Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

10 Звонкие и глухие согласные. Непроверяемые согласные. Непроизносимые согласные (Мифтахова Л. З.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Звонкие и глухие согласные. Непроверяемые согласные. Непроизносимые согласные
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 3-ый урок в разделе «Морфология и орфография»
    Цели урока:
    1.Обучающие: Обобщить знания о слабых позициях согласных звуков, отработать навыки узнавания орфограммы; закрепить навыки графического обозначения орфограммы, умение работать с орфоэпическим словарем. 
    2.Развивающие:активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-  следственные связи, систематизировать, обобщать.
    3.Воспитывающие: Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной    культуры; воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности.
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: сборники КИМов для подготовки к ЕГЭ
    
    Ход урока
    I. Проверка домашнего задания
    Учитель проводит распределительный диктант (можно двух  вызвать к доске). В первый столбик записываются слова с правописанием о после шипящих, во второй — е и ё. 
    Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.
    Проверка диктанта — устно или с помощью записи на доске. Повторение правил правописания о, ё после шипящих.
    2. Работа над орфограммой «Сомнительные согласные»
    1. Слово учителя.
    — Сегодня мы повторим орфограммы, связанные с правопи­санием согласных в корне. Какие это орфограммы? (Со­мнительные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корнях слов.)
    -Давайте попробуем разобраться, почему в одних случаях со­гласные в корне произносятся четко, а в каких — нет. (Чтение § 24, с. 83.)
    (Делается вывод о том, что согласные, как и гласные, могут находиться в сильной и слабой позициях по глухости/звонкости. В сильной позиции согласный произносится четко и соответству своей букве, например: вода. В слабых позициях согласный ста­новится сомнительным: он либо оглушается, либо озвончается, создавая тем самым трудности при написании слова. Выбор со гласного звука зависит от его положения (сильная или слабая по зиция), а также от традиции письма, например: труд — трудовой, кров — кровля.
    По тексту параграфа составляется таблица «Сомнительные согласные».)
    
    3. Работа над орфограммой «Непроизносимые согласные»
    Знакомство с орфограммой.
    Чтение § 25 (с. 84). Учащиеся выделяют два блока. Первый — это непроизносимая согласная в корне слова, которую можно про­верить, подобрав слова, где согласный стоял бы перед гласной и, следовательно, слышался бы четко. Второй — непроизносимые согласные в сочетаниях сч, зч, жч и подобных, где непроизно­симый согласный появляется на стыке двух морфем: приставки и корня, корня и суффикса.
    1.Работа у доски.   Учащиеся выполняют задание: нужно определить, есть ли не­произносимая согласная в слове, подобрать проверочное слово.
    Аген(?)ство, здра(?)ствуйте, блес(?)на, прес(?)ный, вирус(?)ный, с(?)клянка, воскрес(?)ный, ирлан(?)ский, добросовес(?)ный, заку- лис(?)ный, небес(?)ный, вкус(?)ный, пристрас(?)ный, опас(?)ный, перекрестный, чудес(?)ный, лес(?)ница, звез(?)ный, злос(?)ный, завис(?)ливый, сверс(?)ник, победонос(?)ный, чес(?)ный, диле­тантский, я(?)ственный, лес(?)ный, лес(?)ной, кровенос(?)ный, я(?)ства, ровес(?)ник, интерес(?)ный, древес(?)ный, гиган(?)ский, свис(?)нуть, добросовес(?)ный, ше(?)ствовать, безмол(?)ствовать, сер(?)це, пас(?)бище, блес(?)нуть.
    Выслать - выстлать, яства - явственно, почивать - потчевать,  костный - косный, гнусный - грустный, шествовать - шефствовать,  чествовать - чувствовать, изморозь - изморось, вперемежку - вперемешку.
    Как называются слова, схожие по звучанию, но разные по значению? (Паронимы.)
    4.Работа над орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова»
    Знакомство с орфограммой.
    Чтение § 26 (с. 86). Важно обратить внимание, что прави­ла, описанные в параграфе, относятся только к правописанию двойных согласных в корне слова (для других морфем, например в суффиксах прилагательных и причастий, действуют совершенно иные правила).
    1. Комментированный диктант.
    Есть ли в слове удвоенная согласная? Вставьте пропущенные согласные там, где это необходимо. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю. Ак(?)лиматизация, ил(?)юстрация, дрес(?)ировать, абсцис(?)а,
    гал(?)ерея, ак(?)умулятор, ат(?)естат, бал(?)юстрада, бал(?) (выпускной), бал(?) (проходной), артил(?)ерия, орфограм(?)а, пал(?)м исадник, хар(?)актер, рас(?)а, ап(?)етит, ап(?)ликация, артил(?)ерия, ал(?)ея, ал(?)егория, сим(?)етрия, ан(?)отация, ак(?)уратный, ал(?)игатор, ап(?)арат, кас(?)ета, вож(?)и, хок(?)ей, эл(?)иксир, эф(?)ект, агрес(?)ия, мер(?)идиан, прес(?)а, сум(?)а (слагаемых), фил(?)иал, колон(?)а, колон(?)ка, оперет(?)а, ал(?)юминий, кол(?)ектив, ват(?)ага, дел(?)икатес, кил(?)ометр, бал(?)он, ком(?)уникация, дискус(?)ия, бел(?)етристика, мож(?)евельник, драм(?)а, агрес(?)орд жуж(?)ание, бры(?)жет, дис(?)ертация, им(?)итация, кол(?)оквиум, хок(?)ей, пер(?)он, экспрес(?)ия, парал(?)ель, кор(?)идор, трол(?)ейбус, бал(?)он, тер(?)итория, привил(?)егия, дифференциация, им(?)унитет, сур(?)огат, кристал(?)ьная, клас(?)ицизм.
    Выполнение упражнения 131. (с. 84) 
    
    V. Итоги урока.
    VI. Домашнее задание. 
    1. Упражнение139 и 140 (с. 90).
    2. § 27-30 (с. 93-104).
    
    
     

    Автор(ы): Мифтахова Л. З.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc