Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК:«Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г Уровень обучения: базовый Тема : Имя прилагательное как часть речи» §36. На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология и орфография» данный урок №9. Тип урока: урок повторения, обобщения и применения знаний и умений. Цель урока: повторение и обобщение представлений учащихся об имени прилагательном как о части речи; совершенствование навыков грамматических разборов;повторение лексико-грамматических категорий имени прилагательного; отработка умения производить морфологический разбор имени прилагательного; развитие умение работать с различными источниками; воспитание уважительного отношения к слову. Задачи урока: Образовательные: повторение и углубление ранее полученных знаний по теории, выявление особенностей качественных, относительных и притяжательных прилагательных, рассмотрение способов образования сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, определение морфологических признаков данной части речи. Развивающие:актуализация знаний в области грамматических норм имен прилагательных, развитие познавательного интереса к изучению языка, развитие мышления и творческих способностей учащихся на материале произведений русской литературы 19 века. Воспитывающие: формирование речевой грамотности, мировоззрения учащихся, коммуникативных навыков. Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: - определение имени прилагательного; - лексико-грамматические разряды имени прилагательного; - морфологический разбор имени прилагательного. Учащиеся должны уметь: - делать морфологический разбор имени прилагательного; - определять разряды имени прилагательного. Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы): интерактивная доска, проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.Методическое пособие «Тематическое планирвание. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной«Русский язык. 10 -11 классы»-М.: «Русское слово», 2014г. 2. Д.Н.Ушаков, С.Е Крючков. Орфографический словарь. - М., 2002г. 3. Портрет С.А.Есенина. Содержание урока: I.Организационный момент. Проверка домашнего задания. II.Работа с записанным на доске (выведенном на интерактивной доске) предложением. Он в жизнь вбегал рязанским простаком, Голубоглазым, кудреватым, русым, С задорным носом и весёлым вкусом, К усладам жизни солнышком влеком. - Эти строки о С. А. Есенине. (Открывается портрет С. А. Есенина). На уроках литературы мы не раз обращались к его творчеству. Яркие, эмоциональные, образные стихи никого не могут оставить равнодушными. - Какие слова помогают узнать поэта? - К какой части речи они относятся? -Что такое имя прилагательное? III.Знакомство с теоретическим материалом. 1.Самостоятельная работа. Пользуясь учебником (§36,стр.126), рассказать о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных и составить таблицу. (Таблица может быть выведена на интерактивную доску). Разряды имён прилагательных Качественные Относительные Притяжательные (Какой?) Степени сравнения, сочетаемость с наречиями меры, образование краткой формы. (Какой?) Указывают на метериал, место и время, обозначают отвлечённые понятия (Чей?) Указывают на принадлежность, суффиксы –ын-, -ин-, -ов-,-ев-,- вск-, -евск-,-ий. 2.Способы образования степеней сравнения имён прилагательных.Чтение статьи учебника вслух, анализ. 3. Комментарий учителя о сферах употребления степеней сравнения прилагательных в русском языке. - Прилагательные в простой форме сравнительной степени с суффиксом –ее- являются стилистически нейтральными, -ей- разговорными. - Аналитические (составные) формы сравнительной степени являются книжными. - Прилагательные в простой превосходной степени являются книжными. - Аналитические формы превосходной степени могут быть: нейтральными (со словом самый); книжными (со словами наиболее, наименее); разговорными (со словом всех). - Простая форма сравнительной степени прилагательных не изменяется, поэтому она не согласуется, а примыкает. Если прилагательное в такой форме является определением, то оно является несогласованным определением. 4. Морфологический разбор имени прилагательного. 1)Знакомство с порядком и образцом разбора (с.129). 2) Морфологический разбор имён прилагательных в предложении: Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. 5. Физминутка. IY. Первичное закрепление материала. 1.В стихотворении о Есенине (см. выше) назвать прилагательные, определить их разряд. (Задание выполняется устно, при этом отрабатывается алгоритм распознавания разрядов прилагательных). 2.Упр.218 (выписать словосочетания «сущ.+ прил.», определить разряд, указать способы образвания степеней сравнения). 3.Работа со стихотворением С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога». (Тексты распечатаны для каждого ученика) -Определить тему и идею стихотворения. -Назовите прилагательные. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся? -Наблюдается ли процесс перехода прилагательных из разряда в разряд? V.Наблюдение. 1.На доске записано (выведено на интерактивной доске) четверостишье: Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. -Перед вами строки одного из самых красивых и лиричных произведений С. А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Определите, в какой форме употреблены прилагательные. - Какова их синтаксическая функция? В результате наблюдения учащиеся должны прийти к выводу, что прилагательные в форме простой сравнительной степени выступают только в роли сказуемого. -Пользуясь учебником (стр. 127), назвать степени сравнения прилагательных и образовать все возможные формы от прилагательных «огромней», «лучше». 2. Упражнение 198 (устно). 3. На доске записано (выведено на интерактивной доске) предложение: Ой ты, Русь, моя Родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. - Объяснить постановку знаков препинания в данном четверостишии. - Подчеркнуть грамматические основы предложений. Чем они выражены? -Выполнить самостоятельноморфологический разбор прилагательных, пользуясь материалом учебника на стр.129-130. Двое учащихся работают у доски. Взаимопроверка. 4. Самостоятельная работа. Задание: распределить имена прилагательные в 3 столбика в соответствии с их разрядами. Мелкий, блеклый, карманный, твердый, детский, барсучий, январский, именной, торжественный, лисий, знаменитый, кофейный, радостный, непринужденный, французский, малоприспособленный, беличий, придорожный, лисья (хитрость), лисий (воротник), лисья (нора). - Имена прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму? - Какие имена прилагательные обозначают принадлежность кому-либо? VI.Подведение итогов урока. Аналитическая беседа. -Перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных, их отличительные особенности. -Какие формы и степени сравнения образуют качественные прилагательные? -Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена прилагательные? - Что общего и в чём различие имени существительного и имени прилагательного? -Что лежит в основе выделения лексико-грамматических разрядов прилагательных? VI.Домашнее задание: §36; упр.204 (устно), 200 (письменно). YII. Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание.
Автор(ы): Давыдова Г. Д.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx