Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема урока: Глагол как часть речи. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 3-ий урок в разделе «Самостоятельные части речи» Цель: повторить основные лексико-грамматические разряды и орфограммы глагола. Задачи: 1.Систематизировать изученный материал о глаголе, повторить лексико-грамматические разряды. 2. Развивать навыки правописания и употребления глаголов в устной и письменной речи. 3. Воспитывать творческую активность учащихся на уроке. Планируемые результаты: дети научатся различать синтаксические . морфологические признаки глаголов, употреблять их в речи Техническое обеспечение урока: проектор, экран. Ход урока. I. Фронтальный опрос - Что обозначает глагол? - Что отличает эту часть речи от именных (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное)? - Перечислите собственно глагольные грамматические категории. - Назовите особые формы глагола. II. Работа по новой теме: 1. Глагол как часть речи. Учащиеся читают § 48, составляют схему-«дерево» «Глагол как часть речи» (образец см. в уроках 37-38). Выполнение тренировочного теста. 1. Найдите глагол. а) напевно; б) напевать; в) пение; г) напевающий. 2. Найдите глагол 2-го спряжения. а) стелить; б) лететь; в) брить; г) купать. 3. Определите, в каком случае морфологические признаки определены неверно. а) поведут - глаг., сов. в., 1-е спр., буд. вр., мн. ч., 3-е лицо; б) зашли - глаг., сов. в., 1-е спр., прош. вр., мн. ч.; в) читала - глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., ед. ч.; г) держали - глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., мн. ч. 4. Найдите непереходный глагол. а) рубить; б) держать; в) рассматривать; г) мечтать. 5. Найдите возвратный глагол. а) обливаться; б) мерить; в) отводить; г) жалеть. 6. Определите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в предложении. На следующее лето мальчика повезут на юг подлечиться. а) подлежащее; б) сказуемое; в) дополнение; г) обстоятельство. 7. Найдите глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом. а) засмотреться; б) пробежать; в) умываться; г)посмеяться. Упражнения 266, 269 выполняются письменно. Необходимо акцентировать внимание учащихся на синтаксической функции глагола. 2. Синтаксическая роль глагола. Обратить внимание учащихся: а) глаголы в предложении могут быть в настоящем, прошедшем, будущем времени — простым глагольным сказуемым (Люблю грозу в начале мая); б) неопределенная форма глагола может быть любым членом предложения: 1) подлежащим (Курить вредно); 2) дополнением (Нас просили задержаться); 3) определением (Было желание танцевать); 4) обстоятельством (Мужик вез гусей в город продавать); 5) частью составного глагольного сказуемого (Начну рассказывать смешную историю). Задание: записать предложения, определить синтаксическую роль инфинитива. 1. Ум нужно тренировать, склонности и способности развивать. 2. Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться. 3. Вообще, он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать. 4. Нам песня строить и жить помогает. 5. Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги. 6. На другое утро Рудин только что успел одеться, как явился к нему человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет и откушать с ней чай. 7. Я спешил скорее видеть вас. 3. Морфологический разбор глагола. Изучение порядка разбора на с. 173. Упражнение 267 (сделать морфологический разбор 3 глаголов в разных формах наклонений). 4. Правописание глаголов. (Чтение § 49.) — Какие орфограммы связаны с глаголом? — Составьте алгоритмы орфографических правил, связанных с глаголом. (Упражнения 273, 274, 281, 283 выполняются письменно, )атсм несколько человек комментируют выполненное задание На оценку.) III. Итог урока. Домашнее задание: 1. § 48, 49. 2. Упражнение 284 с графическим обозначением орфограмм глаголов. 3. Устно ответить на вопросы (с. 182).
Автор(ы): Зяблова Л. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx