Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

17 Правописание падежных окончаний, суффиксов имён прилагательных, сложных прилагательных (Давыдова Г. Д.)

Текст урока

  • Конспект

     Урок №17
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: «Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013
    Уровень обучения: базовый
      Тема: Правописание падежных окончаний, суффиксов имён прилагательных, сложных прилагательных. 
    На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология и орфография» данный  урок  №10.
    Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием падежных окончаний, суффиксов имён прилагательных, правил правописания сложных имён прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. 
    Задачи урока:
    Образовательные: повторение и углубление ранее полученных знаний по теории, выявление особенностей качественных, относительных и притяжательных прилагательных, рассмотрение способов образования сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, определение  морфологических признаков данной части речи.
    Развивающие:актуализация  знаний  в области грамматических норм имен прилагательных, развитие     познавательного интереса к изучению языка, развитие мышления и творческих способностей учащихся.
    Воспитывающие: формирование речевой грамотности, мировоззрения учащихся, коммуникативных навыков.
    Планируемые результаты:
    Учащиеся должны знать:
    - правописание падежных окончаний и суффиксов имён прилагательных;
    - правописание сложных имен прилагательных;
    - выполнять морфологический разбор имени прилагательного.
    Учащиеся должны уметь:
    - мотивировать свой выбор при написании окончаний и суффиксов имён прилагательных;
    - различать дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных, а также отличать сложные имена прилагательные, пишущиеся через дефис от словосочетаний наречие + прилагательное, пишущиеся раздельно.
    Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы): интерактивная доска, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1.Методическое пособие «Тематическое планирвание. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной«Русский язык. 10 -11 классы»-М.: «Русское слово», 2014г.
    2. Д.Н.Ушаков, С.Е Крючков. Орфографический словарь. -  М., 2002г.
    3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка.- М., 2004 г.
    
    Содержание урока:
    
    I.Организационный момент. 
    II. Проверка домашнего задания.
    III. Рубрика «Готовимся к ЕГЭ»  (задания проецируются на доску).
    Вариант 1.
    1. Какое лексическое значение имеет слово «многознаковость» в предложении ?
    Основной недостаток иероглифического письма - его многознаковость и сложность.
    а) то же, что и многозначность;
    б) свойство системы письма, в которой используется большое количество разных знаков;
    в) свойство системы письма, при которой один и тот же знак используется для разных целей;
    г) система, при которой для обозначения одного и того же понятия используется несколько знаков.
    
    2. Какое слово синонимично слову «ложный» в предложении?
    Астрологи прошлого во многом заблуждались, ими руководила ложная цель, на осуществление которой и сосредоточивались их усилия.
    а) фальшивый;	в) лживый;
    б) ошибочный;	г) несправедливый. 
    
    
    Вариант 2
    1.В каком значении употреблено слово «оригинал» в предложении?
    Москва, находившаяся в постоянной оппозиции к чиновному Петербургу, всегда славилась оригиналами.
    а) подлинник (не копия) чего-либо;
    б) самостоятельный, не склонный к подражанию;
    в) человек, старающийся выделиться внешним видом или манерами среди окружающих;
    г) своеобразный, не похожий на других человек.
    
    2. В каком предложении вместо слова «суетливый» нужно употребить слово «суетный»?
    а) И в будни, и в праздники набережная была заполнена суетливой толпой.
    б) Наш герой принадлежал к людям, которые думают только о возвышенном и презирают 
    суетливые заботы о хлебе насущном.
    в) Новичков, только что принятых на работу, можно было сразу узнать по неловким, 
    суетливым движениям.
    г) Катер подошел к причалу, началась шумная и суетливая посадка.
    
    IY.Этимологическая разминка.
    - Являются ли историческими родственниками пары слов?
    Дохнуть - дышать, край - раскроить, лопать - лапоть, пять - пунш, прах - порох, перстень - перчатка, металл - метать, кров - крыша, рубль - рубить, риск - рис, утеха - тихий, улитка - улей.
    Примечание. При выполнении разминки желательно иметь этимологический словарь. Учащиеся анализируют слова, доказывают свою точку зрения. Затем идет проверка по словарю.
    	
    Y. Проверочная работа.
    Диктовка учителя с выделением условий выбора орфограмм.
    Булочник, здоровьечко, имечко, рассказчик, меньшинство, толщина, человечище, соломинка, стрельбище, смазчик, шарманщик, меховщик, сватьюшка, семечко, чайничек, толкотня, ларчик, именьице, текстильщик, свояченица, жижица, учрежденьице, характерец, лужица, теснота, ширина, упаковщик, банщик, свежесть, новизна, студенчество, листочек, футлярчик, Сонечка, горюшко, человечишко.
    
    
    Поставить слова в форму Р. п.
    Дыня, пашня, купальня, жаровня, бойня, барышня, яблоня, дно, простыня, кочерга.
    
    YI. Работа с теоретическим материалом с последующим закреплением.
    
    Тема 1. Правописание окончаний имён прилагательных.§37  Работа с учебником.
    Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом и выполняют упражнение 205. (Задание: допишите окончания прилагательных).
    В результате работы над таблицей учебника (с.133) учащиеся приходят к выводу, что правописание окончаний прилагательных зависит от вопроса, который нужно правильно задать от определяемого существительного.
    Тема 2. Правописание суффиксов имён прилагательных.
    1.Самостоятельная работа с материалом §38-39.
    Задание – составить опорный конспект. Особое внимание учащихся следует обратить на правописание суффиксов прилагательных, вынесенных в тесты ЕГЭ: -ев-—-ив-, -ов-, -чив- - лив-, -оват- - -еват-,-овит- - -евит-, -оньк- - -еньк-. 
    Исключения в правописании суффиксов –ев---ив---ов- легко запомнить с помощью стихотворения:
    Незлобивый поэт,
    Юродивый почти,
    Для милостивых дам
    Сумел слова найти.
    - От каких частей речи могут быть образованы прилагательные с помощью суффиксов, содержащих н и нн?
    2. Работа над алгоритмом различения отглагольных прилагательных и причастий с использованием следующей таблицы:
    Отглагольные прилагательные
    Признаки
    Причастия
    -н-
    Нет
    Груженый вагон
    1.Приставки, кроме не-
    -нн-
    Есть
    Разгруженный вагон
    Гружённый углем вагон
    
    2.Суффиксы –ова- -ева-
    
    
    3.Зависимые слова
    
    
    4. Образованы от глаголов совершенного вида
    
    
    Запомнить: названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок, Прощеное воскресенье, конченый человек
     Таблицы могут быть распечатаны, выведены на интерактивной доске или в презентации без примеров.
    Задание: пользуясь материалом учебника, объяснить содержание таблиц и заполнить их примерами.
    В результате проделанной работы таблицы выглядят следующим образом.
    -н-
    -нн-
    Прилагательные, не образованные от других частей речи. Например:юный, синий.
    Прилагательные, образованные от существительного с основой на –н с помощью суффикса –н-. Например: лимонный
    Прилагательные с суффиксами –ин-, -ан-, -ян-. Например: орлиный, кожаный.
    Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.
    Прилагательные с суффиксами –енн-,-онн-Например, вещественный.
    Исключение:ветреный, но безветренный.
    
    
    Правописание –н- и –нн- в суффиксах кратких прилагательных
    В кратких прилагательных –н- и –нн- пишутся в соответствии с полной формой
    Например: травы зелены.
    Например: поляны пустынны.
    
    -Какие теоретические сведения не нашли отражения в таблицах? (Правописание суффиксов прилагательных, зависящих от значения: масляный – масленые.
    3.Первичное закрепление материала.
     1) Анализ упр.207, 208, 209 (устно). В ходе их выполнения учащиеся отрабатывают алгоритм выбора правильного написания суффикса. Учителю следует обратить внимание на правописание слов-исключений: милостивый, юродивый.
    
    2)Выборочный диктант. Выписать имена прилагательные, выделить их суффиксы.
    1.Это был мальчик усидчивый и серьезный, на переменах он ходил одинокий и задумчивый. 2.Зимою здесь общество было серенькое, неинтересное. 3.В сентябрьские вечера бывают какие-то особые, задумчивые закаты. 4.На рыжеватую щетину сжатых полей падает первый снег.5. Вместе с мальчиками удил рыбу вихрастый, веснушчатый офицер..6. Белая глянцевая бумага на морозе обжигала пальцы. 7.Мы переехали по бревенчатому мосту через узенькую речонку. 8.На чисто вымытом дощатом полу кружком расселись ребятишки. 9.Дорога проходила песчаным берегом. 10. У каждого экскурсанта за плечами был вещевой мешок. 11.Всю округу припорошило лёгоньким снежком.12. Он весь какой-то сладенький, тихонький. Его так и хочется потрепать по нежненькой щёчке. 13.Государь милостив, авось поможет бедненьким юродивым. 14.Смугловатый цвет его лица показывал, что он давно знаком с закавказским солнцем. 15.Был январский ясный день, всюду сверкало серебряное солнце. 16.По обе стороны дороги мелькали черепитчатые крыши домов. 17.На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка.
    
    3).Составление связного текста. Составить 4 – 5 предложений, используя изучаемые орфограммы. Задание можно дать по рядам. Например, 1 ряд - правописание суффиксов –ев- - -ив- - -ов-, 2 ряд - -оват- - -еват- - -овит- - -евит-, 3 ряд - -чив- - -лив- , -оньк- - -еньк-, -к- - -ск-.
    Тема 3. Правописание сложных  имён прилагательных§40. 
    1. Работа с текстом (текст выведен на интерактивной доске, в слайде презентации или распечатан для каждого ученика).
    Хорош сосновый бор осенним днём! Идёшь по темному, сказочно-прекрасному лесу - точно огромные свечи возвышаются над головой. Толстым слоем медно-бурой хвои накрылась земля. Через песчаную дорогу протянулись длинные паукообразные корни. Серебряным мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются ярко-зеленыелистики брусники, а среди них – темно-красные ягоды.Через зеленоватые вершины пробиваются багряные лучи невысокого солнца. Золотисто-солнечные зайчики касаются могучих стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придаёт бору причудливо-таинственный вид.Тишина в старом сосновом бору. Пахнет смолой. Но вот с северо-западной стороны потянул резкий ветер, и зашумели сказочные великаны.
    -Прочитать выразительно текст, определить тему и идею, тип и стиль речи.
    -Пользуясь §40 учебника, объяснить правописание выделенных прилагательных.
    Выводы:
    -Когда сложные прилагательные пишутся слитно?
    -Когда сложные прилагательные пишутся через дефис?
    -Какие теоретические положения учебника не нашли отражения в тексте? Привести свои примеры.
    -В чем особенность правописания слов с первой частью общественно-
    2. Закрепление.
    1. Упр. №219  (коллективно).
    2.Образуйте прилагательные способом сложения. (Возможна работа с интерактивной доской или со слайдом презентации). Составьте словосочетания с получившимися словами.
    Роман Жюля Верна, природа Дальнего Востока, человек высокой нравственности, дом в десять этажей, паруса разного цвета, дубняк низкого роста, выработка средняя за год, литература Древней Руси, вкус сладкий и кислый, собрание отчетное и выборное, напечатанный на машинке текст, факультет физики и математики, горы на Западном Сахалине, дорога с узкой колеей, звук смычной и взрывной.
    3.Осложненное списывание. Выпишите сначала словосочетания, в которых прилагательные пишутся через дефис, затем –словосочетания, в которых прилагательные пишутся слитно. Какие словосочетания не выписали? Почему?
    (Профессорско) преподавательский состав, (детски )наивные высказывания, (хозяйственно) полезная деятельность, (скоро) портящиеся продукты, (легко) растворимое лекарство, (микро)волновая печь, (низко) оплачиваемый труд, (остро) дефицитные материалы, (прямо) пропорциональные величины, (рекламно) издательский отдел, (сердечно) сосудистая система, (иссиня) черные волосы, (намеренно) резкий отказ, (крупно) блочное строительство, (общественно) исторический факт, (много) сторонний договор, (сверлильно) фрезерный станок, (научно) популярный журнал, (поле) защитные насаждения, (рельсо) прокатный стан, (вечно) зеленые деревья, (выпукло) вогнутая линза, (финансово) кредитная политика, (чисто) французское произношение, (тонко) молотый кофе.
    V. Подведение итогов урока.
    - С каким орфографическим материалом вы познакомились на уроке?
    - Что было для вас новым?
    - Что оказалось наиболее трудным?
    - Как знание состава слова помогает выбрать верное написание? Покажите на примерах.
    -Когда сложные прилагательные пишутся слитно, через дефис, раздельно?
    -В чем особенность правописания слов с первой частью общественно-?
    VII . Домашнее задание: §37 – 41, приготовиться к диктанту из слов- исключений, упр. 220, 221 (по заданию).
    YIII. Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание.
     

    Автор(ы): Давыдова Г. Д.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx