Урок №31 Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 4-ый урок в разделе «Служебные части речи» Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи». Задачи урока: проверить знания по теме «Правописание НЕ-НИ с разными частями речи», откорректировать их; развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: наблюдение, анализ, обобщение; умение аргументировать свои ответы; воспитывать культуру учебной деятельности. Планируемые результаты: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. - уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Предметные: -знать условия слитного и раздельного написания НЕ и НИ с различными частями речи; - уметь распознавать опознавательные признаки слитного и раздельного написания НЕ и НИ с различными частями речи; -уметь применять полученные знания на практике. Техническое обеспечение урока: проектор, экран, презентация. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: тестовые карточки, опорные схемы, алгоритм действий, тестовые задания, оценочные листы. Содержание урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. -Доброе утро, ребята. Очень рада вас видеть. Садитесь. Надеюсь, что сегодня наша работа будет продуктивной и доставит вам радость. -Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология и орфография) -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Частицы, их значение, употребление и правописание) - Правописание каких частиц вызывает у нас особые затруднения? (НЕ и НИ) - Вы хотите обобщить и систематизировать свои знания по данной теме? (Да.) - Зачем нам это нужно? (Чтобы грамотно писать, хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку) - Какие шаги необходимо выполнить при систематизации знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и как знаем). - И все? (Нет. Первоначально выясним путем повторения то, что знаем. Анализируя его выполнение, выясним, что знаем не так хорошо, как хотелось бы. Выясним причину затруднения: что знаем слабо для выполнения задания. Постараемся самостоятельно выйти из затруднения. 1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. - С чего начнем наш урок? (С повторения, что знаем по теме: «Правописание НЕ- НИ - слитно или раздельно»). - В данном вопросе есть своя изюминка: множество слов допускают употребление и НЕ-НИ – частицы (тогда она пишется раздельно), и НЕ-НИ-приставки (пишется слитно).Давайте послушаем выступления ваших товарищей. Выступления заранее подготовившихся учащихся с домашним заданием: Приставка НЕ – это утверждение противоположного, возможна замена синонимом: неправда – ложь. Частица НЕ – отрицание, возможно противопоставление: не правда, а ложь. НЕ всегда пишется раздельно: с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, прилагательными в сравнительной степени, числительными, предлогами, союзами, а также со словами, которые обычно выступают в функции сказуемого: рад, должен, обязан, согласен, намерен, надо, нужно. НЕ пишется раздельно: - с существительными, прилагательными (полными и краткими) и наречиями на –О, если есть противопоставление; -с полными причастиями, если есть противопоставление или зависимые слова. Необходимо различать частицу НЕ перед глаголом с приставкой –ДО(недоехать) и приставку –НЕДО(недополучить, недоспать). Приставка -НЕДО используется в глаголах со значением «нехватка чего-либо». Приставка –НЕ отрицает действие, обозначенное глаголом с приставкой –ДО: не довязать свитер означает «не закончить действие вязания до конца». Глаголы с –НЕДО чаще всего без НЕ не употребляются, но бывают случаи, когда слитное или раздельное написание НЕ определяется смыслом. Например: Семья у них бедная, они часто недоедают.(мало, недостаточно едят). Дети избалованны. Часто капризничают за столом и не доедают (оставляют пищу на тарелке). НИ пишется слитно в местоимениях без предлогов (никто, ничей) и в наречиях (никуда, никогда). Задание на повторение имеющихся знаний (словарный диктант слитно/раздельно): (не)людимый слитно трава (не)скошена раздельно (не)взирая на трудности Затрудняюсь ответить отнюдь (не)святой раздельно (не)разгаданный тайны слитно (не)высоко, а низко раздельно (не)смотря на плохую погоду Затрудняюсь ответить (не)было видно раздельно (ни)с кем раздельно (ни)где слитно Подведём итог: 1. Какой вывод можно сделать о ваших знаниях по теме «Правописание НЕ и НИ с различными частями речи?» (Материал усвоен на достаточном уровне). 2. Какие орфограммы в данных словосочетаниях вы нашли? (слитное и раздельное написания НЕ –НИ с глаголами, с краткими причастиями , с прилагательными, наречиями). 3. Все ли названные орфограммы вам знакомы хорошо? ( Нет. Мы не совсем помним правописание НЕ в сочетаниях типа НЕСМОТРЯ НА). 4. Попробуйте объяснить орфограмму в словосочетании - (не)взирая на трудности , (не)смотря на плохую погоду ( У нас нет вариантов объяснения.) 5. Почему вы не можете объяснить правописание НЕ в данных примерах?( ни один изученный нами опознавательный признак не подходит) 6. В чем заключается затруднение? (Отсутствие алгоритма действий) 2. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить условия слитного и раздельного написания НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на). - Как сформулируем следующий этап нашего урока? ( Правописание НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на). - Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения, анализа). - Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (алгоритм). 3. Реализация построения проекта. - Обратите внимание на алгоритм, данный на доске: В сочетаниях НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА важно определить МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВОМ ВОПРЕКИ ИЛИ НЕТ ДА - СЛИТНО НЕТ- РАЗДЕЛЬНО Несмотря на жару=вопреки жаре Не смотря ни на кого (Не глядя) ни на кого) Невзирая на неприятности=вопреки неприятностям -Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (Если можно заменить словом вопреки, то пишем слитно). -Теперь мы можем объяснить правописание словосочетания, которое вызвало у вас затруднение? (Да) - Как преодолеть затруднение в выборе слитного и раздельного написания НЕ-НИ с различными частями речи? (Обратиться к знаниям, алгоритму) 4. Закрепление материала. - Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике). Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ-НИ с разными частями речи. Он ехал (не)спеша.(С деепричастием пишем раздельно). (Не) разгаданные тайны влекут нас.(Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, зависимых слов тоже - значит пишем слитно). Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив(Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно пишу раздельно). (Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти. (Полное причастие, но есть зависимое слово – пишем раздельно) Ты мне ничего (не)должен (Краткое прилагательное, очень похоже на глагол - пишем раздельно). 6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. - Вы уверены в своих знаниях и умениях? (Да). - Как это проверить? ( Можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по алгоритму). Самостоятельное выполнение теста: Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1. Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц. Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа. Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд. Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам. Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан. 2. Наступила осень с (НЕ)СКОНЧАЕМЫМИ дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам. Дон в месте переправы далеко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около сорока метров. Дождь продолжался, но (НЕ)СИЛЬНЫЙ, как утром, а слабый, моросящий. Так и (НЕ)ПОЯВИВШИЙСЯ на сцене ревизор тревожит всех обывателей. Окно на кухне было (НЕ)ЗАНАВЕШАНО. 3. Этот фильм вовсе (НЕ)ИНТЕРЕСЕН. (НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ дожди нарушили все наши планы. По ночам он почти (НЕ)СПАЛ. Так может сделать только человек, (НЕ)ДУМАЮЩИЙ о пользе леса. Ситец (НЕ)ДОРОГОЙ, а дешевый. 4. Это был никому (НЕ)ИЗВЕСТНЫЙ артист. Часто (НЕ)ДОСТАЁТ решительности, чтобы отстоять свои убеждения. Мне пришлось пережить (НЕ)ПОДДАЮЩИЙСЯ описанию ужас. В нем (НЕ)БЫЛО ни совести, ни доброты, ни честности. Никто (НЕ)МОГ назвать его злым человеком. 5. Мост через речку в этом году (НЕ)ПОСТРОЕН. Тайна (НЕ)РАСКРЫТА. Мы проезжали мимо (НЕ)ШИРОКОЙ горной речки. Давно (НЕ)СТРИЖЕННЫЕ волосы мешали, лезли в глаза. Никогда (НЕ)УМОЛКАВШАЯ совесть была верным его спутником. Ответы 1.Нетерпеливого 2. Нескончаемыми 3. Непрекращающиеся 4. Недостает 5.Неширокой 7. Включение в систему знаний и повторение. -Каким новым знанием мы обогатили себя? (Можем самостоятельно определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи). - Достаточно ли мы закрепили то, что знаем? (Не совсем). - Почему? (Объем практического применения нового знания не большой). - Тогда работаем над следующим заданием: Откройте учебник на странице 210. Спишите предложения (упр.317), раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц не и ни с наречиями. 1.Чую радуницу Божью - (не)напрасно я живу.(Ес.) 2.Излюбили тебя, измызгали – (не)(в)терпёж.(Ес.) 3.Скажи-ка, дядя, ведь (не)даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, ещё какие! (Не)даром помнит вся Россия про день Бородина! (Л.) 4.Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу (н…)чуть.(Фет). 5.Солнце – моё. Я его никому не отдам. (Н..)на час, (н…)на луч, (н…)на взгляд. – Никому. (Н…)когда.(Цвет.)6.(Н..)где жилья не видно на просторе(Фет).7.Только станет смеркаться (н…)множко, буду ждать. Не дрогнет ли звонок(Фет).8.По мне, в стихах всё должно быть (н…)(к)(стати), не так, как у людей(Ахм.) 9.В воздухе душно, солнце (не)милосердно припекает(Абр). 8. Рефлексия учебной деятельности. - Чему был посвящен урок? (обобщению знаний о правописании НЕ-НИ с разными частями речи) - Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. ? Умею различать слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи. Но остался вопрос по теме урока. ! Умею различать слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи, но не уверен, что самостоятельно на практике во всём справлюсь. Работал неплохо! !!! Умею различать слитное и раздельное написание НЕ -НИ с различными частями речи .Могу объяснить тему другу. «Я – молодец! На ЕГЭ с такими заданиями справлюсь» - Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: 1. Кто научился различать слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи, но остался вопрос по теме урока, выполните упр. 318 из параграфа 63. 2. Кто научился различать слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи, но не уверен, что самостоятельно справится со всеми примерами слитного и раздельного написания НЕ-НИ, выполните упр.315 3. Кто научился различать слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи и может объяснить тему другу – письменно ответьте на вопрос: Как может выражаться отрицание в русском языке. Аргументируйте свой ответ. - Оцените учебную деятельность класса. - Спасибо, я вами довольна.
Автор(ы): Коваль В. А.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx