Название предмета: русский язык.
Класс: 10
УМК:«Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г
Уровень обучения: базовый
Тема : Имя прилагательное как часть речи» §36.
На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология и орфография» данный урок №9.
Тип урока: урок повторения, обобщения и применения знаний и умений.
Цель урока: повторение и обобщение представлений учащихся об имени прилагательном как о части речи; совершенствование навыков грамматических разборов;повторение лексико-грамматических категорий имени прилагательного; отработка умения производить морфологический разбор имени прилагательного; развитие умение работать с различными источниками; воспитание уважительного отношения к слову.
Задачи урока:
Образовательные: повторение и углубление ранее полученных знаний по теории, выявление особенностей качественных, относительных и притяжательных прилагательных, рассмотрение способов образования сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, определение морфологических признаков данной части речи.
Развивающие:актуализация знаний в области грамматических норм имен прилагательных, развитие познавательного интереса к изучению языка, развитие мышления и творческих способностей учащихся на материале произведений русской литературы 19 века.
Воспитывающие: формирование речевой грамотности, мировоззрения учащихся, коммуникативных навыков.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- определение имени прилагательного;
- лексико-грамматические разряды имени прилагательного;
- морфологический разбор имени прилагательного.
Учащиеся должны уметь:
- делать морфологический разбор имени прилагательного;
- определять разряды имени прилагательного.
Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы): интерактивная доска, проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
1.Методическое пособие «Тематическое планирвание. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной«Русский язык. 10 -11 классы»-М.: «Русское слово», 2014г.
2. Д.Н.Ушаков, С.Е Крючков. Орфографический словарь. - М., 2002г.
3. Портрет С.А.Есенина.
Содержание урока:
I.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
II.Работа с записанным на доске (выведенном на интерактивной доске) предложением.
Он в жизнь вбегал рязанским простаком,
Голубоглазым, кудреватым, русым,
С задорным носом и весёлым вкусом,
К усладам жизни солнышком влеком.
- Эти строки о С. А. Есенине. (Открывается портрет С. А. Есенина). На уроках литературы мы не раз обращались к его творчеству. Яркие, эмоциональные, образные стихи никого не могут оставить равнодушными.
- Какие слова помогают узнать поэта?
- К какой части речи они относятся?
-Что такое имя прилагательное?
III.Знакомство с теоретическим материалом.
1.Самостоятельная работа. Пользуясь учебником (§36,стр.126), рассказать о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных и составить таблицу. (Таблица может быть выведена на интерактивную доску).
Разряды имён прилагательных
Качественные
Относительные
Притяжательные
(Какой?) Степени сравнения, сочетаемость с наречиями меры, образование краткой формы.
(Какой?) Указывают на метериал, место и время, обозначают отвлечённые понятия
(Чей?) Указывают на принадлежность, суффиксы –ын-, -ин-, -ов-,-ев-,- вск-, -евск-,-ий.
2.Способы образования степеней сравнения имён прилагательных.Чтение статьи
учебника вслух, анализ.
3. Комментарий учителя о сферах употребления степеней сравнения прилагательных в
русском языке.
- Прилагательные в простой форме сравнительной степени с суффиксом –ее- являются стилистически нейтральными, -ей- разговорными.
- Аналитические (составные) формы сравнительной степени являются книжными.
- Прилагательные в простой превосходной степени являются книжными.
- Аналитические формы превосходной степени могут быть: нейтральными (со словом самый); книжными (со словами наиболее, наименее); разговорными (со словом всех).
- Простая форма сравнительной степени прилагательных не изменяется, поэтому она не согласуется, а примыкает. Если прилагательное в такой форме является определением, то оно является несогласованным определением.
4. Морфологический разбор имени прилагательного.
1)Знакомство с порядком и образцом разбора (с.129).
2) Морфологический разбор имён прилагательных в предложении:
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
5. Физминутка.
IY. Первичное закрепление материала.
1.В стихотворении о Есенине (см. выше) назвать прилагательные, определить их разряд. (Задание выполняется устно, при этом отрабатывается алгоритм распознавания разрядов прилагательных).
2.Упр.218 (выписать словосочетания «сущ.+ прил.», определить разряд, указать способы образвания степеней сравнения).
3.Работа со стихотворением С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога». (Тексты распечатаны для каждого ученика)
-Определить тему и идею стихотворения.
-Назовите прилагательные. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся?
-Наблюдается ли процесс перехода прилагательных из разряда в разряд?
V.Наблюдение.
1.На доске записано (выведено на интерактивной доске) четверостишье:
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
-Перед вами строки одного из самых красивых и лиричных произведений С. А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Определите, в какой форме употреблены прилагательные.
- Какова их синтаксическая функция?
В результате наблюдения учащиеся должны прийти к выводу, что прилагательные в форме простой сравнительной степени выступают только в роли сказуемого.
-Пользуясь учебником (стр. 127), назвать степени сравнения прилагательных и образовать все возможные формы от прилагательных «огромней», «лучше».
2. Упражнение 198 (устно).
3. На доске записано (выведено на интерактивной доске) предложение:
Ой ты, Русь, моя Родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
- Объяснить постановку знаков препинания в данном четверостишии.
- Подчеркнуть грамматические основы предложений. Чем они выражены?
-Выполнить самостоятельноморфологический разбор прилагательных, пользуясь материалом учебника на стр.129-130. Двое учащихся работают у доски. Взаимопроверка.
4. Самостоятельная работа.
Задание: распределить имена прилагательные в 3 столбика в соответствии с их разрядами.
Мелкий, блеклый, карманный, твердый, детский, барсучий, январский, именной, торжественный, лисий, знаменитый, кофейный, радостный, непринужденный, французский, малоприспособленный, беличий, придорожный, лисья (хитрость), лисий (воротник), лисья (нора).
- Имена прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму?
- Какие имена прилагательные обозначают принадлежность кому-либо?
VI.Подведение итогов урока. Аналитическая беседа.
-Перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных, их отличительные особенности.
-Какие формы и степени сравнения образуют качественные прилагательные?
-Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена прилагательные?
- Что общего и в чём различие имени существительного и имени прилагательного?
-Что лежит в основе выделения лексико-грамматических разрядов прилагательных?
VI.Домашнее задание: §36; упр.204 (устно), 200 (письменно).
YII. Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание.
Автор(ы): Давыдова Г. Д.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx