Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

13 Изобразительные возможности омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза (Каклюжная А. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: русский язык
    Класс: 10 класс
    УМК : Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007 г.
    
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Изобразительные возможности омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
    Цели: повторение и обобщение материала по теме «Изобразительные возможности омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза»
    Задачи урока:
    Образовательные:
    повторить и закрепить знания по лексике, повторить понятия градации и антитезы;
    формировать коммуникативную, информационную, учебно- познавательную компетенции
    формировать умения и навыки поиска информации, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и других группах.
    Развивающие:
    развивать у учащихся речевую и мыслительную активность;
    развить навыки дифференциации и употребления средств художественной выразительности в речи.
    развивать умение отбирать и анализировать информацию;
    развивать образное мышление и культуру общения;
    развивать творческие способности учащихся;
    Воспитательные:
    воспитывать интерес, потребность в изучении и употреблении средств художественной выразительности в устной и письменной речи как источника богатства русского языка, воспитывать культуру речи.
    воспитывать чувство ответственности за порученное дело, уважение друг к другу во время совместной работы.
    Планируемые результаты: 
    Предметные: повторить и обобщить знания по теме « Изобразительные возможности омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.»; учить применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи. 
    Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
    Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.
    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Словарь антонимов русского языка.
    Ход урока:
    I.Организационный момент.
    Слово учителя:
    -Здравствуйте,ребята! Садитесь!
    II.Сообщение темы урока.
    Слово учителя:
    -Тема нашего урока: «Изобразительные возможности омонимы, синонимов, антонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза».(оформление тетрадей)- слайд 1
    III. Целеполагание.
    Вопрос учителя:
    - Каковы цели нашего урока?
    (повторить и обобщить материал по теме «Изобразительные возможности омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза»)- слайд 2
    IV.Актуализация знаний
    1.Подготовка к ЕГЭ.(Самостоятельная работа с проверкой)
    1) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибку и запишите слово правильно.(слайд 3)
    Триста килограммов
    директора школ
    нет цыган
    семьюстами коровами
    шесть полотенец
    едь быстрее (поезжай)
    ___________________________
    2) Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).-(слайд 4)
    1.Выразителен в сборнике рассказов  И.С.Тургенева «Записки охотника» язык писателя.
    2.Жилищная проблема в нашем городе решается  за счёт нового строительства и  реконструкции старых зданий. 
    3.Те,кто восхищались портретами великого художника Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.
    4.А.П.Чехов в своём письме  описывает о путешествии в Ялту.
    5.Согласно данным «Повести временных лет»  князь Юрий Долгорукий создал оборону Москвы в 1156 году.
    6.Благодаря оригинальной архитектуре Невский собор считается  выдающимся памятником русского зодчества.
    
    3) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. (слайд 5)
    звалА
    зАгнутый
    тОрты
    бАловать
    
    4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставьте пропущенную букву. (слайд 6)
    Оч_рованный
    С_лют
    Р_стов
    Соб_рать
    Оз_рить
    _______________________ 
    2.Теоретическая разминка. (слайд 7-9)
    1) Запиши определения ( самостоятельная работа с проверкой) 
    1. Как называются слова, близкие по лексическому значению, но отличающиеся  по звучанию? (Синонимы)
    2. Что такое словарный состав языка? (Лексика)
    3. Как называются слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению? (Омонимы)
    4.Как называется основная единица языка- это... (Слово)
    5. Как называются слова, противоположные по лексическому значению ? (Антонимы)
    2)Закончите предложения:
    1. Контекстуальные синонимы- это….
    2.Контекстуальные антонимы –это….
    3.Паронимы- это…
    4.Анитеза-это..
    5.Градация-это…
    V.Работа по теме урока.
    1.Тренировочные упражнения
    1) Сгруппируйте парами антонимы. (слайд 10-11)
    1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко. 
    Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 - 22, 12 - 23. 
    2) Работа в парах. Из приведенных паронимов выберите нужное слово. (слайд 12)
    1) На охоту Петя решил надеть свитер (болотного,болотистого) цвета.
    2) Молодые растения редко стали болеть (грибными - грибковыми) заболеваниями.
    3) (Консервацией - консервированием) овощей мы занимаемся каждую осень.
    4) Зимой в (Ледовом,Ледяном ) дворце во время соревнований по фигурному катанию много людей.
    5) Сегодня был (дождливый,дождевой) и холодный день.
    
    3) Игра «Корректор» -самостоятельная работа с проверкой. 
    (по раздаточному материалу)
    1) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов 
    1) Обогнув сосновый лес, мы прошли по открытой каменной долине к  реке.
    2) Он действовал очень осторожно, потому что  был опасливым человеком.
    3) Ребята  даже не почувствовали, как начал дуть сильный ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
    4) Наша лодка подплыла к большому лесистому острову, окруженному со всех сторон водой.
    5) Нашей туристической группе так и не предоставили инструктора .
    6) Во время интервью журналистка хотела задать несколько личностных  вопросов.
    7) Переселение жителей из затопленных деревень также связано с большими расходами, а кроме того, с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить любимые места.
    8) Учёба  в академии даётся  нелегко, так как за короткое время необходимо освоить много новых знаний.
    9) Множество фактов  влияют на развитие растений в теплицах.
    10) В суде постоянно бегали туда-сюда с деловитым видом люди.
    11) Консервация овощей ведется из плодов, выращенных в соседнем фермерском хозяйстве.
    12) “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, - произнёс  отец.
    13) В политике двойственные стандарты неприменимы...
    14) Злобные нарушители закона обязательно будут наказаны .
    15) Весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.
    
    Задание 4. Прочитайте текст. Найдите предложение, в котором использованы контекстные антонимы? (Коллективная работа по раздаточному материалу)
    (1)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести что-то необходимое людям? (2) Такое открытие совсем необязательно сделает его автора знаменитым , если не считать некоторых ученых, которые занимаются похожими исследованиями. (3) А самые знаменитые  ученые того времени назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным»… (4) Только тогда и стало понятно , что «незрелое» рассуждение молодого учёного было на самом деле великим открытием.
    Задание 5. Прочитайте текст. Укажите предложение, в котором есть контекстные синонимы. (Работа в парах)- слайд 13
    (1) Петров затопил печку, затем сел на диван и начал рассказывать.2) Боль в ногах усилилась , монотонная , нудная…(3) Удивительно интересно бывает иногда: маленький , рядовой случай становится водоразделом целой судьбы. 4) Осеннее море штормило, но штурман ликовал. 5) Хотя Иван маячного огня и не зажег ,но от документации успел  избавиться: угодил надолго в больницу.
    Задание 6.Прочитайте предложения. Найдите антитезу. Чем она создается (антонимы, синтаксический параллелизм, союзы, интонация)? Спишите предложения, расставьте и объясните знаки препинания.(коллективная работа)- слайд 14
    Иной бесцветен в первом ряду но во втором блистает . 2) Кто в радости ликует время мчится в тоске же час один как десять . 3) Лучше умирать стоя чем жить на коленях . Длинный язык признак короткого ума . Не говори с тоской их нет но с благодарностью: были  4) Избави меня боже от друзей а с врагами я сам справлюсь  5) Судьба – проказница  определила так сама всем глупым счастье от безумья всем умным горе от ума .
    Задание7. Из данного предложения выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Выполните синтаксический анализ этого предложения. (Самостоятельная работа с проверкой; один учащийся выполняет на закрытой доске, остальные в тетрадях)-слайд 15
    Вскоре захохотали все: смеялся мальчик возле лифта, хихикала горничная в коридоре, улыбались официанты в зале, крякнул толстый повар отеля, громко визжали поварята, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.
    VI. Рефлексия. (слайд 16)
    Закончите предложение:
    -На уроке я узнал…
    -Было интересно…
    -Было трудно…
    -Это мне пригодится…
    
    VII.Домашнее задание: (слайд 17)
    1.решить тесты (раздаточный материал) 
    2.Задание на оценку:
    составить карточки на изученную тему.
    
     

    Автор(ы): Каклюжная А. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку