассмотреть два основных раздела орфоэпии. 1. Особые случаи произношения гласных и согласных звуков. 2. Особенности русского ударения. Актуализация знаний и умений. Лекция учителя: Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создает помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладения нормами правильного произношения. Существуют общие произносительные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении (например: «проглатывание» окончаний и суффиксов, произнесение «в нос»). Неразборчивость произношения сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную незрелость. Твердости, четкости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю. Понятие об орфоэпической норме. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы. Нормы произнесения гласных звуков Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город — города — городов). В безударном положении звучание гласных меняется. — Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? (Редукция.) Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ] Например: лес [э] — лесник [иэ]; грязь [а] — в грязи [иэ]; лист [и] — листок [иэ]. После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть лошадей, жакет. Нормы произнесения согласных звуков. — Что определяет произношение согласных звуков? (Положение согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками.) Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками. Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т]. Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и все более расширяет зону своего действия иная тенденция: t’t’ уверенно переходит в tt’, где t — согласный. Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме: • допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях согласных с, з с согласными т’, д’, н’ (степь [с’т’], казнь [з’н’], здесь [з’д’]). • возможно сохранение двух вариантов как равноценных, равноправных. • более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [к’], [г’] и [х’]. Учащимся рекомендуется запомнить несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы. Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как [х]. Правило 2: -ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о / е[в]о. Правило 3: зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным). Правило 4: зч и сч произносятся как [ш’] (на стыке морфем). Правило 5: дч и тч произносятся как [ч’] (на стыке морфем). Правило 6: -тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах). Правило 7: дс и тс произносятся как [ц] (перед к в прилагательных). Правило 8: жд произносится как [шт’] и [ш’] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре. Правило 9: чн произносится как [ч’н] — в большинстве слов, но произносится как [шн] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др. Правило 10: чт произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но нечто [чт]. Правило 11: гк произносится как [х’к’] — в словах легкий, мягкий. Правило 12: гч произносится как [хч’] — в словах легче, мягче. Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств — содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]). Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а]. (к[а]за — к[о]зы, [а]писание — [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному. В других безударных слогах после твёрдых согласных на месте гласных, обозначаемых буквами о и а, произносится звук, средний между [ы] и [а], близкий к [ы]. Такой звук, например, произносится на месте подчёркнутых гласных в словах водовоз, пароход, выход. Правило 16: после мягких согласных, на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а] в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и] (лесок, весна, плясать). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветить — посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно. Правило 17: парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, ш, с, х, ц, ч, щ, становятся глухими (дуб [п], глубь [п’], ловко [ф], кровь [ф’], ногти [к], подход [т], багаж [ш]). Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (просьба [з’], молотьба [д’]). Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному, слова молод — молот, лезть — лесть и др. Правило 18: во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ]). Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко (академия, декада, демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель). Правило 19: в начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест). После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ). После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро). В отдельных словах употребляется буква е (проект, реестр). Следует правильно выделять ударные слоги в словах: Авто́бус, аге́нт, арбу́з, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия, баллоти́роваться, балова́ть, библиоте́ка, буржуази́я, ве́рба, гекта́р, демокра́тия, де́ятельность, диа́гноз, диспансе́р, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт, зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба, и́здавна и др. — В чём особенности русского ударения? (Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог: диктор, магнитофон. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона — сторонка — стороны.) Особенности русского ударения Особенность Пояснения Примеры 1. Разноместность Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог) Резать Вырезать Вырезать Вырезной 2. Подвижность Может перемещаться при изменении слова Вода – воды – воды 3. Вариантность (вариативность) Наличие слов с разными вариантами ударения Творог, одновременно, петля, камбала 4. Стилистическая функция Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению Феномен (лит.) – феномен (разг.); прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.) 5. Семантическая (смыслоразличительная) функция. Явление омографии. Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый Неверная постановка ударения – наиболее часто встречающаяся орфоэпическая ошибка, что во многом объясняется спецификой русского ударения. Посмотрите на таблицу. Первой особенностью русского ударения является его разноместность. Оно может падать на любую часть слова, в отличие от фиксированного: во французском языке - на последний слог, в английском – обычно на первый слог, в польском – чаще всего на предпоследний слог. В русском же языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы в однокоренных словах. Например: рЕзать – на 1-ый слог (корень), вЫрезать – 1-ый слог (приставка), вырезАть – 3-ий слог (суффикс, вырезнОй – 3-ий слог (окончание). - Назовите вторую особенность ударения, прочитайте пояснения и примеры. - Какова третья особенность? - Знакомимся с четвёртой особенностью. - И пятая особенность русского ударения? (Учащиеся отвечают по таблице) - Ребята, обратите внимание на такой факт. Установлено, что около 96% слов русского языка отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику языка, отличаются разноместностью и подвижностью. Около 5000 слов в современном русском языке имеют вариантное ударение. - Ещё одной особенностью русского ударения является его изменчивость. Если открыть произведения писателей первой половины XIX века, в них можно найти много слов с совершенно другими ударениями, чем сейчас. Так, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» читаем: В России под великим штрафом Нам каждого признать велят Историком и геогрАфом. Как мы видим, слово геОграф произносилось как геогрАф. III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Анализ текста. Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. (К. С. Горбачевич.) — В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению? — Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте. - Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков. Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий. Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям. 2. Орфоэпический анализ слов. Выполнение упр. 10 (II) (по учебнику Власенкова А.И. “Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи”) – прочитайте слова сначала “про себя”, а потом вслух, соблюдая правила произнесения. Ответы к упражнению под цифрой 2: Яи[шн]ица, коне[шн]о, Фомини[шн]а, ску[шн]о, наро[шн]о, булочная и було[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а. 3. Проверочная работа См. Приложение 1. IV. Итоги урока — Что такое ударение? — Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна? — В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры. (Золото — позолота — золочёный.) — Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков? — Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?\ Домашнее задание 1. Упр. 25 (Выполнить все задания к упражнению). 2. Используя записи в тетради, подготовить связный ответ по теме урока. 3. Подобрать 2—3 высказывания мастеров слова о русском языке. Ответьте на вопрос: «Какая общая мысль объединяет все эти высказывания?»
Автор(ы): Котова Л. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx