Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

31 Лексические особенности научного стиля (Бабаева Ф. М.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета:  русский язык
    Класс:  10 
    УМК (название учебника, автор, год издания):  Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007 г.
    Уровень обучения: профильный
    Тема урока:  Лексические особенности научного стиля
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    
    Место урока в системе уроков по теме: 3 
    
    Цель урока:  расширить и конкретизировать знания учащихся об особенностях языковых средств научного стиля; продолжить формирование умений и навыков использования, анализа и составления текстов этого стиля с учётом особенностей языковых средств; воспитывать точность, логичность речи.
    
    Задачи урока:
    1. знакомство с лексическими особенностями научного стиля;
    2. развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы; развивать связную речь учащихся путем требования полных связных ответов и мыслительные способности учащихся (логическая задача);
    3. воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста)
    Планируемые результаты: 
    
    учащиеся узнают отличительные особенности научного стиля и его разновидности, определяют стилевую принадлежность текста, аргументируют свои ответы с опорой на теоретический материал.
    
    Техническое обеспечение урока:
    
    Учебник, дополнительный материал с печатного листа.
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    
    1. И.В.Золотарёва, Л.П. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку.развмтие. Ясность. Москва «ВАКО» 2004
    2. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2007.
    3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
    4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 2003.
    5. Энциклопедический словарь юного литературоведа. 2-е изд. М., 1998.
    
    
    Содержание урока
    
    
    1. Опрос по домашнему заданию
    Упр. 346
    2.  Актуализация опорных знаний
    А) Дать определения понятиям:
    Функциональный стиль
    Научный стиль
    Норма
    Стилистические нормы
    Словообразовательные элементы
    Термин
    
    Б) Заполнение пустых строк таблицы «Научный стиль» недостающей по смыслу информацией и взаимопрверка по опорной таблице. 
    
    Функции
    Стилевые
    черты
    Сферы
    применения
    Жанры
    
    
    
    
    
    
    
    Опорная таблица «научный стиль»
    
    Функции 
    
    
    
    Стилевые
    черты
    Сферы
    применения
    Жанры
    передача информации.
    активизация логического мышления
    
    Обобщенность,
    отвлеченность, логичность, объективность
    
    Наука техника, обучение
    
    Статья, монография,
    учебник, описание
    изобретения (патентное
    описание), реферат, аннотация, документация,
    каталог, справочник,
    инструкция, реклама
    
    3. Постановка целей и задач урока
    Прослушав лекцию учителя и проведя практическую работу, усвоить особенности языковых средств научного стиля, научиться правильно пользоваться им.
    4. Объяснение нового материала
    1. Лекция учителя
    — Для научного стиля характерна особая, необычная лексика. Она состоит из основных пластов: общеупотребительных слов, общенаучной лексики, терминологических слов и своеобразных наименований, служебных слов, организующих научную мысль. Благодаря общеупотребительной лексике язык науки сохраняет связь с общелитературным языком, не превращаясь в язык, понятный только определенной замкнутой группе людей. В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов (докторские работы, статьи в специализированных журналах), и возрастает в текстах, обращенных к широкой аудитории (иной раз превращается в научно-публицистический стиль). Слова в научных текстах чаще всего используются с обобщенным, абстрактным, отвлеченным значением.
    Общенаучная лексика — это слова, не являющиеся терминами, но приближенные к ним, помогающие описать обобщенно предмет, явление: операция, базироваться, приспособление.
    Терминологические слова используются в рамках отдельных наук или отдельных сфер деятельности. Имеются даже специальные словари по различной тематике: Словарь медицинских терминов, Философский словарь, Словарь литературоведческих терминов и т. п.
    Пласт служебных слов, оборотов речи также весьма обширен и устойчив. Он помогает организовать научный текст или выступление на научную тему. Например, используются такие слова и обороты речи: считают, полагают, утверждают, исходя из вышесказанного, сопоставляя факты, тем не менее, с другой стороны, обобщая результаты исследования, таким образом, итак, следовательно, подводя итог и т. п.
    
    3. Устное изложение-миниатюра
    
    Задание для учащихся .
    
    Выпишите из данного текста: 
    1) слова, подчёркивающие логичность, точность изложения; термины; сказуемые, подчёркивающие объективность изложения; 
    2) докажите, что этот текст научного стиля;
    3) перескажите, не изменяя стиля речи.
    
    Ледники по своему объёму составляют примерно 80 процентов всего льда на земле. Если ледниковый лёд равномерно распределить по земной поверхности, то он покроет её слоем толщиной в 60 сантиметров.
    Почти 11 процентов всей земной суши скрыто под ледяным панцирем. Объём льда оценивается сейчас в 30 миллионов квадратных километров. Сюда входят и айсберги, и ледяные пики горных хребтов.
    Самый тотлстый слой льда обнаружен в Антарктиде – свыше 5000 метров.
    Ныне земные льды ведут себя «агрессивно». Отмечено, что начиная с 40-х-50-х годов, ледники начали энергично наступать на сушу. Учёные предполагают, что период общего сокращения обледенения, наблюдавшийся сначала нашего века, заканчивается. 
    
    
    3. Продолжение лекции учителя.
    
    — Термин обладает строгим, четко очерченным значением. Нередко системность терминов оформляется языковыми, словообразовательными средствами. Так, в медицинской терминологии суффикс - ит - в словах обозначает воспалительные процессы: гайморит, радикулит, менингит.
    Иногда научные термины являются источником пополнения литературного языка, становятся изобразительным средством:
    Наша измученная земля
    Заработала у вечности,
    Чтоб счастье отсчитывалось от бесконечности,
    А не от абсолютного нуля.
    (Б. Слуцкий)
    Особенностью в области морфологии научной речи является преобладание именной лексики над глагольной. Чаще всего используются существительные (40 %), прилагательные (12 %), причастия (15 %). Глагольная лексика занимает 19 % слов.
    Необходимость доказывать, убеждать, обнаруживать причины и следствия явлений влияет на то, что используются чаще всего сложные конструкции, а именно сложноподчиненные предложения.
    В научной речи авторское «я», как правило, заменяется на более скромное «мы» — мы имеем теорему… Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-ого лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание.
    Однако нужно учитывать, что перегруженность научного текста терминологией, неоправданно усложненный синтаксис портят научный стиль, делают его сложным для восприятия. К широкому кругу читателей и слушателей обращён обычно научно-популярный стиль. Он является более доступным, менее специфическим. Здесь меньше терминов, он проще в синтаксическом оформлении. Чаще используется общепринятая лексика.
    При работе с научными текстами (для написания реферата, доклада и т. п.) нередко необходимо конспектирование. К примеру, если предстоит ответить оппоненту после прослушанного научного доклада. Чтобы реферат, доклад, дискуссия получились аргументированными, надо кратко записать чужие мысли, то есть самое главное. При этом помогут сокращения. Пример общепринятых сокращений — г. (город), кл. — класс, см — сантиметр. При сокращении слов нужно помнить четкое правило — усечение слова производится до гласной, группы согласных рассекать нежелательно. Так, мы сокращаем нескл.— несклоняемые, невоскл.— невосклицательное и т. д. Этому правилу противоречит лишь несколько исключений: рус. яз. —русский язык, рос. — российский, жен.— женский. Некоторые сокращения пишутся через косую черточку — б/у — бывший в употреблении, х/б — хлопчатобумажный или через точку — т. к. — так как, в т. ч. — в том числе, т. е. — то есть. При конспектировании используются и некоторые известные знаки: =, —> (следовательно), +.
    Черты конспекта лекции
    Четкая структура: вопрос, подвопрос; определения терминов, пояснительные схемы, примеры.
    Конспект-план, конспект — тезисы.
    
    5. Закрепление
    
    1. Работа по материалу учебника
    
    а) Коллективное выполнение упр-ий №№ 349-353
    
    б) Сопоставительный анализ текстов с опорой на таблицу (работа в парах)
    
    1-й текст
    2-й текст
    
    Первый увиденный мною сморчок восхитил меня сначала тем, что я его увидел, а потом я нашёл в нём даже своеобразную красоту.
    То, что росло передо мной теперь, больше всего напоминало по виду аккуратно очищенное ядро грецкого ореха. Немного мозговидное, с  извилинами, с глубокими пазухами, в которых прохлаждались улитки. На срезе – похоже на хрящ,белое с лёгким фиолетовым оттенком.
    Сморчок настоящий.Гриб съедобный, третьей категории. Шляпка шириной 4-8 сантиметров,яйцевидная, с округлыми сотообразными ячейками, бурая, охряно-буроватая и до серо-буроватой,внутри полая. Ножка гладкая или слегка складчатая, внутри полая, ломкая, с возрастом желтоватая. Мякоть белая, ломкая и хрупкая. С очень приятным грибным запахом и вкусом. 
    
    Задание. Сопоставьте предложенные тексты с помощью таблицы по следующим параметрам:
     тема текста; 
    цель создания; 
     стиль; 
    стилевые особенности.
    
    1 текст
    Общее
    
    2 текст
    
    Цель создания: показать
    красоту прирды в самом неожиданном.
    
    Тема
    текста: об
    особенностях реки
    (ручья)
    Цель создания: сообщить
    о разновидностях съедобных грибов
    Стиль: художественный
    
    Стиль: научный
    Стилевые особенности:
    образность; средства выразительности: эпитеты, метафоры
    
    
    
    Стилевые особенности:
    жанр: энциклопедия  ; стилевые
    черты: обобщенность; термины, общенаучные слов
    
    
    Используя полученный результат, расскажите об особенностях научного текста в сопоставлении с художественным.
    
    VI. Итог урока
    
    — Какие пласты слов составляют научную лексику? В чём их особенность?
    — Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляют к терминам?
    — Какие словообразовательные элементы (корни, суффиксы, приставки) характерны для этого стиля?
    VII. Домашнее задание
    
    1. Теория по учебнику .стр.210-221
    2. Упр № 369
    
    
    
     

    Автор(ы): Бабаева Ф. М.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx