Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

26 Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания

Текст урока

  • Конспект

     Урок русского языка в 10 классе.
    Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11». Авторы учебника А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, 2014г.
    Базовый уровень обучения.
    Тема урока: «Слитное, раздельное и дефисное написания. Обобщающее повторение».
    На изучение темы отведён 1 час.
    Цели урока:
    - развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;
    -обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;
    -продолжить подготовку к  ЕГЭ по русскому языку.
    Задачи: 
    - научить детей систематизировать полученные знания;
     - развивать умения применять теоретические знания на практике;
    - воспитывать любовь к родному слову русской речи.
    Планируемые результаты:
    -обучающиеся должны уяснить правила слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи.
    Дополнительно методическое и дидактическое обеспечение урока: сборник И.П.Цыбулько «ЕГЭ 2016 год. Типовые экзаменационные варианты».
    Содержание урока.          
    1. Организационный момент.
    2. Частичная проверка домашнего задания (учитель отвечает на вопросы, возникшие у учеников при выполнении домашнего задания).
    3.  Повторение теоретических сведений о слитном, раздельном и дефисном написании частей речи.
                           Пишутся слитно:
    - Существительные с соединительными гласными О и Е (песнопение); прилагательные, образованные от сложных существительных (лесостепной).
    -Существительные и прилагательные с иноязычными элементами анти, авиа, био, гелио, зоо, интер, контр, макро, микро, моно, мотто, нео, радио,теле, ультра, фото, экстра (исключение контр-адмирал).
    -Наречия на –УЮ с приставками В,НА,ЗА ( вплотную).
    -Наречия, образованные из предлога и местоимения (вовсю); из предлога и наречия (доныне), из предлога В и существительного ПОЛ (вполсилы), сочетания предлогов с краткими прилагательными (наглухо); из предлога с существительным со значением пространства и времени ( вниз, вглубь).
    -Прилагательные, образованные на основе словосочетания (древнерусский).
    -Слова с ПОЛУ- ( полушубок), с ПОЛ-, если слово начинается с согласной (полчаса).  
                      Пишутся через дефис: 
    -Сложные существительные из двух слов без соединительной гласной (премьер-министр); существительные с иноязычными элементами  вице-, лейб -,обер-, унтер, штаб-, экс-;  названия единиц измерения ( киловатт-час), промежуточных сторон света ( юго-запад); биологические термины (мышь-полёвка), составные русские и иноязычные фамилии и географические названия (Салтыков-Щедрин, Порт-Артур).
    -Прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо-восточный); образованные из равноправных слов ( можно вставить союз И) (русско-немецкий); со значением цвета (тёмно-каштановый); обозначающие качество с дополнительным оттенком  (горько-солёный); образованные от иноязычных слов на –ИКО (химико-технологический).
    -Наречия с приставками ПО-,В-,ВО-, если на конце наречия есть суффиксы –ОМУ-      (-ЕМУ-), -ЫХ (-ИХ) или –И  (по-хорошему, во-первых, по-дружески); неопределённые  местоимения и наречия  с приставкой КОЕ- и суффиксами –ТО,-ЛИБО,-НИБУДЬ (кое-кто, что-то, какой-нибудь, чей-либо, кое-где); в сложных наречиях, образованных путём повтора (чуть-чуть).
    -Правописание производных предлогов.
    4. Закрепление.
    а) Объяснить дефисные написания слов из упражнения 199.
    б) Разобрать задание №13 из экзаменационного КИМа.
    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
    КТО(ТО) в чёрном костюме (В)ТЕЧЕНИЕ целого часа вышагивал по дороге, ведущей к станции.
    ЧТО(БЫ) не опоздать на поезд, Полина (ЗА)РАНЕЕ приехала на вокзал.
    (ВО)ВРЕМЯ поездки на автомобиле будьте осторожны, ТАК(КАК) движение на этой улице оживлённое.
    Мы дошли до цели (ЗА)СВЕТЛО, (ПРИ)ЭТОМ потратив всего лишь два часа.
    КОГДА(НИБУДЬ) эта война (В)КОНЦЕ концов закончится.
                                  Ответ: чтобы заранее 
    в) Индивидуальная работа  по сборнику И.П.Цыбулько  «ЕГЭ 2016 год. Типовые экзаменационные варианты»
     1 ряд выполняет задание №13 из 11 и 12 вариантов, 2 ряд – из 14 и 15 вариантов, 3 ряд – из 16 и 17 вариантов. (Затем заслушать  объяснение  выбранных ответов).
    г) Самостоятельная работа. Упражнение 200.
    5.Обобщение.
    6. Домашнее задание. Выполнить упражнение 206. Разобрать задание №13 из 18-22 вариантов  сборника И.П.Цыбулько.
    
                  
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Беленкова Н. А.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx
  • Конспект

     
    Урок русского языка в 10 классе в системе тематики 
    « Повторение. Орфография. Обобщение к ЕГЭ».
    
    УМК:  «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11». Авторы учебника А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, 2014г.
    Базовый уровень обучения.
    Тема урока: «Слитное, раздельное и дефисное написания. Обобщающее повторение».
    На изучение темы отведён 1 час.
    Цели урока:
    
    образовательная – обобщить и систематизировать знания и навыки  слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи; отработать 
    навыки поиска закономерностей дефисного написания существительных, прилагательных, наречий и служебных частей речи; совершенствовать навык применения теоретических знаний на практике.
    воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе, воспитание такта, внимательности друг к другу;уважения к родному языку и родному краю.
    развивающая – развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, навыки самообучения и самоконтроля, умение планировать свою деятельность на уроке.
     Тип урока – повторительно-обобщающий
    Требования к уровню подготовки обучающихся:
    - уметь правильно определять условия выбора орфограммы;
    - опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное и дефисное);
    - группировать слова по видам орфограмм.
    - уметь ориентироваться в КИМе ЕГЭ по данной орфограмме;
    - уметь строить доказательно свое высказывание.
    Методы обучения:  выборочная и самостоятельная работа, работа с текстом, творческая работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков
    Дополнительно методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки, тексты.
    
    Содержание урока.
    
    I .Организационный этап. 
    II. Мотивация. Формулирование темы, целей и задач урока-практикума. 
     III.Актуализация известных знаний и способов действий. 
    
    1.Придумать предложения с омофонами: устно работают, приводя примеры со словами 1 столбика.
    По-новому - по новому
    Решил задачу по-новому.
    Учимся по новому учебнику
    По-зимнему - по зимнему
    Дети одеты по-зимнему.
    Мы гуляли по зимнему лесу.
    Оттого -  от того.
    Замерз, оттого и простудился.
    Лодка отплыла от того берега.
    Поэтому -  по этому
    Мне понравился фильм, поэтому и пошел снова.
    Мы шли по этому берегу.
    Затем -  за тем
    Сначала мы прошли поле, а затем лес.
    За тем озером виден лес.
    Наверх -  на верх
    Мы поднимались наверх.
    Туристы взошли на верх высокой горы.
    Вдали -  в дали
    Вдали потух огонек.
    В дали моря виднеется белый парус.
    Сначала -  с начала
    Сначала накорми.
    С начала года прошел месяц.
    Вовремя -  во время.
    Прийти нужно вовремя.
    Во время урока будьте внимательны
    Вкрутую -  в крутую
    Сварить яйца вкрутую.
    Подняться в крутую гору
    
    
    В результате работы ученики формулируют тему повторения на уроке, цели урока.
    
    2.Распределительная работа (у доски 3 ученика работают по столбикам, все- на месте) распределить слова по столбикам:
    Слитно           Раздельно          Через дефис
    
    (Полу)ботинки,( пол)армии,(пол)города, (исконно) русский,(полу)драгоценный, (гори)цвет,(иван)(да)марья,(юго)запад,(северо)восточный,(ярко)синий,(яхт)клуб,(много)летний,(жилищно)строительный,(историко)философский, (девяти)летний, (древне)русский, (седо)бородый, (ярко )красный, (шахматно)шашечный, (ниже)перечисленный, (научно)исследовательский, (историко)архивный, (ума)лишенный, (максимально)приближенный, (точь) (в) точь, 
    
    Вывод: делают учащиеся у доски (необходимо, чтобы учащиеся связали выбор орфограммы с частями речи).
    
    
    3.Выборочное списывание ( у учащихся лежат карточки на парте. Работая с ними, они выполняют задание).
    
    3.1Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.
    1) Двигаться (на)встречу опасностям страшно, но интересно. 2) Поднявшись (на)верх горы, мы увидели внизу город. 3) Всё (во)круг казалось застывшим. 4) Экскурсанты обошли (во)круг памятника. 5) (В)начале месяца шли дожди. 6) Проникнув(в)глубь леса, мы увидели много интересного 7) Спускаться(в)низ становилось опасно.
    
    3.2.Выпишите номера предложений с производным предлогом.
     
    1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.
    
    3.3. Индивидуальное задание для слыбых учащихся.
    
    В каких предложениях пишется И?
    А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели
    Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки
    В) болеть (в)продолжени… месяца
    Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа
    
     В каких предложениях пишется Е?
    А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя
    Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город
    В) (в) заключени.. конференции был дан концерт
    Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.
    
    IV .Творческий практикум  (работа в группах)
    
    1.Групповая работа с текстами. 1 и 3 гр- с 1 текстом, 2 и 4 – со вторым
    Текст 1.Прочитайте данный ниже текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите. 
    Пока соб..рался и строился взвод, стрельба зан..лась (полу) кругом до самой реки, загудели (бомб..)меты.
    Взвод  начал отстрел..ваться, отступая (на)искось в правый угол [села], лавируя по переулкам. Вдруг от главного тракта со страшным визгом помчалась вражеская ко..ица, грохочущая (много) головая лава людей и лошадей.
    Отряд был уже в самой н..зине, а (с)верху мчалась ему (на)перерез непр..ятельская кавалерия.
    Бакланов со взводом Дубова опять остался пр..крывать отступление, а остальные ринулись (в) глубь леса. Но везде, пр..граждая дорогу, т..нулось вязкое, темное, непроходимое болото.
    Людьми овл..дели отча..ние и гнев. Они искали в..новника своего несчастия, – конечно (же), это был Левинсон!
    И вдруг он по..вился среди них, подняв в руке заж..ен..ый факел, осв..щавший его (мертве..о) бледное лицо.
    – Молчать! – взвизгнул он вдруг, (по) волчьи щелкнув зубами. – Слушать мою команду! Мы будем гатить болото.
    И пр..тихшая, пр..давленная масса людей вдруг пр..шла в (нечеловечески)быстрое движение. Взвод Борисова побежал во тьму, (на)встречу ему уже тащили первые охапки мокрого лозн..ка. Слышался грохот падающего дерева, и св..стящая махина шлепалась во что (то) мягкое, и (темно) зеленая поверхность болота вздувалась упругими волнами. (А. Фадеев.)
    2.Выразительно прочитайте текст.
    (1)День начинался рано обходом имения. (2)Перед крыльцом ждали меня друзья – собаки, встречающие меня прыжками, вилянием хвостов, нежным покусыванием, всей своей собачьей преданностью и любовью.4
    (3)Окружённая такими подданными шла я сперва в огороды, смотрела, как растут в парниках первые овощи, затем дальше, на скотный двор. (4)Там меня встречали дворовые люди. (5)В людской кухне распоряжалась всё та(же) стряпуха. (6)Она сразу(же) отрезала мне краюху свежее(испечённого) каравая и, протягивая, посыпала солью. (7)У курятника (по) прежнему6 копошились куры…
    (8)С собаками шла я дальше, к скотному двору, направлялась к деревеньке Матово, куда были переселены, ещё до отмены крепостного права, крепостные «Матовской вотчины».
    (9)Деревня ко мне (не)переменилась. (10)Из изб выходили мужики, собирались бабы: толстая Аграфена, наша прачка, черно(бровая) Поля, первая хоро(водница), Паша – рыхлая жена нашего молодого кучера Василия и другие, с младенчества знакомые.
    (11)В единственной лавчонке, где пахло дёгтем и лампадным маслом и продавались все (не)мудрёные товары сельского обихода, (не)было больше н…. жамок, н…. тульских пряников, н…. раковых шеек.
    (12)…В веренице других нагруженных телег мы двинулись на Савино, на Холтобино и дальше.
    (13)Мы выехали на лесную дорогу. (14)Ночь была тёмная и звёзды огромные и лохматые. (15)А лес тянулся  бесконечно казался дремучим. (16)Я лежала смотрела на небо на тени на огоньки… (17)Ночь была длинной тихой почти (не)земной. (18)Поскрипывали колёса. (19)Дорога уводила меня всё дальше и дальше, (не)известно куда, от моего диковатого, русского детства, а затем и из России.
                                                      (Зинаида Шаховская «Собачья смерть»)
    2. Определите тему текста.
    3. Определите тип речи и стиль текста.
    4. Раскройте скобки, объясните выбор написания данных слов.
    ( Проверка осуществляется в классе, с объяснением заданий)
    2.Напишите, используя опорные слова…
    -группа сильных учащихся:
    миниатюру официально-делового стиля: по выбору:распоряжение, объяснительную записку и пр. (ввиду, вследствие, в связи с, вовремя, сверх, несмотря на, невзирая на, насчёт, из-за, поэтому, впоследствии) 
    - группа учащихся среднего уровня–  заметку на тему школьной жизни (в начале года, в течение, общественно-культурный, во всеуслышание, бок о бок, вместо, тоже, затем, навсегда) 
    -группа слабых учащихся: синквейн на тему урока. 
    
    V. Итог урока. Рефлексия.
    
    «Три М»:учащимся предлагается назвать 3 момента, которые у них получились хорошо в процессе уроке урока. Предложить одно действие, которое улучшит их работу в будущем
    Учитель:На следующих уроках мы продолжим работу по данному разделу, поэтому если вы не разберетесь в каких-то заданиях самостоятельно, обращайтесь за консультацией.
    VI. Домашнее задание. 
    Связать с заданиями ЕГЭ.Кластер на тему урока.
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение:
    1. Тексты на парту
    
    Текст 1.Прочитайте данный ниже текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите. 
    Пока соб..рался и строился взвод, стрельба зан..лась (полу) кругом до самой реки, загудели (бомб..)меты.
    Взвод  начал отстрел..ваться, отступая (на)искось в правый угол [села], лавируя по переулкам. Вдруг от главного тракта со страшным визгом помчалась вражеская ко..ица, грохочущая (много) головая лава людей и лошадей.
    Отряд был уже в самой н..зине, а (с)верху мчалась ему (на)перерез непр..ятельская кавалерия.
    Бакланов со взводом Дубова опять остался пр..крывать отступление, а остальные ринулись (в) глубь леса. Но везде, пр..граждая дорогу, т..нулось вязкое, темное, непроходимое болото.
    Людьми овл..дели отча..ние и гнев. Они искали в..новника своего несчастия, – конечно (же), это был Левинсон!
    И вдруг он по..вился среди них, подняв в руке заж..ен..ый факел, осв..щавший его (мертве..о) бледное лицо.
    – Молчать! – взвизгнул он вдруг, (по) волчьи щелкнув зубами. – Слушать мою команду! Мы будем гатить болото.
    И пр..тихшая, пр..давленная масса людей вдруг пр..шла в (нечеловечески)быстрое движение. Взвод Борисова побежал во тьму, (на)встречу ему уже тащили первые охапки мокрого лозн..ка. Слышался грохот падающего дерева, и св..стящая махина шлепалась во что (то) мягкое, и (темно) зеленая поверхность болота вздувалась упругими волнами. (А. Фадеев.)
    2.Текст 2. Выразительно прочитайте текст.
    (1)День начинался рано обходом имения. (2)Перед крыльцом ждали меня друзья – собаки, встречающие меня прыжками, вилянием хвостов, нежным покусыванием, всей своей собачьей преданностью и любовью.4
    (3)Окружённая такими подданными шла я сперва в огороды, смотрела, как растут в парниках первые овощи, затем дальше, на скотный двор. (4)Там меня встречали дворовые люди. (5)В людской кухне распоряжалась всё та(же) стряпуха. (6)Она сразу(же) отрезала мне краюху свежее(испечённого) каравая и, протягивая, посыпала солью. (7)У курятника (по) прежнему6 копошились куры…
    (8)С собаками шла я дальше, к скотному двору, направлялась к деревеньке Матово, куда были переселены, ещё до отмены крепостного права, крепостные «Матовской вотчины».
    (9)Деревня ко мне (не)переменилась. (10)Из изб выходили мужики, собирались бабы: толстая Аграфена, наша прачка, черно(бровая) Поля, первая хоро(водница), Паша – рыхлая жена нашего молодого кучера Василия и другие, с младенчества знакомые.
    (11)В единственной лавчонке, где пахло дёгтем и лампадным маслом и продавались все (не)мудрёные товары сельского обихода, (не)было больше н…. жамок, н…. тульских пряников, н…. раковых шеек.
    (12)…В веренице других нагруженных телег мы двинулись на Савино, на Холтобино и дальше.
    (13)Мы выехали на лесную дорогу. (14)Ночь была тёмная и звёзды огромные и лохматые. (15)А лес тянулся  бесконечно казался дремучим. (16)Я лежала смотрела на небо на тени на огоньки… (17)Ночь была длинной тихой почти (не)земной. (18)Поскрипывали колёса. (19)Дорога уводила меня всё дальше и дальше, (не)известно куда, от моего диковатого, русского детства, а затем и из России.
                                                      (Зинаида Шаховская «Собачья смерть»)
    5. Определите тему текста.
    6. Определите тип речи и стиль текста.
    7. Раскройте скобки, объясните выбор написания данных слов.
    
                
    Карточка для работы у доски:
    1. В каких предложениях пишется И?
    А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели
    Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки
    В) болеть (в)продолжени… месяца
    Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа
    
    2. В каких предложениях пишется Е?
    А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя
    Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город
    В) (в) заключени.. конференции был дан концерт
    Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.
     
    Для выборочной работы:
    Выпишите номера предложений с производным предлогом.
    1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.
     

    Автор(ы): Овсянникова И. Ф.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx