Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

7 Понятие морфемы. Состав слова. Словообразовательные словари. Словообразование

Текст урока

  • Конспект

     
    
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Понятие морфемы. Состав слова. Словообразовательные словари. Словообразование.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в разделе «Служебные части речи»
    Цели урока: формировать представление о морфемах, морфемном и словообразовательном разборе слова.
    Задачи урока:
    1.Образовательные:
    Обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного анализов.
    2.Развивающие:
    Развивать умение безошибочно выполнять типичные задания ЕГЭ, связанные с разделом «Морфемика и словообразование»), различать морфемы в составе слова и выделять их значения, определять средства и способы образования слов.
    3.Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: сборники КИМов для подготовки к ЕГЭ
    
    Ход урока
    1. Оргмомент
    2.Повторение изученного
    1.	Орфоэпическая разминка
    - Спишите слова, распределяя по группам в зависимости от морфемы, на которую падает ударение.
    Брала, кремень, доверху, создала, кровоточащий, каталог, эксперт, затемно, добралась, банты, заняли балованный, согнутый, кормящий, начав, занята.
    	БралА, создалА, добралАсь. занятА.
    	КремЕнь, каталОг, экспЕрт, бАнты.
    	КровоточАщий, балОванный, кормЯщий, начАв. 
    	ДОверху, зАтемно, зАняли, сОгнутый.
    -Зачитайте группы слов,  которые вы записали. 
     3.Работа по теме урока
    1.  Теоретическая разминка
    - Какая наука изучает части слова?
    - Что такое морфема?
    - Какие морфемы существуют в русском языке?
    - Дайте определение морфемам: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
    - Какие морфемы  участвуют в образовании новых слов?
    
    2.Работа с таблицей «Способы словообразования».
    - Назовите способы словообразования ( читают с примерами).
    
    Способы словообразования
    Примеры
    Приставочный
    Важный → преважный
    Суффиксальный
    Жук → жучок
    
    
    Приставочно-суффиксальный
    Окно → подоконник
    Бессуффиксный
    Повторить →повтор
    Сложение
    Сено + косилка → сенокосилка
    Переход одной части речи в другую
    Прошёл мимо (наречие) →
    мимо школы (предлог)
    
    3. Рассмотрим менее знакомые способы образования слов:
    а) бессуффиксный – образование новых слов без добавления суффикса;
    б) запишите под диктовку и образуйте новые слова
    широкий → ширь;
    глубокий → глубь;
    поливать → полив;
    выходить → выход.
    (таким способом чаще всего образуются существительные от глаголов и прилагательных).
    в) переход слов из одной части речи в другую (пример из таблицы)
    г) сложные случаи (с комментарием учителя):
    иногда наречия типа бесчувственно, безболезненно, досроч-
    но ошибочно относят то к приставочному, то к приставочно-суффиксальному способу образования.
    Помните, что обычно производящей основой для наречия является основа имени прилагательного:
    бесчувственн(ый) → бесчувственно
    безболезненн(ый) → безболезненно
    досрочн(ый) → досрочно
    Здесь суффиксальный способ образования.
    - слова железобетонный, водопроводный, рыболовство ошибочно относят к способу сложения, однако это суффиксальные образования от соответствующих сложных слов:
    железобетонный ← железобетон ← железо, бетон;
    водопроводный ← водопровод;
    рыболовство ← рыболов.
    есть немного слов, образованных сложением основ с одновременным
    присоединением суффикса:
    черн(ая) смородин(а) → черносмородинный;
    пили(ть) лес → лесопилка.
    обратите внимание на слова, образованные приставочно-
    суффиксальным способом:
    безделје, взморје, Поволжје, перепутје
    (суффикс – ј – виден только в фонетической записи).
    Итак, обращение к типичным и сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет избежать возможных ошибок, подготовит к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку.
    4.  Орфографическая работа 
     - Прочитайте внимательно текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы в морфемах.
           Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке присел  на ж..сткий  диван  и стал пить  деш..вый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
     - Объясните, в каких морфемах встретились орфограммы? 
    5. Словообразовательный анализ – работа у доски
    -Назовите слова, образованные приставочным, суффиксальным, приставочно - суффиксальным способом, сложением основ. Выпишите эти слова в тетрадь. Приведите примеры слов, образованных бессуффиксным способом.
    присесть - приставочный
    ш..лковый, одежонка – суффиксальный
    изредка – приставочно - суффиксальный
    самовар – сложение основ.
    приговор, расчёт – бессуффиксный
    IV. Подведение итогов. 
    
    - Какие понятия морфемики и словообразования вы вспомнили на уроке?  Для чего необходимо знание морфем?
    
    V. Домашнее задание
    Теоретический материал на с.42-56, упражнение 74
    
     

    Автор(ы): Анисимова Т. К.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx