Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

21 Глагол как часть речи (Зяблова Л. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  Глагол как часть речи.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 3-ий урок в разделе «Самостоятельные части речи»
    Цель: повторить основные лексико-грамматические разряды и орфограммы глагола.
    Задачи:
    1.Систематизировать изученный материал о глаголе, повторить лексико-грамматические разряды.
    2. Развивать навыки правописания и употребления глаголов в устной и письменной речи.
    3. Воспитывать творческую активность учащихся на уроке.
    Планируемые результаты: дети научатся различать синтаксические . морфологические признаки глаголов, употреблять их в речи
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран.
    
    Ход урока.
    I. Фронтальный опрос
    - Что обозначает глагол?
    - Что отличает эту часть речи от именных (имя существи­тельное, имя прилагательное, местоимение, имя числи­тельное)?
    - Перечислите собственно глагольные грамматические ка­тегории.
    - Назовите особые формы глагола.
    
    II. Работа по новой теме:
    1. Глагол как часть речи.
    Учащиеся читают § 48, составляют схему-«дерево» «Глагол как часть речи» (образец см. в уроках 37-38). Выполнение тренировочного теста.
    1. Найдите глагол.
    а) напевно; 		б) напевать;		в) пение;		г) напевающий.
    2. Найдите глагол 2-го спряжения.
    а) стелить; 		б) лететь; 		в) брить;		г) купать.
    3. Определите, в каком случае морфологические признаки определены неверно.
    а) поведут - глаг., сов. в., 1-е спр., буд. вр., мн. ч., 3-е лицо;
    б) зашли - глаг., сов. в., 1-е спр., прош. вр., мн. ч.;
    в) читала - глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., ед. ч.;
    г) держали - глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., мн. ч.
    4. Найдите непереходный глагол.
    а) рубить; 		б) держать; 		в) рассматривать;		г) мечтать.
    5. Найдите возвратный глагол.
    а) обливаться; 		б) мерить; 		в) отводить;			 г) жалеть.
    6. Определите, какую синтаксическую роль выполняет инфи­нитив в предложении.
    На следующее лето мальчика повезут на юг подлечиться.
    а) подлежащее; 	б) сказуемое; 		в) дополнение;		 г) обстоятельство.
    7. Найдите глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом.
    а) засмотреться; 	б) пробежать; 		в) умываться;			 г)посмеяться. 
    Упражнения 266, 269 выполняются письменно. Необходимо акцентировать внимание учащихся на синтаксической функции глагола.
    
    2. Синтаксическая роль глагола.
    Обратить внимание учащихся:
    а) глаголы в предложении могут быть в настоящем, прошед­шем, будущем времени — простым глагольным сказуемым (Люблю грозу в начале мая);
    б) неопределенная форма глагола может быть любым членом предложения:
    1) подлежащим (Курить вредно);
    2) дополнением (Нас просили задержаться);
    3) определением (Было желание танцевать);
    4) обстоятельством (Мужик вез гусей в город продавать);
    5) частью составного глагольного сказуемого (Начну рас­сказывать смешную историю).
    Задание: записать предложения, определить синтаксическую роль инфинитива.
    1. Ум нужно тренировать, склонности и способности разви­вать.
    2. Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться.
    3. Вообще, он в совершенстве обладает этим труднейшим ис­кусством слушать.
    4. Нам песня строить и жить помогает.
    5. Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
    6. На другое утро Рудин только что успел одеться, как явился к нему человек от Дарьи Михайловны с приглашением по­жаловать к ней в кабинет и откушать с ней чай.
    7. Я спешил скорее видеть вас.
    
    3. Морфологический разбор глагола.
    Изучение порядка разбора на с. 173.
    Упражнение 267 (сделать морфологический разбор 3 глаголов в разных формах наклонений).
    
    4. Правописание глаголов.
    (Чтение § 49.)
    — Какие орфограммы связаны с глаголом?
    — Составьте алгоритмы орфографических правил, связанных с глаголом.
    
    (Упражнения 273, 274, 281, 283 выполняются письменно, )атсм несколько человек комментируют выполненное задание На оценку.) 
    
    III. Итог урока.
    
    Домашнее задание:
    1. § 48, 49.
    2. Упражнение 284 с графическим обозначением орфограмм глаголов.
    3. Устно ответить на вопросы (с. 182).
    
     

    Автор(ы): Зяблова Л. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx