Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

18 Контрольная работа за 1 полугодие (Давыдова Г. Д.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: «Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В.   Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г. 
    Уровень обучения: базовый
    Тема :Контрольная работа за 1 полугодие.
                     На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология и орфография» данный  урок 11.
    Тип урока: урок контроля. 
    Цель урока: проверка знаний, умений и навыков учащихся к концу 1 полугодия.
    Задачи урока:
    Образовательные: формировать навыки самоконтроля, логического мышления, умения понимать задание и находить верное его решение; совершенствовать общеучебные навыки.
    Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, умения рационально использовать время урока; развивать мотивы учебной деятельности, познавательный интерес; формировать умение переносить полученные знания в новую ситуацию, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных заданий; развитие познавательного интереса к изучению языка.
    Воспитывающие: воспитывать интерес к учению, чувство ответственности; воспитывать аккуратность и дисциплину труда.
    Планируемые результаты:
    Учащиеся должны знать:
    - основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного  
     русского языка;
    - знать алгоритм стилистического анализа текста.
    Учащиеся должны уметь:
    - соблюдать в практике письма основные нормы современного русского языка;
    - оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности;
    - определять верные и ошибочные утверждения в заданиях.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: тестовые задания в 2-х вариантах.
                                                Содержание урока.
    
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы, цели урока.
    III. Инструктаж по выполнению контрольной работы.
    IV. Оформление записей в тетрадях.
    V. Выполнение контрольной работы. 
    Вариант 1
    Инструкция к контрольной работе.
    
      На выполнение работы по русскому языку в 10 классе даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей. 
      Часть первая включает 10 заданий (А1 - А10). В каждом из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. 
      Часть вторая состоит из 10 заданий (В1 – В10). В каждом из них тоже 4 варианта ответа, из которых один правильный.
      Правильный ответ оценивается одним баллом, полученные баллы  суммируются. Желаем успеха!
    
    А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
    
    1) катАлог 
    
    2) щавЕль
    3) докУмент
    4) отогнАла
    
    А2. В каком предложении вместо слова  злой нужно употребить злостный?
    1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти злой феи.
    2) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
    3) Имейте в виду, что злые браконьеры являются уголовными преступниками и будут непременно наказаны.
    4) Человек он был злой: ему непременно нужно было кого-то мучить.
    
    А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1)  лягте на диван 
    2)  их дети
    3)  пять блюдец
    4)  больше пятьдесят рублей
    
    А4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    1)  зав..зать, с..муляция, ред..ктировать
    2)  пок..яние, приобр..тение, подск..зать
    3)  оз..рять, нак..рмить, напр..вление
    4)  поз..лотить, г..мназия, бл..стеть
    
    А5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
    1)  пр..мирить, пр..вокзальный, пр..важный
    2)  пр..будить, пр..делки, пр..дедушка
    3)  ра..писание, ра..пускать, ра..сказывать 
    4)  об..скать, пред..юльский, меж..нститутский
    
    А6. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?
    1)  (он) расстел..т, рекоменду..мый 
    2)  задыха..шься, леле..мый
    3)  (врач) вылеч..т, измуч..вший
    4)  (он) подмен..т, омыва..мый
    
    А7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
    А. миндал..вый
    Б. прикле..л
    В. потч..вать
    Г. ненавязч..вый
    
    1)  А, Б
    2)  Б, В
    3)  Б, Г
    4)  А, В, Г
    
    А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте 
    которых пишется одна буква Н?
    Дверь в кафе была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки какого-то стари(3)ого марша.
    1) 1
    2) 3
    3) 1, 2
    4) 1, 2, 3
    
    А9. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется И?
    Пожалуй, н(1) одна из человеческих добродетелей н(2) украшает и  н(3) возвышает так человека, как мужество.
    1) 1, 2
    2) 1
    3) 1, 3
    4) 2, 3
    
    10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
    1)  Уже на следующей неделе Свердловский мог ходить самостоятельно, (ТО) ЕСТЬ эффект от дорогостоящего лечения был (НА) ЛИЦО.
    2)  Этот молодой человек только и думает о том, ЧТО (БЫ)   такого взять из вашего кармана (БЕЗ) СПРОСУ!
    3)  (ЗА) ТО время, пока я заваривал чай, Миша уже успел принести три  стула    (В) ПУСТУЮ комнату.
    4)  Стук топора, раздававшийся (В) ДАЛЕКЕ, свидетельствовал о том, что кто-то из соседей ТО (ЖЕ) решил запастись на зиму дровами.
     Прочитайте текст и выполните задания.
    (1) В древней русской литературе существовало выражение «умное делание», к которо­му прежде всего относились летописание, переводы иноземных книг и составление все­возможных «изборников». (2) Такое «делание» в монастырях приравнивалось к самому высокому подвигу. (З) Букву за буквой выводил писец. (4) А художник заполнял стра­ницы рисунками: здесь были зайцы, лисы и другие животные, а также предметы быта. (5) Причудливым шрифтом писали заглавие. (6) Затем книгу «одевали» в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. (7) Крышки переплета замыкались застежками. (8) Древние книги были подлинным произведением искусства. (Глухов, Лавриненко). 
    
     В1. Какой заголовок наиболее точно отражает содержание данного текста? 
    1)  Красивые книги. 
    2)  Древние книги. 
    З) Первые книги на Руси. 
    4) Летописание. 
    
    В2. Какое суждение неверно? 
    1) Печатание первых книг приравнивалось к высокому   подвигу. 
    2) Переплеты первых книг были очень красивыми. 
    З) Первые книги на Руси писали от руки. 
    4) В первых книгах никогда не было рисунков. 
    
    В3. Определите стиль речи текста: 
    1)  официально-деловой 
    2)  разговорный 
    З) научно-популярный 
    4) художественный 
     В4. Определите тип речи текста: 
    1)  повествование 
    2)  описание 
    З) рассуждение с элементами описания 
    4)повествование с элементами описания 
    
    В5. Определите лексическое значение слова писец (предложение З): 
    1) должностное лицо, занимающееся пере­пиской и составлением канцелярских бумаг; 
    2) тот, кто умеет писать; 
    З) тот, кто пишет литературные произведе­ния; 
    4) лицо, занимающееся перепиской и со­ставлением рукописей и рукописных книг в древней Руси. 
    
    В6. В каком предложении есть место­имение, которое   соответствует следующей характеристике: определительное, употреблено в форме среднего рода, единственного числа, именительного па­дежа; в предложении является опреде­лением?
     
    1.1 
    2) 2
    3) 4 
    4)7 
    
    
    В7. Укажите, какой морфологической характеристике соответствует слово также в предложении 4: 
    1)  наречие 
    2)  союз 
    З) местоимение 
    4) частица 
    
    В8 .Какое из словосочетаний соответ­ствует схеме « прил. в превосходной степени + сущ»?
    1)  такое «делание» 
    2)  «делание» в монастырях 
    З) к самому высокому подвигу 
    4) приравнивалось к подвигу
    
    В9. В каком предложении есть распространенное определение? 
    1)  1 
    2)  4 
    З) 6
    4) 8 
    
    B10. Какое предложение является про­стым, односоставным, распространен­ным, ничем не осложненным? 
    1)  1 
    2)  4
    3)  5 
    4)  6 
    
    Вариант 2
    Инструкция к контрольной работе.
      На выполнение работы по русскому языку в 10 классе даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей. 
      Часть первая включает 10 заданий (А1 - А10). В каждом из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. 
      Часть вторая состоит из 10 заданий (В1 – В10). В каждом из них тоже 4 варианта ответа, из которых один правильный.
      Правильный ответ оценивается одним баллом, полученные баллы суммируются. Желаем успеха!
    
    А 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
    1) намерЕние
    
    2) премИровать
    3) переключИт
    4) кашлянУть
    А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?
    1) Большинство отрицательных героев Н.В. Гоголя можно собрать в единый образ пощлости.
    2)Вокруг голубовато-белая пустыня без единой складочки – ни бугров, ни впадин.
    3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на единые явления её.
    4) Просветители ХVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть едиными для всех.
    
    А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1) с четырьмястами рублями
    2) лягте на живот
    3) известные докторы наук
    4) пара ботинок
    
    А4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    1) гарм..ничный, упр..щенный, пл..теная (корзина)
    2) осн..стить, бл..стательный, впл..тную
    3) к..ммерческий, см..гчить, обд..рать
    4) аргум..нтированный, з..рница, ч..рующий
    
    А5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
    1) пр..амурский, пр..вязанность, пр..спокойно
    2) пре..ставиться, на..писать, о..дача
    3) и..ведать, ни..вергнуть, во..гораться
    4) дез..нформация, пан..сламизм, с..мпровизировать
    
    А6. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?
    1) пересуш..шь, расплавивш..йся
    2) (он) пряч..т, награжда..мый 
    3) числ..шься, повеш..нный флаг 
    4) маш..шь, замеш..нное тесто
    
    А7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
    
    А.  неусидч..вый
    Б.  ненавид..л
    В.  укорач..вать
    Г.  никел..вый
    
    1) А, В
    2) Б, В
    3) А, Г
    4) А, В, Г
    
    А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    
      Заслуги Айвазовского – художника - мариниста, избра(1)ого членом Академии художеств, награждё(2)ого почётными российскими орденами, украшающими его адмиральский мундир, – были отмече(3)ы во всём мире.
    
    1) 1
    2) 3
    3) 1, 2
    4) 1, 2, 3
    
    А9. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется И?
     Так спокойно бывает только осенью в уже опустевшем лесу, когда н(1) птица н(2) ударит крылом о ветку, н(3) лист н(4) упадёт на землю.
    
    1) 1, 2
    2) 1
    3) 1, 3
    4) 1, 3, 4
    
    А10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
    1)  (ПО) ЭТОМУ предмету экзамен будет уже через неделю, и времени на подготовку у нас (В) ОБРЕЗ.
    2)  Увидев, что мы увеличили цены (В) ДВОЕ, наши конкуренты ТО (ЖЕ) решили поднять цены.
    3)  (В) ТЕЧЕНИЕ недели мы искали утерянные документы по всем ведомствам столицы, измучились (В) КОНЕЦ, но так ничего и не нашли.
    4)  НЕ (СМОТРЯ) в глаза товарищам, ЧТО (БЫ) никто не заметил обиды на ее лице, Маша быстро вышла из комнаты.
     Прочитайте текст и выполните задания.
    (1)  В старину донские казаки первый раз стригли мальчика, когда ему исполнялся год. (2) Этот обряд сохранился у казаков до  наших дней. 
    (З) Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и крестная срезала его первые пряди волос, которые потом всю жизнь хранились за именной иконой. 
    (4) Подстриженного мальчика мужчины обязательно несли к церкви. (5) Там его уже ждал неоседланный конь. (6) Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок, в который потом заворачивали первые волосы и гадали, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. (7) Схватится за гриву - будет жить. (8) Заплачет, повалится с коня - быть убитым. (Алмазов). 
    
    В1. Какой заголовок передает содержание данного текста? 
    1)  Один из обрядов донских казаков. 
    2)  Казачонок. 
    З) Годовалый мальчик. 
    4) Как угадать судьбу. 
    
     В2. Какое суждение противоречит со­держанию этого текста? 
    1) Первый раз казачонка подстригают, когда ему исполняется один год. 
    2) Волосы годовалому казачонку срезает крестная. 
    З) Подстриженного казачонка обязательно несут к церкви и сажают на коня. 
    4) Обряд первой стрижки маленького казака в наши дни уже не соблюдается. 
    
      В3.Определите тип речи текста:
    1)  описание 
    2)  повествование с элементами описания 
    3)  рассуждение с элементами описания 
    4)  повествование 
    
    В4. Укажите, какое средство использовано для связи предложений 4 и 5: 
    1)  синоним 
    2)  наречие 
    З) лексический повтор 
    4) личное местоимение 
    
    В5. Определите лексическое значение слова кошма (предложение 3): 
    1)  стол 
    2)  маленький стул 
    3)  скамья 
    4)  войлочный ковер из овечьей или верб­люжьей шерсти 
    
    В6. В каком предложении есть наречие, которое соответствует следующей характеристике: относится к наречиям времени, в предложении является обстоятельством? 
    1)  1 
    2)  3 
    3)  4 
    4)  7
    
    В7. Укажите, какая морфологическая характеристика соответствует слову вер­хом (предложение 6): 
    1) наречие 
    2) имя существительное 
    З) предлог 
    4) частица 
    
    В8. Определите, какое словосочетание из предложения 5 соответствует схеме «гл. –личное мест.»
    
    
    1)  ждал там 
    2)  ждал его 
    З) неоседланный конь
    4) уже ждал 
    
    В9. Укажите, каким членом предложе­ния является слово этот в предложе­нии 2:
    1)  подлежащее 
    2)  сказуемое 
    З) определение 
    4) дополнение 
    В10. Сколько грамматических основ в предложении 6? 
    1) 1 
    2) 2 
    З) 3 
    4) 4 
    
    Ключи к контрольной работе по русскому языку для учащихся 10 класса.
    
    Номер задания
    Вариант 1
    Вариант 2
    
    Часть 1
    
    А1
    2
    3
    А2
    3
    3
    А3
    4
    3
    А4
    2
    1
    А5
    3
    3
    А6
    3
    1
    А7
    3
    1
    А8
    1
    2
    А9
    2
    3
    А10
    4
    2
    
    Часть 2
    
    В1
    2
    1
    В2
    4
    4
    В3
    3
    2
    В4
    4
    2
    В5
    4
    4
    В6
    2
    2
    В7
    2
    1
    В8
    3
    2
    В9
    3
    3
    В10
    3
    2
    
    
    
    
                             Система оценивания заданий
    
         За каждый правильный ответ в части А и В ставится 1 балл, максимальное количество баллов за всю работу – 20.
    Отметки
       «2»
      «3»
       «4»
       «5»
    Интервал баллов
       0-9
      10-15
      16-18
      19-20
    
     

    Автор(ы): Давыдова Г. Д.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.rtf