Название предмета -русский язык Класс 10 УМК русский язык 10-11 классы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова 2012 г) Уровень обучения -базовый, Тема урока Морфологические и синтаксические особенности научного стиля Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1.ч Место урока - Совершенствование знаний и способов деятельности. Цель урока: дать понятие о роли научного стиля; формировать умение определять морфологические, синтаксические особенности научного стиля , работать с текстами разных типов речи, стилей и жанров. формировать устойчивую мотивацию изучения теоретических основ стилистики; подготовка к ЕГЭ Задачи урока развивать навыки монологической речи; формировать устойчивую мотивацию изучения теоретических основ стилистики; совершенствовать навыки дифференцированной и групповой работы. Планируемые результаты: В ходе урока учащиеся будут знать об особенностях научного стиля, покажут умения правильно определять условия употребления терминологии. Покажут навыки работы индивидуально, в группах, ведение поисково-исследовательской деятельности по материалам учебника; - обобщать материал, анализировать, делать выводы; Материалы и оборудование Учебник, дополнительный материал с печатного листа, словари “Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями” (Г. Солганик) Ход урока I.Орг. момент Психологический настрой. Находите время для игры – это секрет молодости. Находите время для чтения – это основа знаний. Находите время дружбы – это условия счастья. Находите время для мечты – это путь к звездам. Находите время для размышлений – это источник силы. Находите время для работы – это условие успеха. Учитель -Здравствуйте, ребята, я желаю вам находить время для всех этих радостей жизни. - Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске): Как вы понимаете данные слова Солганика? II.Актуализация опорных знаний. Беседа: - Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? - Какие стили речи вам известны? -Что вы знаете о научном стиле -Какие подстили вы знаете? -Какие трудности испытываете при определении научного стиля? Слово учителя Сегодня мы с вами познакомимся с морфологическими и синтаксическими особенностями научного стиля, чтобы вы больше не испытывали никаких затруднений при анализе текста. Поэтому я предлагаю сейчас обратиться к текстам, которые находятся у вас на столах. . Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания -Прочитаем текст вслух. (1)Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. (2) Открыл периодический закон химических элементов. (3)В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. (4) Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. (5) Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов. (6) Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. (7)Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. (8) Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний. (9)В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”. (10)Вторая служба – педагогическая деятельность. (11) Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства. (12)“Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого. (13) “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. (14) И сделано, думаю, недурно”,- писал в 1899 году Д.И. Менделеев. -Какого стиля данный текст? Как вы узнали? ? (Термины, однозначность слова, частая повторяемость ключевых слов, отсутствие образных (художественных) средств.) III. Формирование новых понятий и способов действий. Морфологические особенности научного стиля. Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом: • Существительное — 39,9% • Причастие — 14,8% • Прилагательное — 12% • Местоимение — 5,5% • Деепричастие — 4,6% • Наречие — 2,9% • Числительное — 1,4% • Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9% Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи. Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле. 1. - Составление учебного конспекта. А теперь запишем в тетрадь «Морфологические особенности» -употребление местоимений мы, наш для выявления авторской позиции. -употребление глаголов в форме 1-го лица мн. ч. ( отмечаем, отметим и т.д.) и 3-го лица мн.ч (регистрируют, планируют…) -употребление существительных с вещественным значением в форме мн. Ч.( смолы, масла, бетоны) - употребление производных предлогов и союзов ( в течение, за счёт, в результате, в соответствии) -Пользуясь опорным конспектом, найдите в предложенном тексте морфологические признаки (местоимения – они, он, его глаголы 3 л. мн.ч – синтезировали, дали,стали.) 2. А теперь запишем синтаксические особенности научного стиля -Предложения преобладают неопределённо-личные и безличные -Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения -Вводные слова выражают логическую связь между частями текста -Преобладает прямой порядок слов -Пользуясь опорным конспектом, найдите в предложенном тексте синтаксические признаки Безличное предложение 14 Причастные обороты - предложение 5 Вводные конструкции –предложения 9,14 Прямой порядок слов –предложения 4,5,6 Термины – периодическая система, служба, деятельность, элементы, учёный, научный -Дополнительные задания к тексту с целью подготовки к ЕГЭ -объясните постановку тире в предложениях 4,8,10 - укажите предложение с приложением (8) -укажите количество грамматических основ в предложении 13 -(2) IV. Самостоятельная работа. Упр 159 Упр 167 V. Домашнее задание Упр 157 VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание. Вопросы для самоанализа: 1) Как я оцениваю свою теоретическую базу по данной теме, свои устные ответы? 2) На что мне следует обратить внимание при стилистическом анализе текста научного стиля? 3) Изменилось ли мое восприятие текстов научного стиля? Заключительное слово учителя: О приобретении знания можно то же сказать, что и о приобретении богатства: одно только то достояние прочно, которое приобретено личным, честным, тяжелым трудом(В.С.Печорин)
Автор(ы): Кардапольцева Г. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc