Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема: Слова категории состояния Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 2-ой урок в разделе «Наречие, слова категории состояния» Цель: умение различать слова категории состояния от наречий и употреблять их в речи. Задачи: 1. Углубить знания о словах категории состояния,установить общее и различия между словами категории состояния и другими частями речи 2.Формировать умение правильно определять частеречную принадлежность похожих слов; учить мотивированно определять слова категории состояния;совершенствовать умения обосновывать условия определения слов категории состояния. 3.Учить видеть различное во внешне похожем; развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, к самовыражению, самоактуализации через различные виды работы. Планируемы результаты: учащиеся научатся различать слова категории состояния от наречий и употреблять их в речи. Техническое обеспечение урока: проектор, экран. Ход урока. 1.Оргмомент. 2.Проверка домашнего задания. Упражнение 287- словарно-орфографический диктант-1 ученик у доски. По-французски,чуть-чуть,крест-на-крест,по-дружески,неподалеку,невмочь,попусту,по-белому,допоздна,на берег. 3.Мотивация к учебной деятельности. На доске записаны предложения: 1. Он чувствует себя неловко. 2. Мне, право, неловко. 3. Его поведение неловко -Обратите внимание, что во всех предложения присутствует слово: неловко, определите в каждом предложении его частеречную принадлежность. (1 – наречие, 2- вызывает сомнение, 3 – кр. прилагательное). -Скажите, какими членами предложения является эти слова в предложениях? (1 – обстоятельство, 2 – вызывает сомнение, 3 – сказуемое) В каком предложении слово неловко вызвало у вас затруднения? (2) 2.Целеполагание и работа по теме урока. -Сегодня пред нами стоит задача осмыслить очень своеобразную, интересную, вызывающей споры часть речи – слова категории состояния. Домашнее задание к уроку предполагало, чтобы вы поработали с лингвистической литературой и нашли сведения из истории вопроса о категории состояния. Что вам удалось найти? (сообщения учащихся) -Мы будем рассматривать категорию состояния как особую часть речи. В отношении рассматриваемых слов используется два термина. Термин категория состояния раскрывает семантику этого класса слов; другой известный термин – безлично-предикативные слова – отражает их синтаксическую функцию. Известный лингвист А.Б.Шапиро называл такие слова «беспризорными». На сегодняшнем уроке вы должны разобраться, есть ли для этого основания». 1. Морфологические признаки категории состояния.-слайд 1) Несмотря на высокий рост и большие руки, видно было, что всякая работа, крупная и мелкая, спорилась в руках Лукашки. 2)…Впрочем, нехорошо будет одному воспользоваться этим богатством. Нужно раздать его. Кому только? Шестьсот семьдесят восемь рублей Капелю, а там видно будет…3) Все-таки приходите ко мне вечерком, и Марьяна будет, я вас познакомлю. Приходите, пожалуйста! Ну, скучно будет, вы уйдете. Придете?4) Да ведь и так скучно, дядя, в станице или на кордоне; а разгуляться поехать некуда. Все народ робкий. 5)Как будто вдруг светлей и видней стало. 6) Оленину становилось тяжелее и тяжелее. Вывод: неизменяемость, степень сравнения (на – о имеют степени сравнения). 2. Синтаксические признаки категории состояния.(слайд) Досаднее же всего ему было то, что он не мог, решительно не был в силах резко оттолкнуть от себя этого человека из того мира, как будто этот старый, бывший его мир имел на него неотразимые права. 6) Ему было прохладно, уютно; ни о чем он не думал, ничего не желал. 7) Но, несмотря на товарищество собаки, вокруг ему все казалось ещё мрачнее. Вывод: Употребляется в предложении без подлежащего в роли сказуемого 3. Различение слов категории состояния с другими частями речи (слайд) 1) Выражение его лица робко. Дитя счастливо. Она была счастливее брата. 2) Петя ведет себя робко. Он счастливо отделался от конфликта. Анна выглядит счастливее сестры. 3) Труд человека кормит, лень портит. Он совершил тяжкий грех. 4) Ему это делать лень. Над старостью смеяться грех. Вывод: 1. В примерах под цифрой 1) выделенные слова являются краткими прилагательными 2) выделенные слова являются наречиями. 3. В примерах под цифрой 3) выделенные слова являются существительными . 4. В примерах под цифрой 4) выделенные слова относятся к категории состояния (они утратили значение предметности, обозначают состояние; не изменяются; в сочетании со связкой выражают значение времени и наклонения; являются главным членом (сказуемым) безличного предложения) 4.Работа по учебнику. Упражнение 291-работа у доски. 3. Закрепление темы(тест-слайд) 4.Подведение итогов. 5.Домашнее задание. Упражнение 290
Автор(ы): Багданова О. Н.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx