Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

18 Обобщающее повторение по теме "Морфемика и словообразование" (Базаркина Н. И.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Русский язык
    Класс: 10
    УМК:  Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Учебник для 10-11 класса  Москва   «Просвещение»  2012 г.       
    Уровень обучения:   базовый
    Тема урока:  Обобщающее повторение по теме “Морфемика и словообразование»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 1 урок
    Цель урока: 
    Повторить ранее изученный материал по теме «Морфемика и словообразование», закрепить навыки правописания.
    Задачи урока:
    - получить обобщенные знания по теме «Обобщающее повторение раздела "Морфемика и словообразование", закрепить навыки правописания;
    - совершенствовать умение работать с книгой, развивать память, речь, мышление; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и систематизировать материал, делать выводы, применять знания на практике;
    - сформировать интерес к русскому языку и родной культуре.
    Оборудование : проектор, ноутбук
    
    
    
    
    
    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
    
    Этап урока
    Действия учителя
    Деятельность обучающихся
    Мотивация учебной деятельности обучающихся.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Постановка цели и задач урока.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Актуализация знаний.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Применение знаний и умений в новой ситуации.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Обобщение и систематизация знаний.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Контроль усвоения знаний.
    
    Рефлексия (подведение итогов занятия).
    
    Оценка знаний обучающихся.
    Информация о домашнем задании (разного уровня сложности), инструктаж по его выполнению.
    
    
    
    
    
    
    
    1.Слово учителя.      «Перед вами громада — русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...»                            Н.В. Гоголь (слайд 1).
    
    Почему я начала урок со слов Н.В. Гоголя?
    
    А что есть закон в языке?       
    Закон в языке (лингвистический закон) – это определённые нормы, это общее правило, закономерность, характерные для данного языка.
    
    Задание.Найдите в высказывании писателя слова, правописание которых подчиняется определенным правилам.
    
    А какие умения нам необходимы, чтобы правильно писать эти слова?
    
    Определите тему нашего урока.
    
    Какова цель сегодняшнего урока?
    
    
    
    
    Каковы задачи нашего урока?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Каким образом будем добывать знания?
    
    1.Разминка.
    Закончить фразу.
    
    Раздел науки о русском языке, в котором изучаются значимые части слова и состав слова, называется …
    
    Наименьшая значимая часть слова – это … 
    
    Восстановить фразу (слайд 3).
    
    …, …, …, …, … - это значимые части слова.
    
    Продолжить определение.
    
    Приставка – это …
    
    Корень – это …
    
    Суффикс – это …
    
    Основа – это …
    
    Окончание – это …
    
    Обратимся к учебнику (стр. 55-57, 59).
    Задание. Проанализировав материал учебника, выполнить упражнения №  99-103 (частично).
    
    Слайд 9
    Задание. Вставить буквы. От чего зависит выбор О – Е?
    
    Работа с учебником (стр. 60). Проанализировав материал, выполнить упражнения № 113, 116 (частично).
    
    
    Слайд 10.
    По какому принципу сгруппированы слова?
    
    Работа с учебником (стр. 60). Проанализировав материал, выполнить упражнение № 114 (устно).
    
    По лексическому значению определить  слово. Записать.
    
    1. Предшествующий юбилею.
    2. Сильная метель, снежная буря.
    3. Место в пути, где дорога поднимается кверху.
          4.   Один из основных институтов людей. Люди, объединенные семейными узами или браком, живущие вместе. 
    
    Определите орфограмму, которая ещё не прозвучала на сегодняшнем уроке, проанализировав слова (слайд 11).
    
    
    Чем различается написание слов пред…юбилейный, в…юга?   Сформулируйте правило.
    Приведите и запишите собственные примеры на это правило или найдите их в упражнении № 124.
    
    Тест (слайды 12-15).
    
    
    
    
    Слайд 16.
    
    
    
    
    
    Слайд 17.
    
    
    Слайд 18.
    
    
    
    
    Работа со слайдом. Формулировка целей и задач урока
    
    
    
    "Сегодня на уроке мы будем говорить о языке, о слове. Продолжим изучение законов и норм языка"
    Закон в языке - это нормы, согласно которым мы грамотно записываем слова, произносим, употребляем в речи.
    
    Громада, наслаждение, глубокое, погрузиться, изловить.
    
    
    Умение определять значимые части слова.
    
    
    Повторение. Морфемика и словообразование. (Слайд 2).
    Повторить ранее изученный материал по теме «Морфемика и словообразование», закрепить навыки правописания.
    1. получить обобщенные знания по теме «Повторение. Морфемика и словообразование», закрепить навыки правописания;
    2. совершенствовать умение работать с книгой, развивать память, речь, мышление; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и систематизировать материал, делать выводы, применять знания на практике;
    3. сформировать интерес к русскому языку и родной культуре.
    Собственный опыт, учебник, слово учителя.
    
    
    Морфемика.
    
    Морфема.
    
    Приставка, корень, суффикс, основа, окончание.
    
    Слайды 4-8.
    
    
    
    
    
    
    
    Работа со слайдом
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работа со слайдом
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Самостоятельная работа (выполнение заданий теста)
    
    
    
    
    
    
    
    Обучающиеся оценивают друг друга по самостоятельно выработанным  критериям.
    
    
    
    ПРИЛОЖЕНИЕ.
    Ответы к тесту:
    1. 1), 2), 3), 4), 5), 7).
    2. 1), 7), 8).
    3. 1), 3), 6), 7), 8).
    4. 1), 3), 4), 8).
    
     

    Автор(ы): Базаркина Н. И.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку