Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема урока: Имя числительное как часть речи. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в разделе «Самостоятельные части речи» Цель урока: систематизировать изученный материал об имени числительном. Задачи: 1.Повторить лексико-грамматические категории имен числительных; 2.Отрабатывать умение производить морфологический разбор имени числительного, умения разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением корней; 3.Повторить правило «Склонение имен числительных». Планируемые результаты: ученики научатся разграничивать имена числительные от других частей речи, различать его морфологические признаки. Техническое обеспечение урока: презентация Ход урока. I. Формулировка темы и цели урока учащимися. - Ответив на вопросы теста, сформулируйте тему и цель урока. 1. На каком месте по частоте употребления находится имя числительное? а) на первом; в) на восьмом; б) на третьем; г) на втором. 2. На какие разряды по значению делятся числительные? а) количественные, порядковые и собирательные; б) количественные и порядковые; в) сложные и составные; г) дробные и составные. 3. Какие числительные склоняются так же, как и существительные 3-го склонения? а) простые количественные от 5 до 20 и 30; б) порядковые; в) сложные; г) дробные. 4. У каких числительных существуют две формы: именительного и винительного падежа? а) 40, 90, 100; в) 90, 70, 50; б) 30, 60, 20; г) 100, 1000. 5. Определите, какой частью речи является обстоятельство в предложении: 20 декабря 1952 года Усть-Каменогорская ГЭС дала первый промышленный ток. а) прилагательное; б) существительное; в) словосочетание числительного с существительным; г) наречие. 6. Найдите четвертое лишнее: а) второй; в) второстепенный; б) двое; г) двадцать. После того как тест выполнен, учащиеся формулируют тему и цель урока. II. Презентация темы «Имя числительное» Презентацию подготовили учащиеся трех групп. Во время знакомства с ней класс конспектирует новый материал. Задания для групп: 1) имя числительное как часть речи, категории имени числительного; 2) виды и разряды имен числительных; 3) правописание и употребление имен числительных. Работа с таблицей 12. Таблица 12 Типы склонения числительных I II III IV V VI VII И.п. 1 2-4 5-20 40 200-900 1000 от 2000 30 90 и т. д. 50 100 60 70 80 Р. п. Как -х Как сущест- вительные 3-го склонения -а -сот Как су- ществи- тельные 1-го склонения (Т. п. -ью) Как су- Д. п. прила- -м -а -стам ществи- В. п. гатель- = = И. п. = И. п. тельные Т. п. ные И(Р). п. -а -стами ж. р. П. п. (ка- -мя -а -стах во мн. ч. кого? -х и т. п.) Учащиеся получают задание: сориентировать каждую часть сложного или составного числительного на соответствующий столбик и строчку таблицы (например: 293 учащихся). Рассуждение: № задания Падежи Тип склонения числительного 1 Т. п. 87 V, IV, II С двумястами девяноста тремя 2 П. п. О двухстах девяноста трех III. Закрепление 1. Тест. 1. Найдите числительное, употребленное с ошибкой: а) Т. п. — пятьюстами сорока одним; б) П. п. — о триста девяноста семи; в) Р. п. — двухсот шестидесяти пяти; г) Д. п. — четыремстам двадцати одному. 2. Определите правильное написание числительного в Д. п. II Т. п.: а) сто сорок семи, сто сорок семи; б) ста сорока семи, ста сорока семью; в) сто сорок семи, сто сорок семью; г) ста сорок семи, ста сорок семью. 3. В каком сочетании нет грамматической ошибки? а) к восемь целым двум пятым прибавить шесть; б) трое подружек; в) с двухстами книгами; г) четверо медвежат. 2. Упражнение 245 с комментарием (по таблице). 3. Обобщающий тест. Найдите верный вариант в определении морфологических признаков числительных: а) одиннадцати ребят: числительное, простое, количественное, целое, употреблено в Р. п., стоит во мн. ч; б) шестьюдесятью страницами: числительное, сложное, количественное, целое, употреблено в Т. п.; в) пятнадцатому ряду: числительное, простое, количественное, употреблено в Д. п., стоит в ед. ч. м. р. IV. Итог урока Выставление оценок (по итогам тестов). Домашнее задание: Учить теорию по склонению числительных, составить тест из 8—10 вопросов по всей теме.
Автор(ы): Зяблова Л. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx