Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

22 Причастие как форма глагола (Зяблова Л. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  Причастие как форма глагола.
    Цель урока: закрепить знания о глаголе; повторить лексико-грамматические разряды и орфограммы причастий.
    Задачи:
    1.Систематизировать материал о причастии, повторить лексико-грамматические разряды причастий.
    2. Развивать навыки правописаний причастий, употребления их в устной и письменной речи.
    3.Воспитывать познавательную активность учащихся на уроке.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 8-ой урок в разделе «Самостоятельные  части речи»
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: сборники КИМов для подготовки к ЕГЭ
    
    
    Ход урока.
    I. Проверка домашнего задания
    1. Вопросы по упражнению 284.
    2. Словарный диктант с графическим обозначением орфо­грамм глаголов.
    Лечит, колет, они борются, колышется, вы видите, заведовать, покрикивал, беседовала, не надо возмущаться, вы занимаетесь, намажь, возьмите, недобрать, негодовать, не говорите, кушаешь, мечтаете, зиждешься.
    
    II. Работа по теме урока:
    1. Работа с учебником и составление таблицы.
    Прочитать § 50, составить таблицу 15 признаков глагола и при­лагательного у причастия.
    Таблица 15
    Признаки глагола
    Признаки прилагательного
    Собственные признаки
    
    
    
    
    2. Морфологический разбор причастия.
    Учащиеся знакомятся с порядком разбора на с. 183, 184, затем выполняют упражнение 285 письменно.
    
    3. Образование причастий.
    - Прочитайте § 51 и выполните упражнение 286. Примечание. Для лучшего усвоения подтемы можно предло­жить учащимся следующий алгоритм рассуждения. В образовании причастий существует несколько ограничений:
    1) глаголы совершенного вида не могут образовать форму на­стоящего времени. Следовательно, причастия, образован­ные от глаголов совершенного вида, не имеют настоящего времени;
    2) поскольку причастия могут быть только настоящего или прошедшего времени, от глаголов совершенного вида об­разуются только причастия прошедшего времени;
    3) если глагол, от которого образовано причастие, переход­ный, то только тогда причастие имеет и страдательный, и действительный залог;
    4) если глагол непереходный, то причастие имеет только дей­ствительный залог;
    5) таким образом, все четыре формы причастия (настоящее время, действительный залог; настоящее время, страда­тельный залог; прошедшее время, действительный залог; прошедшее время, страдательный залог) имеют только пе­реходные глаголы несовершенного вида;
    6) меньше всего форм (прошедшее время, действитель­ный залог) имеют непереходные глаголы совершенного вида.
    
    4. Правописание причастий.
    Чтение § 52 или составление схемы 6 и таблиц 16, 17.
    Таблица 16
    Суффиксы причастий
    Время
    Действительные
    Страдательные
    
    Настоящее
    -ущ-, -ющ- (от гл. 1-го спр.) 
    -ащ-, -ящ- (от гл. 2-го спр.)
    -ем-, -ом- (от гл. 1-го спр.) -им- (от гл. 2-го спр.)
    Прошедшее
    -вш-, -ш-
    -енн-, -ённ-, -нн-, -н-, -т-
    
    
    
    
    
    
    Таблица 17
    Не с причастиями
    Слитно
    Раздельно
    1. Без не не употребляются.
    2. Нет зависимого слова.
    3. Нет противопоставления. 
    (Это касается причастий в полной форме.)
    1. Есть зависимое слово.
    2. Есть противопоставление.
    3. При причастии на -мый есть зависимое слово в тв. п.
    (Для причастий в полной форме.)
    4. С краткими причастиями.
    
    Схема 6
    Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий
    Есть ли зависимые слова?
    
    Да                         		 Нет
    
    Есть ли приставка (кроме не)?
    Да				Нет
    
    Образовано от глагола совершенного вида?
    
    Да				Нет
    
    Оканчивается на -ованный (-еванный)!
    
    Да 					Нет
    
    
    
    НН							  Н
    
    III. Закрепление материала
    1. Словарная работа.
    Задание: записать словосочетания под диктовку, графически обосновать выбор н, нн.
    Бешеный порыв ветра, брошенное слово, домотканое полотно, испеченный хлеб, некованый конь, нагруженная повозка, прощеное воскресенье, путаный ответ, званные на ужин гости, свежемороже­ные продукты, топленное в горшке молоко, штопаное-перештопанное белье, незваные гости, свежезамороженная рыба, тяжелораненый боец, легко раненный воин.
    
    2. Выполнение упражнений.
    - Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания и правописание суффиксов прилагательных и причастий.
    Подлинный писатель-это человек всегда деятельный, совершен­но лишенный той маститости, солидности и сознания своей роли непререкаемого «поучителя жизни», что в старые времена считалось непременной принадлежностью людей, посвященных в литературу (К. Паустовский).
    - От данных глаголов образуйте страдательные причастия и отглагольные прилагательные.
    Воспитать, организовать, сковать, изыскать, рассеять, сдержать, возвысить, согласовать, сосредоточить, путать, пугать, учить.
    Выполните упражнение 298. 
    Ваше задание: выписать слова с орфограммами причастий, графически объяснить написания. 
    
    IV. Итог урока.
    
    Домашнее задание
    1. § 50—52.
    2. Упражнение 297, ответить на вопросы на с. 191 (подгото­виться к проверочной работе).
    
    
     

    Автор(ы): Зяблова Л. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx