Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема: Понятие морфемы. Состав слова. Словообразовательные словари. Словообразование. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в разделе «Служебные части речи» Цели урока: формировать представление о морфемах, морфемном и словообразовательном разборе слова. Задачи урока: 1.Образовательные: Обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного анализов. 2.Развивающие: Развивать умение безошибочно выполнять типичные задания ЕГЭ, связанные с разделом «Морфемика и словообразование»), различать морфемы в составе слова и выделять их значения, определять средства и способы образования слов. 3.Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка. Техническое обеспечение урока: проектор, экран. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: сборники КИМов для подготовки к ЕГЭ Ход урока 1. Оргмомент 2.Повторение изученного 1. Орфоэпическая разминка - Спишите слова, распределяя по группам в зависимости от морфемы, на которую падает ударение. Брала, кремень, доверху, создала, кровоточащий, каталог, эксперт, затемно, добралась, банты, заняли балованный, согнутый, кормящий, начав, занята. БралА, создалА, добралАсь. занятА. КремЕнь, каталОг, экспЕрт, бАнты. КровоточАщий, балОванный, кормЯщий, начАв. ДОверху, зАтемно, зАняли, сОгнутый. -Зачитайте группы слов, которые вы записали. 3.Работа по теме урока 1. Теоретическая разминка - Какая наука изучает части слова? - Что такое морфема? - Какие морфемы существуют в русском языке? - Дайте определение морфемам: приставка, корень, суффикс, окончание, основа. - Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? 2.Работа с таблицей «Способы словообразования». - Назовите способы словообразования ( читают с примерами). Способы словообразования Примеры Приставочный Важный → преважный Суффиксальный Жук → жучок Приставочно-суффиксальный Окно → подоконник Бессуффиксный Повторить →повтор Сложение Сено + косилка → сенокосилка Переход одной части речи в другую Прошёл мимо (наречие) → мимо школы (предлог) 3. Рассмотрим менее знакомые способы образования слов: а) бессуффиксный – образование новых слов без добавления суффикса; б) запишите под диктовку и образуйте новые слова широкий → ширь; глубокий → глубь; поливать → полив; выходить → выход. (таким способом чаще всего образуются существительные от глаголов и прилагательных). в) переход слов из одной части речи в другую (пример из таблицы) г) сложные случаи (с комментарием учителя): иногда наречия типа бесчувственно, безболезненно, досроч- но ошибочно относят то к приставочному, то к приставочно-суффиксальному способу образования. Помните, что обычно производящей основой для наречия является основа имени прилагательного: бесчувственн(ый) → бесчувственно безболезненн(ый) → безболезненно досрочн(ый) → досрочно Здесь суффиксальный способ образования. - слова железобетонный, водопроводный, рыболовство ошибочно относят к способу сложения, однако это суффиксальные образования от соответствующих сложных слов: железобетонный ← железобетон ← железо, бетон; водопроводный ← водопровод; рыболовство ← рыболов. есть немного слов, образованных сложением основ с одновременным присоединением суффикса: черн(ая) смородин(а) → черносмородинный; пили(ть) лес → лесопилка. обратите внимание на слова, образованные приставочно- суффиксальным способом: безделје, взморје, Поволжје, перепутје (суффикс – ј – виден только в фонетической записи). Итак, обращение к типичным и сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет избежать возможных ошибок, подготовит к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку. 4. Орфографическая работа - Прочитайте внимательно текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы в морфемах. Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке присел на ж..сткий диван и стал пить деш..вый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком. - Объясните, в каких морфемах встретились орфограммы? 5. Словообразовательный анализ – работа у доски -Назовите слова, образованные приставочным, суффиксальным, приставочно - суффиксальным способом, сложением основ. Выпишите эти слова в тетрадь. Приведите примеры слов, образованных бессуффиксным способом. присесть - приставочный ш..лковый, одежонка – суффиксальный изредка – приставочно - суффиксальный самовар – сложение основ. приговор, расчёт – бессуффиксный IV. Подведение итогов. - Какие понятия морфемики и словообразования вы вспомнили на уроке? Для чего необходимо знание морфем? V. Домашнее задание Теоретический материал на с.42-56, упражнение 74
Автор(ы): Анисимова Т. К.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx