Название предмета: Русский язык Класс:10 Разработка выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ Ранневская СОШ Ульяновой А.В. УМК: Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - 2-е изд.. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с. Уровень обучения: базовый Тема урока: Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Общее кол-во часов, отведённое на изучение темы:1 ч. Место урока: комбинированный урок Цель урока: обобщить сведения о разделах языкознания, повторить основные положения русской фонетики, морфемики, синтаксиса и пунктуации. совершенствовать орфоэпические навыки, углубить понятие о слове и его лексическом значении, о роли переносных значений в создании образной речи, закрепить знания об основных группах лексики, расширить знания о изобразительно-выразительных средствах языка, совершенствовать навыки морфемного разбора, определять части речи и морфемный состав слова; выполнять пунктуационный разбор предложения; воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком. Планируемые результаты: Предметные: обогащение словарного запаса, актуализация знаний о единицах и уровнях языка, полученных в средней школе(5-9 кл.), совершенствование навыков фонетического, морфемного и синтаксического анализа, соблюдение орфоэпических навыков, наблюдение за использованием языковых средств в художественных текстах. Личностные: уважительное отношение к русскому языку, осознание его ценности и культурной значимости, мотивация к обучению, способность применять полученные знания на практике, саморазвитие. Метапредметные: умения осознанно использовать речевые средства, работать индивидуально и в группе, вести диалог, овладение устной и письменной речью, осуществление контроля за своей учебной деятельностью. Техническое обеспечение урока: ноутбук с выходом в интернет, орфоэпический, морфемный словарь, толковые словари Д.Н.Ушакова, С.И. Ожегова, В.И.Даля, раздаточный материал (карточки). Методическое и дидактическое обеспечение урока: Большой словарь иностранных слов: http://www.megaslov.ru/ Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ»: https://rus-ege.sdamgia.ru/ Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: http://www.gramota.ru/ Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. - М.: ВАКО, 2016. - 272 с. Ход урока 1)Организационный момент. 2)Актуализация знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия». Фронтальный опрос: Какие разделы науки о языке вам известны? Что изучает фонетика, орфоэпия? Чем отличаются звуки и буквы? Какими бывают гласные звуки? Чем отличается произношение гласных звуков и согласных? Какие пары образуют согласные звуки? Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости? Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости? Вывод: Система языка — это не простое множество единиц разных уровней, а органичная, строго упорядоченная совокупность единиц и уровней, связанных между собой и образующих внутренне организованное единство. Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы: звуки — фонетический уровень, морфемы — морфемный, слова и фразеологизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический. Низший уровень- фонетический, он состоит из простейших единиц — звуков речи. Звук служит для различения морфем и слов. Выполнение упражнения 47 (А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова). 1)Ель-лей, яд-дай, лён-коль, рай-яр, люк-куль, арал-пара, лоб-бол. 2)лебедятами (твёрдый звук — т). 3)5 мягких звуков. 4)4 звука. 5)5 звуков. 6)Без жилья-8зв., рассмеяться-9зв.,стать-4зв.,без шума-7 зв., детство — 7 зв.,расщедриться-10зв. Задание: запишите слова в два столбика:1)буквы е,ё, ю,я обозначают один звук, 2) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Петли, полёт, скамья, язык, ругаться, блистающий, льёт, (с) дядей, мясо, воркование, весь, длинная, вести, уходя, влево, опустился, любить, слушают, молодая. Тестирование. (Сайт «Решу ЕГЭ») Задание №4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.(из каждого столбика одно слово) 1.созЫв Отзыв (посла) добелА оптОвый тубдиспансЕр создАвший 2.каталОг начАв тОрты аэропортЫ 3. обострЁнный бАнты начАть досУг пОняла 4.укрАла клАла звонИт прИняли сливОвый(сок) 5. квартАл мЕстностей ободрИть принУдить нОвостей 3)Морфемика и словообразование. Опрос: Что такое морфема? 1. Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? 2. В чем отличие корня от других морфем? 3. Как называются все морфемы, кроме корня? 4. Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова? 5. Что такое приставка, суффикс, постфикс? 6. Что такое основа слова? 7. Для чего нужны служебные морфемы? Закрепление. В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?(омонимичные корни) 1. Любить, любой, любовь, любитель; 2. духовность, духовный, духи; 3. долина, доля, обездолить, бездольный; 4. долгий, долго, долгота, долг; 5. плен, пленник, пленарный, пленить. Упражнение 82 Растереть, скакать, растирать, зажигать, запирать, проскочить, отпереть, замереть, вымерший, выберешь, оттиравший, вытертый, растирание, скачок. (Обозначить корень и суффикс, объяснить орфограммы). Тестирование. Задание №8 (ЕГЭ). Сайт «Решу ЕГЭ». Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 1)встр..чая апл..дировать арт...ллерия зад..рать д..ректор 2)в..рсистый ав..нтюра г..ревать прин..мать адв..кат 3)пер..одический д..агноз пл...вчиха сенок..силка в..стибюль 4)Лексика и фразеология. Что изучает лексика? Расскажите об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова. Что такое синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы? Закрепление. Упражнение 50. Выписать средства художественной выразительности из стихотворения С.Есенина «С добрым утром!» Указать их роль в поэтическом тексте. Эпитеты: золотые звёзды, шёлковые косы, серебряные росы, ярким перламутром. Олицетворения: берёзки улыбнулись, растрепали косы, крапива обрядилась перламутром. Метафоры: зеркало затона, сетка небосклона. (По ходу проверяем знание определений изобразительно-выразительных средств языка). Задание №24 (Сайт «Решу ЕГЭ») (Перед каждым учеником на парте лежит листок с текстом из романа Л.Леонова «Русский лес») Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: (А)_____ («купель зрелости» в предложении 24), (Б)_____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), (В)_____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного (Г)_____ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.» Список терминов:1) анафора 2) метафора 3) гипербола 4) профессиональная лексика 5) парцелляция 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) эпитеты 9) контекстные синонимы. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Ответ: 2836. 5) Синтаксис и пунктуация. Опрос: Задание: прочитайте все определения и найдите среди них ошибочные утверждения. Отметьте их номера (заключите в овал). 1) Знаки препинания выполняют функции завершения предложения и отделения его частей. 2) Парные знаки – кавычки, скобки, парные запятые, тире. 3) Абзац (красная строка) является знаком препинания, он усиливает значение предшествующей точки и открывает совершенно иной ход повествования. 4) Словосочетание – соединение двух или более служебных и знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически. 5) Предложение - основная единица синтаксиса, предназначенная для выполнения коммуникативной функции; выражает законченную мысль. 6) В словосочетании основными видами подчинения являются: управление и примыкание. 7) Односоставные предложения представлены двумя главными членами – подлежащим и сказуемым. 8) Сложным называется предложение, имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое. Ученики выполняют задание. Учитель: Проверьте себя по ключу: 1, 4, 6, 7. Поднимите руки, у кого все номера отмечены правильно. Вы можете поставить себе «пять». Кто допустил одну ошибку? Вы можете поставить себе «четыре». Кто допустил две и более ошибки, тому нужно ещё раз обратиться к теории и повторить основные понятия. Закрепление: Задание №15 (ЕГЭ)1)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.(На доске проводится пунктуационный анализ предложений). 1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы? 2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения. 3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле. 4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов. 5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима. Одна запятая необходима: в 3-м предложении: его однородные члены соединены при помощи союза А; в 5-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения. Задание № 16(ЕГЭ). Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Над ещё не улёгшимся после недавней бури| бескрайним морем возвышалось небо, |унизанное ярко мерцавшими звёздами|.Запятая должна быть поставлена перед обособленным определением, стоящим после определямого слова и выраженным причастным оборотом. Запятая должна стоять на месте 4. Задание №17(ЕГЭ) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Ответ: 34 6)Итог: Почему язык это многоуровневая система? 7)Домашнее задание: стр. 23,45-51,65(теория), упр.122
Автор(ы): Ульянова А. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc