Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

19 Имя числительное как часть речи (Зяблова Л. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Имя числительное как часть речи.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в разделе «Самостоятельные части речи»
    Цель урока: систематизировать изученный материал об имени числительном.
    Задачи:
    1.Повторить лексико-грамматические категории имен чис­лительных; 
    2.Отрабатывать умение производить морфологический разбор имени числительного, умения разграничивать имена числи­тельные и слова других частей речи с числовым лексическим значе­нием корней; 
    3.Повторить правило «Склонение имен числительных».
    Планируемые результаты: ученики научатся разграничивать имена числительные от других частей речи, различать его морфологические признаки.
    Техническое обеспечение урока: презентация
    
    Ход урока.
    
    I. Формулировка темы и цели урока учащимися.
    - Ответив на вопросы теста, сформулируйте тему и цель урока.
    1. На каком месте по частоте употребления находится имя числительное?
    а) на первом; 			в) на восьмом;
    б) на третьем; 			г) на втором.
    
    2. На какие разряды по значению делятся числительные?
    а) количественные, порядковые и собирательные;
    б) количественные и порядковые;
    в) сложные и составные;
    г) дробные и составные.
    
    3. Какие числительные склоняются так же, как и существи­тельные 3-го склонения?
    а) простые количественные от 5 до 20 и 30;		б) порядковые;
    в) сложные;							г) дробные.     
    
    4. У каких числительных существуют две формы: именитель­ного и винительного падежа?
    а) 40, 90, 100; 					в) 90, 70, 50;
    б) 30, 60, 20; 					г) 100, 1000.
    
    5. Определите, какой частью речи является обстоятельство в предложении:
    20 декабря 1952 года Усть-Каменогорская ГЭС дала первый про­мышленный ток.
    а) прилагательное;			б) существительное;
    в) словосочетание числительного с существительным;
    г) наречие.
    
    6. Найдите четвертое лишнее:
    а) второй; 				в) второстепенный;
    б) двое; 				г) двадцать.
    
    После того как тест выполнен, учащиеся формулируют тему и цель урока.
    
    II. Презентация темы «Имя числительное»
    Презентацию подготовили учащиеся трех групп. 
    Во время зна­комства с ней класс конспектирует новый материал. Задания для групп:
    1) имя числительное как часть речи, категории имени числи­тельного;
    2) виды и разряды имен числительных;
    3) правописание и употребление имен числительных. Работа с таблицей 12.
    Таблица 12
    Типы склонения числительных
    
    
    I
    II
    III
    IV
    V
    VI
    VII
    И.п.
    1
    2-4
    5-20
    40
    200-900
    1000
    от 2000
    
    
    
    30
    90
    
    
    и т. д.
    
    
    
    50
    100
    
    
    
    
    
    
    60
    
    
    
    
    
    
    
    70
    
    
    
    
    
    
    
    80
    
    
    
    
    Р. п.
    Как
    -х
    Как сущест-
    вительные
    3-го
    склонения
    -а
    -сот
    Как су-
    ществи-
    тельные
    1-го
    склонения
    (Т. п.
    -ью)
    Как су-
    Д. п.
    прила-
    -м
    
    -а
    -стам
    
    ществи-
    В. п.
    гатель-
    =
    
    = И. п.
    = И. п.
    
    тельные
    Т. п.
    ные
    И(Р). п.
    
    -а
    -стами
    
    ж. р.
    П. п.
    (ка-
    -мя
    
    -а
    -стах
    
    во мн. ч.
    
    кого?
    -х
    
    
    
    
    
    
    и т. п.)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся получают задание: сориентировать каждую часть сложного или составного числительного на соответствующий столбик и строчку таблицы (например: 293 учащихся).
    
    Рассуждение:
    № задания
    Падежи
    Тип склонения числительного
    1
    Т. п. 87
    V, IV, II
    
    
    С двумястами девяноста тремя
    2
    П. п.
    О двухстах девяноста трех
    
    III. Закрепление
    1. Тест.
    1. Найдите числительное, употребленное с ошибкой:
    а) Т. п. — пятьюстами сорока одним;			б) П. п. — о триста девяноста семи;
    в) Р. п. — двухсот шестидесяти пяти;			г) Д. п. — четыремстам двадцати одному.
    
    2. Определите правильное написание числительного в Д. п. II Т. п.:
    а) сто сорок семи, сто сорок семи;			б) ста сорока семи, ста сорока семью;
    в) сто сорок семи, сто сорок семью;			г) ста сорок семи, ста сорок семью.
    
    3. В каком сочетании нет грамматической ошибки?
    а) к восемь целым двум пятым прибавить шесть;		б) трое подружек;
    в) с двухстами книгами;					г) четверо медвежат.
    
    2. Упражнение 245 с комментарием (по таблице).
    3. Обобщающий тест.
    Найдите верный вариант в определении морфологических признаков числительных:
    а) одиннадцати ребят: числительное, простое, количествен­ное, целое, употреблено в Р. п., стоит во мн. ч;
    б) шестьюдесятью страницами: числительное, сложное, ко­личественное, целое, употреблено в Т. п.;
    в) пятнадцатому ряду: числительное, простое, количествен­ное, употреблено в Д. п., стоит в ед. ч. м. р.
    
    IV. Итог урока
    Выставление оценок (по итогам тестов).
    Домашнее задание:
    Учить теорию по склонению числительных, составить тест из 8—10 вопросов по всей теме.
    
    
     

    Автор(ы): Зяблова Л. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx