Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема урока: Правописание гласных после шипящих и Ц. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 2-ый урок в разделе «Морфология и орфография» Задача урока: формировать представление о правописании гласных после щипящих и Ц. .Цели урока. 1.Обучающие: Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в разных частях слова; организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в практике письма орфограммы, связанные с правописанием гласных после шипящих. 2.Развивающие:Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы; развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно- следственные связи, систематизировать, обобщать; развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения:. 3.Воспитывающие:.Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры. Техническое обеспечение урока: проектор, экран, раздаточный материал. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания Домашнее упражнение объясняется по цепочке. Одновременно несколько человек работают с карточками. Задание к карточкам: вставить пропущенные буквы, указать условия выбора орфограмм (к словам с проверяемой безударной гласной подобрать проверочное слово, к словам с чередующимися гласными в корне укажите условия выбора орфограммы). Карточка 1. Скл...нение существительных, прид...раться по пустякам, вым...кнуть под д...ждем, сильно встр...хнуть, газовая г...релка, р...шить ур...внение, почтенный возр...ст, ок...заться рядом, глубокое впеч...тление, прол...гать путь, п...тно на одежде, прот...реть зеркало. Карточка 2. Отл...жить, все д...ла, испуганно см...лкать, соб...рательный образ, быстро прибл...жаться, легко угов...рить, неприк...сновенный запас, прозрачно нам...кать, широкая р...внина, пром...каемая бумага, сг...реть со стыда, хорошее нач...наник, острый пл...вник. Карточка 3. Прекл...няться перед талантом, знаменитый п...вец, предл...жить погулять, р...вноправные партнеры, сл...гка заг...реть, загл...нуть к друзьям, пож...нать пл...ды, м...кать сухари в мол...ко, ст...н...виться взрослым, начинающие пл...вцы, серьезные оп...сения, выр...сли а саду. III. Повторение изученного. Перед вами на экране текст. Прочитаем, определим тему и идею. Французский п…сатель Жюль Верн завоевал такую славу, что и в наши дни её отблеск оз…ряет оба полушария. В своих мечтах он видел смутные оч…ртания бл…стающей грядущеё жизни. Его слава всё возр…стала, и целый дождь писем падал на специальный стол его к…бинета, распол…женного в уед…нённой башне. Действительность перер…сла мечты Жюль Верна. К.Андреев. Тема – слава Жюль Верна. Идея – выражение восхищения великим писателем, его талантом, способностью мечтать, предвидеть будущие научные открытия. Мы изучаем правописание гласных в корне. Объясните правописание пропущенных гласных в корнях слов. IV. Целеполагание. Актуализация знаний. 1. Запишите число и тему урока. 2. Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока. Чему вы будете сегодня учиться на уроке русского языка? Цель нашего урока – систематизировать знания о правописании гласных после шипящих. Вспомните, какие буквы в русском языке относятся к шипящими? Их всего четыре – Ж, Ш, Ч, Щ. V. Работа с учебником. Изучите пункт 1 параграфа 21. Сделайте вывод, какие гласные пишутся после шипящих и какие не пишутся. VI. «Буквы А, У, И после шипящих»-слайды VII. Практическая работа. Закрепление знаний. Отработка умений и навыков. Работа с раздаточным материалом – обучающие карточки. 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по трём группам: А, У, И после шипящего. Площ…дка, ч…ть-ч…ть, ш…ло, прощ…й, щ…пальца, ж…раф, веснушч…тый, ж…знь, щ…риться, ч…йник, ч…ждый, крич…ть, ч…ткий, ч…нный, расш…рить. Самопроверка – ключ на экране. Какие есть вопросы по написанию? Кто полностью справился с орфографической задачей, не допустил ошибок? А У И Площадка, прощай, веснушчатый, чайник, кричать. Чуть-чуть, щупальца, щуриться, чуждый, чуткий. Шило, жираф, жизнь, чинный, расширить. VIII. Составление таблицы о,е,ё после шипящих IX. Закрепление знаний. Отработка умений и навыков. Практическая работа. Работа по обучающим карточкам. 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Уч...ный, ш...фёр, ш...лк, деш...вый, ч...лка, ш...рстка, ш...колад, печ...нка, ш...ссе, пш...нный, зач...с, щ...лочь, Печ...рская лавра, река Иж...ра, ж...сткий, ч...рствый, ч...рточка, крыж...вник, щ...тка, чащ...ба, ш...рох, ш...мпол. 2. Работа с учебником. Закрепим правила, связанное с дифференцирующим написание О-Ё после шипящих. Упражнение 110 (с. 74) устно. Прочитайте предложение, объясните выбор Ё-О после шипящих. X. Гласные после шипящих за корнем суффиксах и окончаниях-слайды XI.Буквенный диктант. 1.Выпишите номера слов, в окончаниях которых пишется О. 1 стеллажом 6 престижем 11 дремучего 2 неучем 7 парчой 12 сажей 3 колючего 8 колючего 13 борщом 4голышом 9 печёшь 14 певучего 5 свечой 10 ключом 15 Ильичом Самопроверка – ключ на экране: 1, 4, 5, 7, 10, 13, 15. Кто выписал правильно все слова? Кто допустил 1-2 ошибки? В каких словах? Объясните их написание. XII. Комплексное применение знаний и способов действий. Работа по контролирующим карточка с разноуровневыми заданиями. -У вас в контролирующих карточках три вида заданий. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его. Работа по контролирующим карточкам. А. Вставьте пропущенные буквы. Сощ…риться, старич...к, ретуш...р, ж…вотное, освеж...нный, ж…лудь, со стаж...м, волч…нок, заверш...нный, ч…совщик, камеш...к, каланч...вый, распаш...нка, кулач...к, лавч...нка, ш…повник, тысч...нка, ш…номонтаж, подворотнич...к, ч…мазый, ноч…вка, изж…га, ж…ри, ш…лковый, ч…тки. Б. Выполните тестовые задания. 1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? а) ж…кей б) уч…ба в) ш…винизм г) крыж…вник 2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? а) камыш…вый б) беч…вка в) свеж…го г) стаж…р 3. В каком примере на месте пропуска пишется буква Ё? а) этаж…м ниже в) ч…тко обозначить б) слышимый ш…рох г) извилистая реч…нка 4. В каком ряду во всех словах пропущена буква О? а) прич…ска, ж…лтый, чащ…ба б) струч…к, смеш…н, борж…ми в) чуж…й, переш…л, ж…нглёр г) ч…рный, туш…нка, больш…й 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Ё? Ж(1)лто-бурые щ(2)тки жнивья глядели голо и холодно в сумерках, и только ч(3)ртополох силой засел на межах с ч(4)рно-ж(1)лтыми пуговками ржавой дикой рябинки. А) 1, 2, 3 б) 1, 2, 4 в) 2, 3, 4 г) 2, 3 Ответы: 1. 2. 3. 4. 5. В. Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки: выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения. Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, беч...вка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., свеж..., зеркальц...м, юнц...м, ж...лтый, румянц...м, реш...тка, ж...сткий, уж...м, ремеш...к, финиш...м, реч...нька, реч...нка. От чередования От ударения 3. Самопроверка. Ключи к заданиям и критерии оценки на экране. А. Вставьте пропущенные буквы. СощУриться, старичОк, ретушЁр, жИвотное, освежЁнный, жЁлудь, со стажЕм, волчОнок, завершЁнный, чАсовщик, камешЕк, каланчОвый, распашОнка, внучОк, лавчОнка, шИповник, тысчОнка, шИномонтаж, подворотничОк, чУмазый, ночЁвка, изжОга, жЮри, шЁлковый, чЁтки. 0 ошибок – «5»; 1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3» Б. Ответы: 1. б; 2. а; 3. в; 4. б; 5. б. 0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3» В. Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки: выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения. Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, ч…лка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., ж...лтый, мираж…м, реш...тка, ж...сткий, пищ…й, ремеш...к, финиш...м, реч…нка. От чередования От ударения Жёлуди, чёрствый, шёпот, чёлка, пощёчина, причёска, жёлтый, решётка, жёсткий, Каланчой, кирпичом, неудачей, орешек, лавчонка, ковшом, рубашонка, саранчой, горячо, жгуче, миражом, пищей, ремешок, финишем, речонка. 0 ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки – «3» XIV. Подведение итогов урока. XV. Домашнее задание. На выбор учащегося. А. Параграф 21, упражнение 108. Б. Параграф 21, упражнение 111. В. Параграф 21, упражнение 112.
Автор(ы): Мифтахова Л. З.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc