Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: «Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г. Базовый уровень обучения. Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных, суффиксов, сложных имён существительных. На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология и орфография» данный урок №8. Цель урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания падежных окончаний, гласных в суффиксах имён существительных, закрепить навыки правописания сложных имён существительных, навыки аналитической работы со словом как частью речи; развивать умение работать с различными источниками; воспитывать уважительное отношение к слову;систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных. Задачи урока: Образовательные: систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных; совершенствовать умения и навыки правописания существительных с целью подготовки к ЕГЭ. Развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы; развивать различные виды внимания;совершенствовать умения аккуратно и грамотно писать в тетради;формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся. Воспитывающие:способствовать формированию ответственного, заинтересованного отношения к процессу обучения; воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу. Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: - род, число, падеж и склонение имён существительных; -правописание падежных окончаний и суффиксов имён существительных; -правописание сложных имён существительных; - исключения из правил, а также вариантные написания некоторых суффиксов. Учащиеся должны уметь: - применять известные правила на практике; -использовать приемы работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний и суффиксов имен существительных; - не ошибаться в написании окончаний и суффиксов имен существительных. Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы): интерактивная доска, проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.Методическое пособие «Тематическое планирвание. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной«Русский язык. 10 -11 классы»-М.: «Русское слово», 2014г. 2. Д.Н.Ушаков, С.Е Крючков. Орфографический словарь. - М., 2002г. Ход урока: 1.Организационный момент. Проверка домашнего задания. II.Проверочный словарный диктант(проецируется на доску с пропусками букв). Вариант 1 Дальний Восток, созвездие Малая Медведица, мезозойская эра, гомерический смех, представители символизма, ветераны Великой Отечественной войны, Полтавская битва, крымское побережье, Белорусский государственный университет, решение Европарламента, абсолютный чемпион мира, булгаковский роман «Мастер и Маргарита», Совет Безопасности ООН, Викин магнитофон, Всеобщая декларация прав человека, стиль барокко. Проверочный словарный диктант Вариант 2 Бородинское сражение, туманность Андромеды, юрский период, знаменитый акмеист, Великая французская революция, Владимир Красное Солнышко, Крымская война, полтавские улицы, есенинская поэма «Анна Онегина», Госдума, Иванова книга, премьер-министр Индии, мыс Доброй Надежды, Верховная рада Украины, ариаднина нить, тургеневская проза, Дворец конгресса, Книга рекордов Гиннесса. III. Знакомство с темой, целями урока.Правописание падежных окончаний имен существительных, суффиксов, сложных имён существительных». Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков. 1.Сообщение ученика. Тема 1. §33.«Правописание окончаний Е и И в падежных формах единственного числа» Тип скл. Падеж 1скл. 2скл. 3скл. на -ий на -ие на -ия Р.п. -и - -и - - -и Д.п. -е - -и - - -и П.п. -е -е -и -и -и -и 1)Правописание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения существительного: - к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, - Я (лампа, юноша); - ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончаниями –О, - Е и существительные мужского рода с нулевым окончанием (окно, море, врач); - к 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием (рожь, дочь). 2. Сущ. м. и ср.р. с суффиксом –ищ- в им. П. ед. ч. имеют окончание –е, сущ.ж. р. - -а, например: домище, ведрище, жарища. 3. Сущ. с суффиксами –ушк-, -юшк-, -ышк-,-ишк- в им.п. ед. ч. имеют окончание –а, если это одушевлённые существительные м. р. или ж. р., например: сынишка, братишка, матушка. Окончание –о характерно для неодушевленных существительных м.р. и ср. р., например: домишко, крылышко. 4. У существительных на –ья, ье, имеющих в им.п. ед. ч. ударение на основе, в род. П. мн.ч. пишется –ий: певунья – певуний, поместье – поместий; если же они в им. П. ед. ч. имеют ударение на окончании, то в род. П. мн. Ч. пишется –ей: семья, - семей, ружьё – ружей. Исключение: копьё – копий. 5.Существительные всех трёх родов с основой на –и в пр. п. ед. ч. имеют окончание –и, например: в санатории, об армии, на здании (но на острие-под ударением). У существительных ср.р. на –ье в пр. п. ед. ч пишется –е, например: Подмосковье –вПодмосковье, платье - в платье. Исключение: в забытьи – под ударением. Сущ. ж. р. 3-го скл. В этой форме имеют окончание –и: на печи. 6. Русские фамилии на –ов (-ёв), -ев, -ин, -ын в тв. п. ед. ч. имеют окончание –ым, например: Ивановым, Сергеевым, Спицыным. Названия населённых пунктов на –ов, -ев,-ово, -ево, -ын, -ин в тв. п. имеют окончание-ом, например: под Царицыном, под Сормовом, под Бородином. Иностранные фамилии, оканчивающиеся на –ов, -ин, имеют окончание –ом, например: Дарвином. 2. Слово учителя. Стилистические нормы. Варианты падежных окончаний. (См. учебник на с.112-114). 3.Первичное закрепление материала. 1. Дифференцированное задание. 1 вариант - упражнение 170. Более слабым учащимся предлагается переписать слова, выделить основу, окончание, определить тип склонения. 2 вариант - упражнение171. Более сильным учащимся предлагается образовать дат. П. и пр. п. мн. ч. от предложенных форм. 3 вариант - наиболее слабым учащимся предлагается переписать слова, объяснить правописание окончаний. 4.Физминутка. 5. Работа с теоретическим материалом. Тема 2 §34. Гласные в суффиксах имён существительных. 1) Самостоятельная работа с учебником. Чтение, составление таблицы. Примечание.Таблица может составляться учащимися самостоятельно по ходу чтения учебника. Учитель может предложить вариант динамичной таблицы. В этом случае (на выбор учителя) заполняем одну графу таблицы, остальное — задача учащихся. При этом желательно, чтобы шапка таблицы была у каждого ребенка. 6.Первичное закрепление материала. 1) Упражнение 183. Вставьте пропущенные буквы, объясните. 2) Упражнение 184. Образуйте существительные с суффиксами –иц-, -ец-. Объясните написание слов. 3) Упражнение 190. Образуйте существительные с суффиксами –чик- или –щик-.Объясните написание слов. 7.Работа с теоретическим материалом. Тема 3 §35. Правописание сложных имён существительных. 1) Самостоятельная работа с учебником. 8.Первичное закрепление материала. 1) Упражнение 194. Работа с орфографическим словарём. «Слитно или раздельно?» 2) Упражнение 196. Вставьте буквы. Сделайте морфологический разбор выделенных имён существительных. IY. Подведение итогов урока. 1. Расскажите о правописании окончаний имён существительных. 2.Расскажите о правописании суффиксов имёнсуществительных. 3. Расскажите о слитном и дефисном написании сложных имён существительных. Y. Домашнее задание:§33-35; упражнение 195 (по заданию); ответить на вопросы и задания на с.126. YI. Оценивание.
Автор(ы): Давыдова Г. Д.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx