Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

32 Междометия. Звукоподражательные слова (Коваль В. А.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Междометия. Звукоподражательные слова.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 5-ый урок в разделе «Служебные части речи»
    Цель урока:  формировать представление о междометии как особом разряде слов и звукоподражательных словах.
    Задачи урока: повторить отличительные признаки междометий и зву­коподражательных слов; правописание междометий; 
    научиться отличать междометия от других частей речи;
    развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
     формировать навыки самоконтроля.
    Планируемые результаты:
     Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    Метапредметные: 
    - уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
    - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. 
    - уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник. 
    Предметные:
     - распознавать междометия и звукоподражательные слова   в тексте, определять их значение и  роль в предложении;
     - уметь правильно писать междометия и звукоподражательные слова   и отличать  их от других частей речи;
     -уметь применять полученные знания на практике.
    Техническое обеспечение урока: экран, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: этимологический словарь.
    Содержание урока:
    1. Орфографическая разминка:
    Подрастать, растительность, росток, водоросли, отрасль, выра­щенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклониться, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, зорянка, прибирать, подпереть, заберу, примирить, на вырост, полог, Ростислав, отнимать, пловцы, попла­вок, скачок, вскочил, творение, утварь.
    - Орфограмму «Безударные гласные в корнях с чередованием» обозначить графически, указать исключения из правил. 
    - В каком задании ЕГЭ можно встретить слова с данной орфограммой? (№8)
    
    2. Проверка домашнего задания.
    1) упр. 315.
    2) упр. 318
    3) Чтение письменных ответов на вопрос: Как может выражаться отрицание в русском языке.
    
    3. Актуализация знаний.
    На экране записаны предложения, что их все объединяет? (Во всех есть междометия)
    Ба! Знакомые всё лица! (А. Грибоедов)
    Тсс, ступайте за мной!
    Ау! Где вы?
    Караул, грабят!
    Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит, (М. Лермонтов)
    - Ребята, что Вы помните о междометиях?
    - Что выражают междометия в данных предложениях?
    
    4. Обобщение и систематизация знаний.
    Работа с учебником, § 64, с.211-212.
    - Составить и записать план своего выступления о междометии.
    
    План выступления
    1. Этимология термина. Определение междометия.
    2. Классификация междометий
    3. Выделение междометий на письме
    4. Употребление междометий в разных стилях речи.
    Заранее подготовившийся ученик рассказывает дополнительный материал об этимологии слова «междометие».
    - Термин “междометие” – исконно русский, обозначает “брошенный между”, т.е. (в данном случае) “не относящийся”. Вошел в употребление в 18 веке. Ранее слова-междометия названия не имели.
    В современном русском языке междометие – это особая часть речи, обозначающая чувства, эмоции, но не называющая их.
    -Классификацию междометий можно провести по 3 параметрам (выступающий по данному вопросу ученик записывает схему на доске)
    1) по составу
    Выделяют междометия производные и непроизводные. К непроизводным относятся междометия, не имеющие в современном языке связей ни с одной самостоятельной частью речи, такие как а, ага, ого, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, о, ого, ой, ох, тпру, тьфу, увы и др.
    Производные междометия представляют собой группу слов, соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи.
    С существительными связаны: батюшки, матушки, господи, блин, черт и др.
    С глаголами связаны: брось, будет, вишь (видишь), здравствуй(те), извини(те), пожалуйста, помилуйте, скажите, и др.
    С местоименными словами, союзами, частицами связаны: вона, то-то, эва, эк, вон, долой, полно, прочь, однако, да уж, на тебе, ну уж, ну да, ну и ну и др.
    Заметное место среди производных занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже мой, господи праведный, боже правый, прости господи, поди ж ты, скажите на милость, вот тебе на, вот тебе раз, то-то и оно, вот это да, как бы не так.
    2) по происхождению
    междометия делятся на 3 группы – вненациональные, исконно русские, заимствованные. Большинство междометий современного русского языка вненациональны по своему значению и звучанию. Это непроизводные, эмоциональные междометия, такие как ах, а, о, ох, фу, ха, эх, эй и др.
    Русские по происхождению междометия: тпру, увы, извините, спасибо, брысь, господи, батюшки-светы, все глагольные междометия типа брысь, хлоп, прыг.
    Заимствованными называют междометия, пришедшие из других языков, например: браво, баста (итал.); адью, бис (франц.).
    3) по значению
    Междометия используются для выражения чувств и эмоций (ах, бог с тобой боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, слава богу, о, ой, ай, ага, фу);
    команды, приказа (на, фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, стоп, алло, чу, айда, кыш, марш, цыц, айда, шабаш);
    речевого этикета (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово).
    
    - Ребята, а чем междометия отличаются от звукоподражательных слов?
    Чтение § 64.
    - Теперь мы сможем ответить на этот вопрос? (Да)
    - Как Вы думаете, в какой форме лучше изложить этот материал? ( В форме таблицы)
    - Давайте составим таблицу.
    Отличайте!
    Междометия
    
    Звукоподражательные слова
    
    1. Не изменяются.
    2. Не являются членами предложе­ния.
    3. Употребляясь в значении дру­гих частей речи, они принимают конкретное лексическое значение
    и становятся членами предложения.
    4. Отделяются запятыми или вос­клицательным знаком.
    5. Принадлежат к разговорному стилю.
    6. В художественной литературе употребляются в диалогах.
    1. Не изменяются.
    2. Передают звуки живой и не­жимой природы.
    3. Не выражают эмоций, чувств, побуждений.
    4. Состоят из одного или по­вторяющихся слов, которые пишутся через дефис.
    5. Служат для образования слов (чаще — глаголов).
    6. В предложении могут быть разными членами предложения.
    
    
    5. Применение знаний и умений в новой ситуации
    Устное выполнение упражнения 319 на различение междоме­тий и звукоподражательных слов. Работа в парах.
    
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    Самостоятельная работа в тетрадях.
    1. Ура! Мы ломим, гнутся шведы (А. Пушкин).
    2 . Алло! Не разбираю имя я... А! Это ты! Привет, любимая! (Б. Мая­ковский).
    3. Увы! Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит (А. Пушкин).
    4. «Брр... - сказал он. - Мороз, братцы...» (И. Крылов).
    5. - Эй, борода! Как проехать к Плюшкину? (Я. Гоголь).
    Проверка задания.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
     Повторить § 64, упр.320; подготовиться к итоговой контрольной работе.
    8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
     Ответы на вопросы (с. 213). 
    «Минутка открытий”.
    - Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке?
    
    
     

    Автор(ы): Коваль В. А.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx