Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

7 Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке (Ульянова А. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Русский язык
    Класс:10
    Разработка выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ Ранневская СОШ Ульяновой А.В.
    УМК: Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - 2-е изд.. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с. 
    Уровень обучения: базовый	
    Тема урока: Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.
    Общее кол-во часов, отведённое на изучение темы:1 ч.
    Место урока: комбинированный урок
    Цель урока: обобщить сведения о разделах языкознания, повторить основные положения русской фонетики, морфемики, синтаксиса и пунктуации. совершенствовать орфоэпические навыки, углубить понятие о слове и его лексическом значении, о роли переносных значений в создании образной речи, закрепить знания об основных группах лексики, расширить знания о изобразительно-выразительных средствах языка, совершенствовать навыки морфемного разбора, определять части речи и морфемный состав слова; выполнять пунктуационный разбор предложения; воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком.
    Планируемые результаты:
    Предметные: обогащение словарного запаса, актуализация знаний о единицах и уровнях языка, полученных в средней школе(5-9 кл.), совершенствование навыков фонетического, морфемного и синтаксического анализа, соблюдение орфоэпических навыков, наблюдение за использованием языковых средств в художественных текстах.
    Личностные: уважительное отношение к русскому языку, осознание его ценности и культурной значимости, мотивация к обучению, способность применять полученные знания на практике, саморазвитие.
    Метапредметные: умения осознанно использовать речевые средства, работать индивидуально и в группе, вести диалог, овладение устной и письменной речью, осуществление контроля за своей учебной деятельностью.
    Техническое обеспечение урока: ноутбук с выходом в интернет,  орфоэпический, морфемный словарь, толковые словари Д.Н.Ушакова, С.И. Ожегова, В.И.Даля, раздаточный материал (карточки).
    Методическое и дидактическое обеспечение урока:
    Большой словарь иностранных слов: http://www.megaslov.ru/
    Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ»: https://rus-ege.sdamgia.ru/
    Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: http://www.gramota.ru/
    Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.  - М.: ВАКО, 2016. - 272 с.
    Ход урока
    1)Организационный момент.
    2)Актуализация знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия».
    Фронтальный опрос:
    Какие разделы науки о языке вам известны?
    Что изучает фонетика, орфоэпия?
    Чем отличаются звуки и буквы?
    Какими бывают гласные звуки? 
    Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?
    Какие пары образуют согласные звуки? 
    Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?
    Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?
    Вывод: Система языка — это не простое множество единиц разных уровней, а органичная, строго упорядоченная совокупность единиц и уровней, связанных между собой и образующих внутренне организованное единство. Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы: звуки — фонетический уровень, морфемы — морфемный, слова и фразеологизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический.
    Низший уровень- фонетический, он состоит из простейших единиц — звуков речи. Звук служит для различения морфем и слов.
    Выполнение упражнения 47 (А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).
    1)Ель-лей, яд-дай, лён-коль, рай-яр, люк-куль, арал-пара, лоб-бол.
    2)лебедятами (твёрдый звук — т).
    3)5 мягких звуков.
    4)4 звука.
    5)5 звуков.
    6)Без жилья-8зв., рассмеяться-9зв.,стать-4зв.,без шума-7 зв., детство — 7 зв.,расщедриться-10зв.
    Задание: запишите слова в два столбика:1)буквы е,ё, ю,я обозначают один звук, 2) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
    Петли, полёт, скамья, язык, ругаться, блистающий, льёт, (с) дядей, мясо, воркование, весь, длинная, вести, уходя, влево, опустился, любить, слушают, молодая. 
    Тестирование. (Сайт «Решу ЕГЭ»)
     За­да­ние №4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.(из каждого столбика одно слово)
    1.созЫв
    Отзыв (посла)
    до­бе­лА
    оптО­вый
    туб­дис­пан­сЕр
    со­здАв­ший
    2.ка­та­лОг
    начАв
    тОрты
    аэро­пор­тЫ
    3. обострЁнный
    бАнты
    на­чАть
    досУг
    пО­ня­ла
    4.укрА­ла
    клАла
    зво­нИт
    прИ­ня­ли
    сли­вО­вый(сок)
    5. квар­тАл
    мЕст­но­стей
    обод­рИть
    при­нУ­дить
    нО­во­стей
    3)Морфемика и словообразование.
    Опрос: Что такое морфема?
    1. Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?
    2. В чем отличие корня от других морфем?
    3. Как называются все морфемы, кроме корня?
    4. Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?
    5. Что такое приставка, суффикс, постфикс?
    6. Что такое основа слова?
    7. Для чего нужны служебные морфемы?
    Закрепление.
    В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?(омонимичные корни)
    1. Любить, любой, любовь, любитель;
    2. духовность, духовный, духи;
    3. долина, доля, обездолить, бездольный;
    4. долгий, долго, долгота, долг;
    5. плен, пленник, пленарный, пленить.
    Упражнение 82 
    Растереть, скакать, растирать, зажигать, запирать, проскочить, отпереть, замереть, вымерший, выберешь, оттиравший, вытертый, растирание, скачок. (Обозначить корень и суффикс, объяснить орфограммы).
    Тестирование. Задание №8 (ЕГЭ). Сайт «Решу ЕГЭ».
    Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.
     1)встр..чая
    апл..ди­ро­вать
    арт...лле­рия
    зад..рать
    д..рек­тор
    2)в..рси­стый
    ав..нтюра
    г..ре­вать
    прин..мать
    адв..кат
    3)пер..оди­че­ский
    д..агноз
    пл...вчиха
    сенок..силка
    в..сти­бюль
    4)Лексика и фразеология.
    Что изучает лексика?
    Расскажите об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова.
    Что такое синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы?
    Закрепление. Упражнение 50.
    Выписать средства художественной выразительности из стихотворения С.Есенина «С добрым утром!» Указать их роль в поэтическом тексте.
    Эпитеты: золотые звёзды, шёлковые косы, серебряные росы, ярким перламутром.
    Олицетворения: берёзки улыбнулись, растрепали косы, крапива обрядилась перламутром.
    Метафоры: зеркало затона, сетка небосклона.
    (По ходу проверяем знание определений изобразительно-выразительных средств языка).
    Задание №24 (Сайт «Решу ЕГЭ») (Перед каждым учеником на парте лежит листок с текстом из романа Л.Леонова «Русский лес»)
     Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.
     «Фраг­мент из ро­ма­на Л. Лео­но­ва «Рус­ский лес» под­твер­жда­ет мысль о том, что даже о слож­ных фи­ло­соф­ских про­бле­мах можно го­во­рить до­ступ­но. До­сти­га­ет­ся это с по­мо­щью тро­пов: (А)_____ («ку­пель зре­ло­сти» в пред­ло­же­нии 24), (Б)_____ («пыт­ли­вые, во­про­си­тель­ные глаза» в пред­ло­же­нии 21), (В)_____ («на солн­це по­лу­ден­ное в ты­ся­чу раз легче гля­деть» в пред­ло­же­нии 21). Уси­ли­ва­ет эф­фект от про­чи­тан­но­го (Г)_____ («от­сту­па­ем» в пред­ло­же­нии 12, «я не трус» в пред­ло­же­нии 21). Этот приём фик­си­ру­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на глав­ном, под­чер­ки­ва­ет важ­ней­шие мысли ав­то­ра.»
     Спи­сок тер­ми­нов:1) ана­фо­ра   2) ме­та­фо­ра   3) ги­пер­бо­ла   4) про­фес­си­о­наль­ная лек­си­ка  5) пар­цел­ля­ция 6) лек­си­че­ский по­втор  7) про­ти­во­по­став­ле­ние   8) эпи­те­ты   9) кон­текст­ные си­но­ни­мы. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам. 
    Ответ: 2836. 
    5) Синтаксис и пунктуация.
    Опрос:
    Задание: прочитайте все определения и найдите среди них ошибочные утверждения. Отметьте их номера (заключите в овал). 
    1) Знаки препинания выполняют функции завершения предложения и отделения его частей.
    2) Парные знаки – кавычки, скобки, парные запятые, тире.
    3) Абзац (красная строка) является знаком препинания, он усиливает значение предшествующей точки и открывает совершенно иной ход повествования.
    4) Словосочетание – соединение двух или более служебных и знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.
    5) Предложение - основная единица синтаксиса, предназначенная для выполнения коммуникативной функции; выражает законченную мысль.
    6) В словосочетании основными видами подчинения являются: управление и примыкание.
    7) Односоставные предложения представлены двумя главными членами – подлежащим и сказуемым.
    8) Сложным называется предложение, имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое.
    Ученики выполняют задание.
    Учитель: Проверьте себя по ключу: 1, 4, 6, 7. Поднимите руки, у кого все номера отмечены правильно. Вы можете поставить себе «пять». Кто допустил одну ошибку? Вы можете поставить себе «четыре».  Кто допустил две и более ошибки, тому нужно ещё раз обратиться к теории и повторить основные понятия. 
    Закрепление:
    Задание №15 (ЕГЭ)1)Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.(На доске проводится пунктуационный анализ предложений).
     1) Кто умо­лял меня о встре­че и тем самым скло­нил к пре­да­тель­ству ин­те­ре­сов фирмы?
    2) Серд­це Ку­роч­ки­на ска­ти­лось под уклон «рус­ских горок» и бе­ше­но за­би­лось где-то в рай­о­не сол­неч­но­го спле­те­ния.
    3) Маль­чиш­ки и дев­чон­ки на­ше­го клас­са а также их ро­ди­те­ли при­ня­ли уча­стие в школь­ном спек­так­ле.
    4) От домов во все сто­ро­ны шли ряды де­ре­вьев или ку­стар­ни­ков или цве­тов.
    5) В Рос­сии кон­ти­нен­таль­ный кли­мат и здесь осо­бен­но су­ро­вая зима. Одна за­пя­тая не­об­хо­ди­ма: в 3-м пред­ло­же­нии: его од­но­род­ные члены со­еди­не­ны при по­мо­щи союза А;
    в 5-м пред­ло­же­нии: оно слож­но­со­чи­нен­ное. Со­дер­жит две пре­ди­ка­тив­ные части, ко­то­рые не имеют об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена пред­ло­же­ния.
    За­да­ние № 16(ЕГЭ). Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.
     Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури| бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, |уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами|.За­пя­тая долж­на быть по­став­ле­на перед обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем, сто­я­щим после опре­де­ля­мо­го слова и вы­ра­жен­ным при­част­ным обо­ро­том.
    За­пя­тая долж­на сто­ять на месте 4.
    
    За­да­ние №17(ЕГЭ) Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.
     Когда (1) на­ко­нец (2) яви­лось солн­це и разо­гре­ло землю, то де­ре­вья и травы об­да­лись такой силь­ной росой, та­ки­ми све­тя­щи­ми­ся узо­ра­ми гля­ну­ли из тем­но­го леса ветки елей, что (3) ка­за­лось (4) на эту от­дел­ку не хва­ти­ло бы ал­ма­зов всей нашей земли.
    Ответ: 34
    6)Итог: Почему язык это многоуровневая система?
    7)Домашнее задание: стр. 23,45-51,65(теория), упр.122 
     

    Автор(ы): Ульянова А. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc