Урок русского языка в 10 классе Тема: «Обобщающее повторение частей речи. Нормативное употребление форм слова». Автор: Ахмедеева Марина Викторовна Учебник «Русский язык» 10-11 классы, А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2012 Уровень обучения: базовый Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1 Цель урока: активизировать и систематизировать знания учащихся по теме; совершенствовать умение определять принадлежность слова к части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли слова. Задачи: - выявить нарушения морфологических норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи; - развивать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся; - формирование навыков учащихся по культуре речи - пробудить интерес к истории развития родного языка. Планируемые результаты: Планируемые результаты: Выпускник научится: - опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; - анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; - употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; Выпускник получит возможность научиться: - извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Техническое обеспечение урока: компьютер, презентация Ход урока I. Организационный момент Учитель: - Тема нашего урока: «Обобщающее повторение частей речи. Нормативное употребление форм слова». Сегодня на уроке мы обобщим знания о частях речи, будем говорить о нормах русского языка, о нарушениях этих норм, будем учиться правильно употреблять в своей речи грамматические формы слов разных частей речи. Я надеюсь, что наш урок поможет вам повысить уровень речевой культуры и чувство любви и бережного отношения к русскому языку. II. Актуализация знаний. — На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные.) – Составьте, используя материалы учебника на стр. 74-76, обобщающую схему «Части речи». - Существительное - Прилагательное - Глагол - Местоимение - Числительное - Наречие - Союз - Предлог - Частица — Какие части речи составляют отдельную группу? (Междометия, звукоподражания: ах, увы, гав-гав, кря-кря.) — К каким частям речи относят причастие и деепричастие? (К глагольным формам, иногда к самостоятельным частям речи.) - Укажите часть речи у следующих слов: а) Белый, побелеть, белизна; бежать, бегство, беговой, бегом; три, тройка, третий, тройной, утроить, втрое; сотня, сто, сотый, столетний, трехсотый; ох, охать, оханье; снизить, снижение, нижний, внизу; ты, кто, некто, никто, ничто, ничей, ничейный; уничтожить, уничтожение; нигде, некогда; жалость, жаль, жалостливый. б) Бы, несмотря на, если, зато, так как, ни, из- за, неужели, ли, ввиду. - В каком разделе лингвистики изучаются части речи? (Морфология) III. Изучение нового материала. Учитель: - На уроке будем говорить также о морфологических нормах русского языка. Морфологические нормы русского литературного языка – это правила образования и употребления форм различных частей речи. Уже с начальной школы мы хорошо знаем части речи, но почему-то долгие годы произносим и пишем многие их грамматические формы с грубыми ошибками. Задание А3 на ЕГЭ (морфологические нормы русского языка) проверяет ваше умение правильно выбирать форму слова. Чтобы правильно выполнить это задание необходимо действовать по следующему алгоритму: 1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа. 2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.) 3) Подумай, где могут содержаться ошибки. Сегодня мы рассмотрим типичные ошибки в образовании грамматических форм имён прилагательных, существительных, числительных, глаголов. Использование слайдовой презентации (слайд 1) - Запомните: нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных (слайд 2) (слайд 3) В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, т. е. не содержат ошибок? А) более шире — более широкий — шире — ширее Б) короче — более короткий — кратчайший — самый короткий В) хуже — более плохой — худший — самый худший Г) лучший — самый хороший — очень хороший — лучше всех - При образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). (слайд 4) Составьте словосочетания со словами, которые представляют трудность для вас. - Запишите в тетрадь и запомните: Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных (слайд 5) - Сочетаемость собирательных числительных (слайд 6) (слайд 7) Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных. 1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. (слайд 8) Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: Ехать – поезжай – поезжайте Лечь – ляг – лягте Ездить – езди – ездите Положить – положи – положите Класть – клади – кладите Лазать – лазай - лазайте Используя 2 глагола в повелительном наклонении составьте и запишите сложные предложения. IV. Закрепление изученного Самостоятельное выполнение тестовых заданий по вариантам (раздаточный материал) За эту работу выставляются оценки в журнал. V. Подведение итогов урока - Разрешите прочитать небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо». VI. Домашнее задание используя интернет-ресурсы составьте памятку «Нормативное употребление форм слова». По учебнику стр. 78 упр. 94 Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока 1. Интернет-ресурс http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya.html?start=100 2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. М.: Интеллект-Центр, 2013 3. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, Легион, 2013
Автор(ы): Ахмедеева М. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ахмедеева М. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Презентация к уроку.pptx