Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

12 Употребление ь и ъ, прописных букв, правила переноса (Давыдова Г. Д.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: «Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г.  
    Уровень обучения: базовый
    Тема  «Употребление ь и ъ, прописных букв, правила переноса» §29-31.
    На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология и орфография» данный  урок  №5.
    Цель урока: повторение и обобщение орфографического материала; совершенствование правописных навыков; развитие общеучебных умений и навыков (работа со словарём, текстом учебника).
    Задачи урока:
     Образовательные:  повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;  формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков. 
     Развивающие:  видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах;  уметь применять знания теоретического материала в письменной речи. 
    Воспитательные:  воспитывать стремление к грамотной речи;  воспитывать гордость за русский язык и его неповторимость.
    Планируемые результаты:
    Учащиеся должны знать:
    - функции ь и ъ;
    - правила переноса слов;
    - в каких случаях пишется прописная буква, а в каких - строчная.
    Учащиеся должны уметь:
    - правильно переносить слова;
    - определять функции ь и ъ и в соответствии с этим правильно писать слова;
    - различать написание строчных и прописных букв.
    Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы):
    интерактивная доска, проектор. 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1.Раздаточный материал: таблица  для индивидуальной работы «Правописание ь и ъ» (приложение №1 к уроку). 
    2. Методическое пособие «Тематическое планирвание. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10 -11 классы»-М.: «Русское слово», 2014г.
    3.  Школьный орфографический словарь М.Т. Баранова.
    4. Тестовое проверочное задание по теме «Правописание ь и ъ» (приложение№ 2 к уроку).
    
    Ход  урока:
    I.Организационный момент.
    Давайте определим свое настроение, настрой на работу:  отличное, хорошее, плохое.
    Озвучивание правил на уроке :
    Правило 1 микрофона -  это означает смотреть на говорящего и не перебивать его.
    Правило активной позиции: каждый из вас в классе важен, каждый имеет право высказаться.
    Право на молчание. Если из вас кто-то не хочет участвовать в обсуждении каких-либо вопросов, в силу собственных соображений, вы можете отказаться.
    Правило взаимного уважения. Уважительное отношение ко всем без исключения. Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность.
    II.Рубрика «Готовимся к ЕГЭ».
    1.Орфоэпическая разминка.
    Поставить ударение в соответствии с нормами произношения.
    ЗакУпорить, плесневЕть, курЯщий, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, кровоточИть, балОванный, красИвее.
    Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший.
    Например:
    Не будем улыбаться,
    Хватит баловАться.
    Уважаемый наш сэр,
    Посетите диспансЕр.
    Не влезешь в шорты,
    Если будешь есть одни тОрты.
    Снова бегемот
    Сломал нефтепровОд.
    2.  Словарный диктант.
    Прецедент, прелюдия, претензия, преамбула, президент, президиум, превалировать, престиж, превратности, привилегия, примадонна, примитивный, принципиальный, приоритет, превратить, призвание, приобрести, препятствие.
    III. Изучение темы урока.
    - Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие,  чем интересны эти буквы? 
    На эти вопросы мы найдем ответы на сегодняшнем уроке.(материал учебника)
    1.Работа с учебником.
    1)Чтение теоретического материала §29
    Комментарий  учителя.
       Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак – на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт – лошадью). В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь ( ш, ж в русском языке всегда твердые). Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.
    Чтобы правильно употреблять эти знаки, существуют определенные  правила (таблица на каждого ученика).
    2). Работа с таблицей «Правописание ь и ъ».( См. Приложение №1 к уроку).
    3). Вопросы на восприятие.
    - Перечислите формы слов (частей речи), в которых ь на конце  пишется после шипящих.
    ( Сущ.  3 скл.- рожь, мышь, ночь; глаг неопр. ф.- печь, мочь; глаг. в повел. накл. - режьте, ешьте и во 2 л.  ед. ч.- колешь, рубишь, режешь; нареч.- лишь, сплошь).
    - Назовите слова (части речи), в которых ь после шипящих на конце слова не пишется.
    (Сущ. м. р. 2 скл.- врач; нареч - исключения: уж, замуж, невтерпёж).
    IY. Первичное закрепление материала.
     Упражнение 154. Аналитическая распределительная работа: выписать слова, вставляя,  
      где необходимо, пропущенные буквы, в два столбика: а) с ь или ъ; б) без ь или ъ.
      Упражнение 155. Аналитическая словарная работа: определить функцию мягкого
      знака.
       Упражнение 157.Устная работа: объяснить написание слов с пропусками, проверить 
      себя по школьному орфографическому словарю М.Т.Баранова.\
      Тема : Употребление прописных букв §30.-сообщение ученика
    Упражнение159. Письменная работа: переписать, раскрывая скобки, объяснить написание имён.
    Тема :Правила переноса слов §31.-сообщение ученика
     Упражнение164. Распределительный диктант.
     Проверочное тестовое задание на тему: «Правописание ь и ъ». 
    См. приложение №2 к уроку(проецируется на доску). Самостоятельная работа. (Взаимопроверка).
    Y.Подведение итогов урока.
    - С какими орфографическими темами мы познакомились на уроке?
    - Какие правила оказались для вас новыми?
    - Какие из них вызвали затруднения?
    YI.Оценивание работы учащихся на уроке.
    YII. Домашнее задание: §29-31; упражнения 158, 163 (по заданию). Вопросы и задания для повторения на с.104
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение №1.
    
    Таблица «Правописание ь и ъ»
    ОБЩЕЕ ПРАВИЛО
    1.Не обозначают звука.
    2.Не допускают слияния гласного и согласного.
    
    Ь
    Разделительный Ь знак пишется
    1.Ь для  обозначения мягкости согласных,
    2.Ь после шипящих для разграничения грамматических форм,
    3.Ь перед гласными  е, ё, ю, я, и внутри слова, не после приставок (карьера, воробьиный, вьюга)
    4.В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, компаньон)
    Ъ
    Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными
     е, ё, ю, я,
    1.  После приставки, оканчивающейся на согласную (подъем, въезд, предъюбилейный, межъядерный)
    2. После иноязычной приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб- транс-) и иноязычного корня, начинающейся с –Е-, -Ю- (инъекция, субъект, адъютант)
    3.В сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ (двухъярусный)
    4.Между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я (подъезд, объем)
    ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
    - на конце слов после любого мягкого согласного (моль, исповедь);
    - в середине слова после мягкого Л (мельница); после мягкого согласного перед твердым (тоньше);
    - в середине числительных 50-80, 500-800 (пятьдесят, восемьсот)
    
    Ь ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ДЛЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ
    1.В именах существительных женского рода единственного числа (речь, тишь, рожь).
    2.В повелительном наклонении глаголов (отрежь, съешь, назначь).
    3.В неопределенной форме глаголов (беречь, стричь).
    4.Во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (несешь, бросишь, возишь).
    5.В наречиях (сплошь, настежь)
    Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
    6.В частицах (лишь, ишь, вишь).
    7.В середине числительных  50-80, 500-800.
    8.В притяжательных прилагательных (медвежьего, собачьим).
    
    Ь перед гласными  е, ё, ю, я, и
    - в корне (обезьяна, интерьер)
    - в иноязычных словах (бульон,компаньон)
    
    Ь ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ !
    
    1.В существительных мужского рода 2-ого склонения в Им. И В. пад. (гараж, камыш).
    2.В существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа (туч, рощ)
    3. В кратких прилагательных мужского рода (горяч, свеж)
    4.В сочетаниях ЧН, ЧК, ЩН, НЩ, РЩ
    5.В сочетаниях ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ, ЗД, ЗН, НЖ (гвозди, иллюминация)
    6.Между двумя мягкими Л (иллюзия)
    
    
    Приложение №2.
    
    1.  В каком слове употребляется разделительный знак?
    1) ар...ргард
    2) дет...ясли
    3) контр...ярус
    4) раз...укрупнить
    
    2. В каком слове употребляется Ъ? 
    1) с...ызмала
    2) рудопод...ёмный
    3) с...экономить
    4) с...узить
    
    3. В каком слове употребляется Ь? 
    1) прод...юсер
    2) ад...ютант
    3) глав...юрист
    4) комп...ютеризация
    
    4. В каком слове пишется Ь? 
    1) под...ячий
    2) двух...ярусный
    3) об...явленный
    4) безыз...янный
    
    5. В каком слове не пишется разделительный Ъ? 
    1) пан...европейский
    2) пан...американский
    3) сверх...естественный
    4) двух...язычный
    6. В каком слове пишется Ъ? 
    1) пред...юбилейный
    2) помещич...и
    3) шампин...он
    4) крест...янин 
    
    7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ъ?
    1) п...едестал, пан...японский
    2) меж...ярусный, об...ектив
    3) без...ыдейный, всеоб...емлющий
    4) ин...екция, в...етнамец
    
    8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ъ?
    1) транс...атлантический, пред...явитель
    2) пред...утренний, быстро от...экзаменоваться
    3) пред...обеденный, протод...якон
    4) неиз...яснимый, об...езженный
    
    9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
    1) пап...е-маше, экстер...ер
    2) суб...ективный, пас...янс
    3) нев...ющееся растение, нес...ёмные детали 
    4) раз...ярённый, саф...яновые сапоги 
    
    10. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
    1) сош...ёшь, вороб...иный, суб...ядерный
    2) собез...янничать, кинос...ёмка, с...агитировать 
    3) пен...юар, зав...южило, бел...этаж 
    4) сверх...яркий, интерв...юировать, фамил...ярный
    
    11. В каком ряду во всех словах на месте пропусков не пишутся разделительные Ь и Ъ? 
    1) ф...юзеляж, солов...иный, эспан...олка
    2) без...упречный, контр...атака, сверх...интересный,
    3) без...ответственный, без...ядерный, без...апелляционный
    4) пред...уведомление, пред...явить, необ...езженный
    
    12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска не пишутся разделительные Ь и Ъ? 
    1) меж...областной, трёх...язычный, п...янящий
    2) шифон...ер, без...укоризненный, трех...этажный
    3) без...аварийный, бар…ерный, разоб...ется
    4) супер...интересный, Мин...юст, под...ыграть
    Ключ:
    Номер задания
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    Номер ответа
    3
    2
    4
    1
    2
    1
    1
    4
    1
    3
    2
    4
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Давыдова Г. Д.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx