Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

28 Предлоги. Правописание предлогов (Коваль В. А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Предлог как часть речи. Правописание предлогов.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в разделе «Служебные части речи»
    Цель урока:  формировать представление о предлоге как служебной части речи.
    Задачи урока:
    систематизировать знания о предлоге, повторить и обобщить сведения по правописанию производных предлогов;
    развивать умение писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;
    создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
    Планируемые результаты: 
    Предметные:
    узнавать предлоги в устной и письменной речи;
    знать, что предлоги служат для связи слов в предложении;
    правильно употреблять предлоги в речи;
    составлять словосочетания и предложения с предлогами;
    отличать производные предлоги от частей речи, из которых они образованы;
    грамотно писать производные предлоги;
    Метапредметные:
    ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;
    организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач;
    проводить самопроверку, самооценку;
    Личностные:
    определять мотивацию учебной деятельности;
    формировать адекватную самооценку.
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: сборники КИМов для подготовки к ЕГЭ
    Ход урока:
    1.Мотивация к изучению темы. 
    -Ребята, какой раздел языкознания мы сейчас с вами изучаем?(Морфология и орфография)
    - Какую тему изучали на прошлом уроке?  (На прошлом уроке мы закончили изучение подраздела «Самостоятельные части речи» и изучили последнюю самостоятельную часть речи – категорию состояния)
    -Как вы думаете, по логике нашего учебника, чем мы будем заниматься сегодня? (Начнем изучать служебные части речи).
    - Абсолютно верно, сегодня мы будем изучать первую служебную часть речи, которую известный лингвист Богородицкий назвал «словечки отношений». Что он имел в виду? К этому определению мы вернемся после анализа предложения. 
     На доске предложение.
    Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить
    птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна. (К Паустовский)
    ?- Найдите все служебные части речи в этом предложении. Сколько их?
    (В этом предложении 23 слова, из них служебных 8.)
    Какова роль служебных частей речи в этом предложении?
     (Одни служат для связи слов в предложении, другие для связи простых предложений в составе сложного, а служебное слово «не» выражает отрицание).
    - Итак, как вы думаете, о какой части речи В.А. Богородицкий сказал «словечки отношений»? (О предлоге, такое определение полностью соответствует роли, отводимой в языке предлогам. Они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами)
    
    2. Формулировка темы и задач урока.
    - Запишите тему урока: Предлог как часть речи. Правописание предлогов.
    - Давайте поставим цели к сегодняшнему уроку. Что мы должны сегодня сделать?  
    (Восстановить и закрепить  знания о служебных частях речи, о предлоге в частности;  расширить представление о предлогах,  их роли в речи, повторить правописание предлогов.
    - Вернемся к предложению, записанному на доске. Назовите предлоги. Чем отличаются предлоги от союзов и частиц?
    3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности 
    Работа с учебником. Изучение и конспектирование материала § 56.
    Фронтальная беседа по вопросам.
    - Что такое предлог как часть речи?
    - Какие бывают предлоги по значению?(пространственные, временные, причинные и т.д)
    - На какие 2 вида делятся предлоги по происхождению?(производные и непроизводные)
    - Охарактеризуйте предлоги по структуре.(простые и сложные) 
    Выполнение упр.292, дополнительно выполнить морфологический разбор 3-ех предлогов по образцу, данному в учебнике на с.193.
    Составление таблиц о правописании предлогов. (При составлении таблиц учащиеся используют материал § 57).
    
    Отличайте!
    Непроизводные
    Производные
    Самостоятельные части речи
    Без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, от, об, по, под, пред, при, про, с, у, через...
    Напротив, впе­реди, возле, кругом, вблизи, ввиду, вокруг, насчет, вслед­ствие, в течение, в продолжение, в силу, благо­даря, несмотря на...
    1. Наречия: сесть напротив, сто­ять впереди, иметь в виду, нет вблизи, посмотрел вокруг, жить возле, почистить внутри, накле­ить вдоль.
    2. Имя существительное в кос­венном падеже: на счет в банке, в следствии по делу, в течении воздуха, встаньте в круг, в про­должении книги, в заключении быть три года, верить в силу слов.
    3. Деепричастия: благодаря ро­дителей, не смотря в запись
    4. Закрепление материала
    Выполнение упр. 298
     Конструирование предложений с производными предлогами (Используется материал составленной таблицы №2)
    5. Подготовка к ЕГЭ. Исследование демоверсии ЕГЭ (работа в группах).
    - Проведём исследование в заданиях ЕГЭ, выясним, какие знания о предлогах проверяет ЕГЭ и в каких заданиях. Вы будете экспертами демоверсии ЕГЭ. Разделитесь на 3 группы и распределите обязанности.
    Для исследования каждая группа выбирает  любой вариант из сборника. Время выполнения задания -10 минут.
    №7 – грамматические ошибки в употреблении предлогов.
    №13 – правописание омонимичных частей речи, в т.ч. и производных предлогов.
    6. Итог урока. Рефлексия.
    Сегодня я понял, что могу …
    Я почувствовал свою уверенность, говоря о …потому что…
    Самым сложным для меня было … потому что …
    Составление домашнего задания.
    - Ребята, давайте составим домашнее задание.
    1. § 57, 58.
    2. Упражнение 293(употребление предлогов в речи), упр.299(правописание производных предлогов)
    
     

    Автор(ы): Коваль В. А.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx