Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

11 Правописание приставок. Буквы И, Ы после приставок (Мифтахова Л. З.)

Текст урока

  • Конспект

     Урок 11
    
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Правописание приставок. Буквы  И, Ы после приставок.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в разделе «Служебные части речи»
    Цели урока: 
    1.Образовательные:закрепить правило написания приставок на з (с), И\Ы после приставок , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок.
    Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний.
    Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки
    
    Ход урока
    I.  Оргмомент 
    II. Сообщение целей и задач урока. 
    -Сегодня мы продолжим разговор о приставке. Запишем тему: Правописание приставок. Буквы  И\Ы после приставок. Наша цель - обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.
    III. Устная разминка. 
    Сколько групп приставок мы выделяем в русском языке? 
    Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры.
    Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с?
    Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры.
    Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.
    
    IV. Отработка навыков правописания приставок 
    1.Неизменяемые приставки
    
    1) Спишите данные слова, выделите приставки.
     Оттирать-ототрёшь 
    Подзывать-подозвать 
    Взбираться-взобраться 
    Сдирать-содрать
    2. на з-\ с-.
    1) Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть. (слова написаны на доске)
    Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать,расделить, рассердиться, восдать, разпределить.
    
    2) 1) Творческий диктант. 
    Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) Распределить в два столбика: без-, бес- 
    1. Ребенок без забот (беззаботный) 
    2. Небо без звезд (беззвездное) 
    3. Жидкость без цвета (бесцветная) 
    4. Дорога без конца (бесконечная) 
    5. Плач без звука (беззвучный) 
    6. Движение без шума (бесшумное) 
    7. Шоколад без вкуса (безвкусный) 
    8. Вход без платы (бесплатный) 
    9. Ребенок без помощи (беспомощный) 
    10. Океан без предела (беспредельный) 
    11. Облако без формы (бесформенное) 
    12. Пустыня без воды (безводная) 
    
    3. Пре-при
                                       Диктант на замену
    Замените данные слова  или выражения одним словом с приставкой пре-,при-
    1) Место стоянки судов (пристань). 
    2) Исключительное право(прерогатива)
     3) Глава государства (президент)
    4) Первенство (приоритет)
    5) Подарить (презентовать)
    6) Граница (предел)
    7)Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)
    8)Купить (приобрести)
    9) Затруднение (препятствие)
    10) Предисловие (преамбула)
    11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)
    12)Льгота (привилегия)
    13) Помеха (препятствие)
    14)Легенда (предание)
    15)Продолжатель (преемник)
    16)Первое представление (премьера)
    
     После выполнения заданий на доске появляется обобщающая таблица:
    
    - Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с-. Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка.( н-р, отдать[ аддат’]).
    А вот приставки на з-, с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).
    V. Буквы  И, Ы после приставок
    1.Слово учителя
    Вдруг раздался страшный рык-
    Это «Ы» прогнало «И»
    От приставок на согласный:
    Был тут «иск» - стал «розЫск».
    Ясно?!
    Лишь исключение «взИмать»
    С буквой «И» надо писать. 
    Приставки –иностранки:
    ДЕЗ-               ИН-
    КОН-               КОНТР-
    ПАН-              ПОСТ-
    СУБ-                ТРАНС-
    СУПЕР-            РЕ-
    А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) -
    Все дамы странные, 
    Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),
    В «И» влюбленные!
    Ты внимательно смотри:
    После «иностранок» - «И»
    К ним примкнули «наши» СВЕРХ-, МЕЖ-
    СВЕРХИзысканнее всех!
    СВЕРХИскусно, СВЕРХталантливо 
    Дружат с «И» они, галантные.
    В сложносокращенных словах сохраняется «И»:
    медИнститут 
    госИздат 
    финИнспектр 
    санИнспекция 
    самИздат
    
    
    2)Буквенный диктант.
    1. Два месяца он отлично раз_грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)
    2. Ну что, до_грался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)
    3. У черных есть определенная контр_гра на ферзевом фланге. 
    4. Раздражали меня пуще всего эти без_мянные письма. (Ф. М. Достоевский)
    5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_нтересное.
    6. Ему, впрочем, небез_звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)
    7. Вот тот пиджак, что вы раз_скиваете, посмотрите, он даже не помялся. ( Н. В. Гоголь)
    8. Посему письма сии показались мне не совсем без_нтересными. (Ф. М. Достоевский) 
    9. Они как-то очень странно видо_зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)
    10. А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, без_сходном мраке... (А. и Б. Стругацкие)
    переездов с места на место.
    
    VI. Подведение итогов. 
    На какие группы делятся приставки?
    - Какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при-, пре-) Почему? (очень много слов на запоминание).
    VI. Домашнее задание         Теоретический материал на с.87-92, упражнения 144,148.
     

    Автор(ы): Мифтахова Л. З.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc