Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема урока: Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 2-ой урок в разделе «Служебные части речи» Цель урока: формировать представление о союзе как служебной части речи Задачи урока: повторить и систематизировать сведения о союзах; закрепить навыки правописания союзов и отличия их от других частей речи; развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты; формировать навыки самоконтроля. Планируемые результаты: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; - уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник. Предметные: - распознавать союзы в тексте, определять их значение и роль в предложении; - уметь правильно писать союзы и отличать их от других частей речи; -уметь применять полученные знания на практике. Техническое обеспечение урока: экран, проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки с тестами. Содержание урока: 1. Орфографическая разминка. - Объясните орфограммы в словах. Комментарий, оппонент, иллюминация, коммюнике, неуместно, беспристрастный, здравствовать, ровесник, сверстник, футбол, расчувствоваться, вентиляция, винегрет, электорат, брокер, гусляр, ланиты, уста. - Найдите историзмы, архаизмы. В чем различие между ними? - Найдите неологизмы. Как они появляются в речи? 2. Актуализация знаний. Задать друг другу вопросы по теме «Предлог» и ответить на них. Проверка упр. 299.(по цепочке, друг за другом, комментируя написания) Фронтальный опрос. - Вспомните основные признаки предлога. -Что у него общего с союзами? - Что мы знаем о союзах? - Достаточно нам этих знаний? 3. Работа по теме урока Чтение § 58, 59, составление таблиц (самостоятельно с последующей проверкой). Виды союзов Сочинительные Подчинительные 1. Соединительные: и, да(= и), не только...но и, как... так и. 2. Противительные: а, но, да(= но), зато, однако, же. 3. Разделительные: или, иль, или... или, либо, то... то, не то... не то 1. Причинные: потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что... 2. Целевые: чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы. 3. Временные: когда, лишь, лишь только, пока, едва... 4. Условные: если, если бы, раз, ли, как скоро... 5. Сравнительные: как, будто, словно, точно, подобно тому как... 6. Изъяснительные: что, чтобы, как... 7. Уступительные: несмотря на то что, хотя, как ни, пускай, пусть... 8. Следствия: так что Правописание союзов Союзы Другие части речи Тоже, также = и, а также То же... (что) (самое) — мест, с частицей Так же... (как) - нареч. с частицей Одно и то же Чтобы = для того чтобы Что бы — мест, с частицей Зато = но За то — предлог с мест. Оттого, потому, поэтому — взаимозаменяемы От того + сущ. — предлог с мест. По тому + сущ. — предлог с мест. По этому + сущ. - предлог с мест. Причем, притом = вместе с тем При чем, при том — предлог с мест, (можно мест, заменить другим мест.) Выполнение тренировочных упражнений. Задание: списать, раскрыв скобки. 1. Что (бы) такое приготовить, что (бы) угодить гостям? 2. Сделайте то (же) задание, что и ваш сосед. 3. Я очень устал, мои друзья то (же) держались из последних сил. 4. Так (же), как и вчера, на площади собрался народ. 5. Мы купили по килограмму яблок, при (чем) старик благодарил нас. 6. Не только мы боремся за (то) здание, но и наши противники то (же). 7. Вода была тепла, но не испорчена, при (том) ее было много. 8. Я тут ни при (чем). 9. За (чем) я пулей был не ранен? 10. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по окну и стучал клювом в стекло. 11. Он видел, как от (того) берега отошла лодка. Проверка выполненной работы. Выполнение упражнения 305. 4. Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами. Выполнение задания 13. (Слитное, дефисное, раздельное написание слов). Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 1) В солнечный день на опушке леса собрались осинки, КАК(БУДТО) им стало холодно и они вышли погреться, как в деревнях из дома, и В(МЕСТЕ) сидят на завалинках. Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово. Утром шёл дождь, день ТО(ЖЕ) не радовал, так как и днем было темно от туч, (ПО)ЭТОМУ у меня окончательно испортилось настроение. (ОТ)ТОГО, как пройдет эта встреча, зависит многое, (ПО)ЭТОМУ я так волнуюсь. (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные. 2) (ЗА)ТО усердие, с каким Серёжа играл на скрипке, а ТАК(ЖЕ) за длину волос его называли Башметом. Хотя и двух жизней не хватит, ЧТО(БЫ) исполнить все мои мечты, (ЗА)ТО у меня всегда есть надежда на лучшее. Внутренне мы ТАК(ЖЕ) молоды, как и лет тридцать назад, и ПО(ЭТОМУ) в праздник веселимся от души. Баржа двигалась вниз (ПО)ТЕЧЕНИЮ, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной. Удивительное создание – кошка! Она часто идёт (НА)ВСТРЕЧУ опасности. (В)ОТЛИЧИЕ от других животных этот зверёк необычайно терпелив и вынослив. 3) (ОТ)ТОГО поворота дорога шла (В)ВЕРХ среди столетних сосен. Я заметил, что сестра ТАК(ЖЕ), как и я, волнуется, (ПО)ЭТОМУ поспешил её успокоить. По карте можно странствовать ТАК(ЖЕ) , как по земле, но когда попадаешь на эту настоящую землю, (ТОТ)ЧАС сказывается знание карты. (В)ПЕРВЫЕ эксперимент прошёл удачно, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны. Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трех недель, пока воробьята не вырастут, а когда птенцы оперятся , то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами. 4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым – (ЗА)ТО её и любили в деревне. Заливы Онежского озера совершенно необыкновенной формы: один (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака. (С)НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперед, ЧТО(БЫ) не остаться во тьме. КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на лес по ту сторону реки. В ТУ(ЖЕ) секунду в голосе сурового адвоката послышалось нечто (В)РОДЕ сочувствия. 5) Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом, (ПРИ)ЧЁМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки. А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения. В 1896 году Врубель, (НЕ)ВЗИРАЯ ни на какие трудности и удары судьбы, был вполне счастлив: (В)НАЧАЛЕ года он познакомился, а позже обвенчался с певицей Надеждой Забелой. Хозяйка быстро пошла (В)ГЛУБЬ квартиры – (ОТ)ТУДА послышался детский плач. КЛЮЧИ к заданию №13 № задания ответы 1 тоже, поэтому 2 чтобы, зато 3 впервые, поэтому 4 сначала, чтобы 5 причем, несмотря Проверка выполненной работы. 5. Итог урока. Рефлексия. - Что повторили сегодня на уроке? Что узнали нового? - С какими заданиями легко справились? А какие вызвали затруднения? Домашнее задание: 1. § 58, 59. 2. Упражнение 306. 3. Для тех ребят, кто испытывает трудности при выполнении задания №13 (типология ЕГЭ 2016-2017), выполнить тренировочные тесты на https://rus-ege.sdamgia.ru/?redir=1
Автор(ы): Коваль В. А.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx