Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема урока: Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в разделе «Служебные части речи» Цель урока: формировать представление о предлоге как служебной части речи. Задачи урока: систематизировать знания о предлоге, повторить и обобщить сведения по правописанию производных предлогов; развивать умение писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. Планируемые результаты: Предметные: узнавать предлоги в устной и письменной речи; знать, что предлоги служат для связи слов в предложении; правильно употреблять предлоги в речи; составлять словосочетания и предложения с предлогами; отличать производные предлоги от частей речи, из которых они образованы; грамотно писать производные предлоги; Метапредметные: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач; проводить самопроверку, самооценку; Личностные: определять мотивацию учебной деятельности; формировать адекватную самооценку. Техническое обеспечение урока: проектор, экран. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: сборники КИМов для подготовки к ЕГЭ Ход урока: 1.Мотивация к изучению темы. -Ребята, какой раздел языкознания мы сейчас с вами изучаем?(Морфология и орфография) - Какую тему изучали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы закончили изучение подраздела «Самостоятельные части речи» и изучили последнюю самостоятельную часть речи – категорию состояния) -Как вы думаете, по логике нашего учебника, чем мы будем заниматься сегодня? (Начнем изучать служебные части речи). - Абсолютно верно, сегодня мы будем изучать первую служебную часть речи, которую известный лингвист Богородицкий назвал «словечки отношений». Что он имел в виду? К этому определению мы вернемся после анализа предложения. На доске предложение. Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна. (К Паустовский) ?- Найдите все служебные части речи в этом предложении. Сколько их? (В этом предложении 23 слова, из них служебных 8.) Какова роль служебных частей речи в этом предложении? (Одни служат для связи слов в предложении, другие для связи простых предложений в составе сложного, а служебное слово «не» выражает отрицание). - Итак, как вы думаете, о какой части речи В.А. Богородицкий сказал «словечки отношений»? (О предлоге, такое определение полностью соответствует роли, отводимой в языке предлогам. Они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами) 2. Формулировка темы и задач урока. - Запишите тему урока: Предлог как часть речи. Правописание предлогов. - Давайте поставим цели к сегодняшнему уроку. Что мы должны сегодня сделать? (Восстановить и закрепить знания о служебных частях речи, о предлоге в частности; расширить представление о предлогах, их роли в речи, повторить правописание предлогов. - Вернемся к предложению, записанному на доске. Назовите предлоги. Чем отличаются предлоги от союзов и частиц? 3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Работа с учебником. Изучение и конспектирование материала § 56. Фронтальная беседа по вопросам. - Что такое предлог как часть речи? - Какие бывают предлоги по значению?(пространственные, временные, причинные и т.д) - На какие 2 вида делятся предлоги по происхождению?(производные и непроизводные) - Охарактеризуйте предлоги по структуре.(простые и сложные) Выполнение упр.292, дополнительно выполнить морфологический разбор 3-ех предлогов по образцу, данному в учебнике на с.193. Составление таблиц о правописании предлогов. (При составлении таблиц учащиеся используют материал § 57). Отличайте! Непроизводные Производные Самостоятельные части речи Без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, от, об, по, под, пред, при, про, с, у, через... Напротив, впереди, возле, кругом, вблизи, ввиду, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в силу, благодаря, несмотря на... 1. Наречия: сесть напротив, стоять впереди, иметь в виду, нет вблизи, посмотрел вокруг, жить возле, почистить внутри, наклеить вдоль. 2. Имя существительное в косвенном падеже: на счет в банке, в следствии по делу, в течении воздуха, встаньте в круг, в продолжении книги, в заключении быть три года, верить в силу слов. 3. Деепричастия: благодаря родителей, не смотря в запись 4. Закрепление материала Выполнение упр. 298 Конструирование предложений с производными предлогами (Используется материал составленной таблицы №2) 5. Подготовка к ЕГЭ. Исследование демоверсии ЕГЭ (работа в группах). - Проведём исследование в заданиях ЕГЭ, выясним, какие знания о предлогах проверяет ЕГЭ и в каких заданиях. Вы будете экспертами демоверсии ЕГЭ. Разделитесь на 3 группы и распределите обязанности. Для исследования каждая группа выбирает любой вариант из сборника. Время выполнения задания -10 минут. №7 – грамматические ошибки в употреблении предлогов. №13 – правописание омонимичных частей речи, в т.ч. и производных предлогов. 6. Итог урока. Рефлексия. Сегодня я понял, что могу … Я почувствовал свою уверенность, говоря о …потому что… Самым сложным для меня было … потому что … Составление домашнего задания. - Ребята, давайте составим домашнее задание. 1. § 57, 58. 2. Упражнение 293(употребление предлогов в речи), упр.299(правописание производных предлогов)
Автор(ы): Коваль В. А.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx