Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема урока: Переход причастий в прилагательные и существительные, деепричастий- в наречия и предлоги Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 10-ый урок в разделе «Самостоятельные части речи» Цель урока: научить разграничивать причастия от прилагательных, деепричастия от наречий, уметь употреблять их в речи. Задачи: 1. Познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; переходом деепричастий в другие части речи. 2. Формировать навыки написания нн в причастиях и н в прилагательных, образованных от глаголов; умение отличать деепричастие от предлога и наречия. 3.Воспитывть познавательную активность учащихся на уроке. Планируемые результаты: учащиеся научатся разграничивать причастия от прилагательных, деепричастия от наречий, употреблять их в речи. Техническое обеспечение урока: проектор, экран. Ход урока. 1. Орг. момент 2. Проверка домашнего задания. 1.Фронтальный опрос учащихся - Что называется причастием и деепричастием? - Назовите глагольные признаки и признаки прилагательных у причастия. -Назовите признаки наречий у деепричастий. -Какие способы образования причастий и деепричастий знаете? 2.Работа у доски-1 ученик по упр.275 Р..зросся, ц..лины, ра..смот..т, каме..ой, ун..в..рситета, прот..кая. окаймле..а,песч..ной,разгнева..ое,увезе..а. -Назовите причастия, деепричастия. По какому признаку их выделили? 3. Орфографическая разминка (слайд)-класс Вставьте пропущенные буквы. Г..рлянда, с..луэт человека, коло(н, нн)а, к..литка, исти..ый п..триот, журавли..ый клин, вопреки миров..(з, зз)рению, , маши..ый, встреча..щие на вокзале, песча..ый, стру..ый, деревя..ый, государстве..ый, глиня..ый кувшин, ветре..ый день, шерстя..ой платок, ю..ый, оппозицио..ый. пече..ый(картофель),ра..матривал молча. 2.Определите части речи в выделенных словах. Почему возникли у вас затруднения? Какие задачи необходимо решить на уроке? 3. Изучение новой темы. 1. Переход причастий в прилагательные и существительные, -учитель. -Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями? Встечающие- кто?-имя существительное пече..ый(картофель)-какой?-отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида. -Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие(прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная(прил.) женщина). Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик Упражнение 267(Установите зависимость написания н-нн от того, к какой части относится слово)-комментированный диктант 2. Переход деепричастий- в наречия и предлоги Вопреки (чему?) миров..(з, зз)рению-производный предлог Благодаря, включая, исключая, спустя, несмотря на, не считая, невзирая на- случаи перехода деепричастий в производные предлоги. Рассматривал (как?) молча-наречие -Подумайте и скажите, сохранили ли выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными.(слайд) а) Поезд шел не останавливаясь. б) Она говорила об этом улыбаясь. в) Он говорил запинаясь. г) Они шли не торопясь. д) Он вбежал во двор крича. е) Шли вперед не оглядываясь. -Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются. Слайд-задание№1: Расставьте запятые. Деепричастия, выступающие в роли наречия, выделите. 1. Повинуясь он опустился в кресло. 2. Девочка смотрела не мигая за окно. 3. Только теперь он мечтал лёжа. 4. В хате он молча скучал целые сутки. 5. Насытившись ребята продолжили работу. 6. Страшная туча надвигалась не спеша. 7. Я жила припеваючи. 8. Спят журавли обычно стоя. 9. Взлетая жаворонок трепетал крылышками. 10. Прилетев гуси шумно опускаются на воду. Слайд-задание№2.Выпишите номера предложений, где деепричастие переходит в производный предлог.-цифровой диктант 1) Несмотря на свою молодость, в работе он не отстает от взрослых. 2) Он несся во весь дух, не смотря под ноги. 3) Несмотря на страшную слабость, он продолжал ползти. 4) Маленькие осинки побеждают даже траву и вырастают несмотря ни на что (Пришв.). 5) Несмотря на конец октября, солнце жгло невыносимо. 6) "Да, хорошо!" - так же тихо отвечала Ася, не смотря на меня (Т.).7. Работая.над правописанием, необходимо обратить внимание и на правильность употребления предлогов с существительными, предупреждая тем самым многочисленные речевые ошибки. 4.Подведение итогов урока. -Какие случаи перехода причастий и деепричастий в другие части речи повторили? В чем особенность перехода? 5.Домашнее задание. 1.Выпишите из различных источников по 2 примера перехода причастий и деепричастий в другие части речи 2. Инд. сообщение- слитное и раздельное написание деепричастий и производных предлогов
Автор(ы): Багданова О. Н.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc