Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

6 Орфоэпические нормы русского языка (Хамидуллина Г. Н.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Орфоэпические нормы русского языка
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час
    Место урока в системе уроков по теме  - 5
    Задачи урока:
    1.Образовательные: познакомить учащихся с особенностями русского ударения; формировать орфоэпические навыки в целях подготовки к ЕГЭ; повторить правописание Н и НН в причастиях.
    2. Развивающие: развитие речи учащихся, развитие творческих способностей, развитие логического мышления (умения анализировать и синтезировать).
    3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к русскому  языку, внимания к русской классической литературе.
    Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать и синтезировать орфоэпические нормы русского языка.
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран, компьютеры, диск с тестами, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 10-11 класс», авторы Н. Г. Гольцова,
    И. В. Шамшин). 
    
    Ход урока.
    1. Вступительная беседа. Постановка цели урока.
    -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать наш урок мне хотелось бы с небольшого отрывка. Представьте, что вы услышали, как кто-то говорит:
    « Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Для тортА хорошо бы купить арахИс. С арахИсом торт вкУснее. Многие амЕриканцы любят арахИсовое масло. А я предпочитаю укрАинский борщ.»
    -Что режет слух в этом тексте? (Ответы детей).
    А ведь многие из окружающих нас людей так и говорят. Это свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное. В нём тесно переплетаются и орфоэпические нормы, и ненормативное произношение слов.
    Сегодня наш урок посвящён важному и трудному разделу языкознания - орфоэпии. Откройте тетради, запишите число, тему урока (проецируются на доске).
    На занятии мы должны рассмотреть два основных раздела орфоэпии.
        1.    Особые случаи произношения гласных и согласных звуков.
    2. Особенности русского ударения.
    2. Сообщение ученика (на экран проецируется таблица «Особые случаи произношения гласных и согласных звуков»).
    3.Изучение нового материала.
    На экран проецируется таблица «Особенности русского ударения».
    ОСОБЕННОСТИ  РУССКОГО УДАРЕНИЯ
    Особенность
    Пояснения
    Примеры
    1. Разноместность
    Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)
    Резать
    Вырезать
    Вырезать
    Вырезной
    2. Подвижность
    Может перемещаться при изменении слова
    Вода – воды –
    воды
    3. Вариантность
    (вариативность)
    Наличие слов с разными вариантами ударения
    Творог, одновременно, петля, камбала
    4. Стилистическая функция
    Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной  норме, общему / специальному употреблению
    Феномен (лит.) – феномен (разг.);
    прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)
    5. Семантическая (смыслоразличительная)
    функция. Явление омографии.
    Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл
    Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый
    
    Первой особенностью русского ударения является его разноместность. Оно может падать на любую часть слова, в отличие от фиксированного: во французском языке - на последний слог, в английском – обычно на первый слог, в польском – чаще всего на предпоследний слог. В русском же языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы в однокоренных словах. Например: рЕзать – на 1-ый слог (корень), вЫрезать – 1-ый слог (приставка), вырезАть – 3-ий слог (суффикс, вырезнОй – 3-ий слог (окончание).
    - Назовите вторую особенность ударения, прочитайте пояснения и примеры.
    - Какова третья особенность?
    - Знакомимся с четвёртой особенностью.
    - И пятая особенность русского ударения?
    (Учащиеся отвечают по таблице)
    -Установлено, что около 96% слов русского языка отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику языка, отличаются разноместностью и подвижностью. Около 5000 слов в современном русском языке имеют вариантное ударение.
    3. Проверка домашнего задания.
    Учитель: Ещё одной особенностью русского ударения является его изменчивость. Если открыть произведения писателей первой половины XIX века, в них можно найти много слов с совершенно другими ударениями, чем сейчас.
    Так, в комедии А. С. Грибоедова  «Горе от ума» читаем:
    В России под великим штрафом
    Нам  каждого признать велят
    Историком и геогрАфом.
    Как мы видим, слово геОграф произносилось как геогрАф. Дома вы должны были выписать по группам из художественной литературы примеры слов, которые произносились не так, как сейчас.
    Первая группа – примеры из басен Ивана Андреевича Крылова.
    Вторая группа – примеры из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
    Третья группа – примеры из стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова.
    - Какие примеры вы выписали? (ответы и пояснения детей)
    Молодцы! Вы привели очень интересные примеры, которые говорят нам об изменчивости русского ударения.
    4. Тренировочные упражнения.
    1.Сборники для подготовки к ЕГЭ
    Для нас особенно важно научиться  правильно определять ударение в словах, так как орфоэпические нормы встречаются в варианте ЕГЭ (задание 4). На столах у вас лежит орфоэпический минимум, которым можно пользоваться при выполнении заданий. Первое упражнение выполняем по группам.
    ЗАДАНИЕ 1.
    Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.
    1. Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, асимметрия, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, плесневеть, обеспечение, сироты, передал, включит, колледж, квартал.
    2. Августовский, ободрить, взяла, облегчит, пуловер, повторит, шасси, жалюзи, принудить, эксперт, столяр, банты, гренки, торты, дотемна, завидно, красивее, щавель, средства.
    3. Инсценированный, менеджмент, знамение, спала (от «спать»), клала, кралась, бархотка, премировать, бомбардировать, вкусны, давнишний, озлобленный, швея, статуя, кедровый, асбест, углубить, откупорить, сливовый.
    2.Работа по учебнику.
    Упражнение 50. Прочитайте слова (по цепочке), расставьте ударения.(комментированный диктант)
     Упражнения 52 распределите слова в 2 столбика (распределительный диктант)
    В это время два ученика на доске выполняют индивидуальное задание.
    1) Расставьте ударения в словосочетаниях. Составьте и запишите два предложения.
    Намерение поступить в колледж, убыстрит развитие логического мышления, доцент языкового вуза, балованные дети, принудить в выборе, отдала ходатайство, давнишний каталог, одолели дремота и зевота, попросить столяра заняться кухонной мебелью, коробка со шприцами.
    2) Расставьте ударения в словосочетаниях. Составьте и запишите два предложения.
    Продажа тортов, несколько простыней, начала звонить соседям, начаты переговоры, заключит договор, высоко оценена, погружённый в раздумья, стала ещё красивее, повторим тему, завезена из соседних местностей, прибывшие пассажиры, поняв ошибку.
    Учитель проверяет индивидуальные задания, объявляет оценку.
    4. Работа по слайдам.
    ЗАДАНИЕ1
    Вспомните, что такое омографы. Определите лексическое значение следующих омографов, расставьте ударение. Составьте и запишите с ними словосочетание.
    ПереводнОй – перевОдный, погрУженный – погружЁнный, переходнОй – перехОдный; вЫкупать – выкупАть, остротА – острОта.
    
    - Мы уже разобрали много заданий, и не раз отмечали такую закономерность: в формах женского рода глаголов прошедшего времени (кроме клАла, крАлась) и страдательных причастий ударение падает на окончание А. При этом можно пользоваться следующими памятками.
    У многих глаголов при образовании форм прошедшего времени,
    у причастий и деепричастий ударение переходит на
    другой слог по следующей схеме:
    НачАть – нАчал – нАчали – началА – начАв – начАвший
    
    В некоторых глаголах возможны варианты постановки ударения в мужском и среднем роде, а также во множественном числе: на приставку или на корень. В женском роде ударение всегда на окончании. Предпочтение следует отдать следующей схеме:
    ПринЯть – прИнял – прИняли – принялА – принЯв - принЯвший
    Задание в группах
    - Используя первую памятку, образуйте формы прошедшего времени, причастия и деепричастия от глаголов брать, взять.
    - Используя первую памятку, образуйте формы прошедшего времени, причастия и деепричастия от глаголов отдать, поднять.
    5. Словарная работа.
    Продолжаем с вами работать со словами с трудным лексическим значением. Запишите слова, спроецированные на доске, расставьте ударения. Определите их лексическое значение по словарю. Составьте с двумя любыми словами предложения.
    КОМПРОМИСС – соглашение на основе взаимных уступок.
    КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции.
    РЕФЛЕКСИЯ – размышления, склонность анализировать свои переживания.
    ЭФЕМЕРНЫЙ – скоропреходящий, непрочный.
    8. Подведение итогов. Домашнее задание.
    -Подумайте и напишите дома о том, что нужно сделать, чтобы мы все правильно, грамотно и красиво говорили. Запишите домашнее задание – сочинение-миниатюра на тему «На пути к правильной речи».
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Хамидуллина Г. Н.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc